Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
для самостоятельного изучения материала в расчёте на его личные творческие интересы и возможности. Кроме того, наличие учебника повысит эффективность обуче­ния и позволит педагогу экономить время на уроке, отсылая учащихся к тому или иному параграфу и заданию для самосто­ятельной работы с ними.

В пособии приводятся фрагменты рекомендаций учите­лей разных городов нашей страны, основанных на их опыте проведения в течение многих лет занятий по программе для 8 класса, разработанной А. С. Питерских и А. А. Кобозевым. Эти рекомендации были высказаны учителями на многочис­ленных конференциях и научно-практических семинарах, на исследовательских форумах по внедрению инновационных разработок и мастер-классах учителей-новаторов. Наиболее интересное из их практики, апробированное на инновацион­ных площадках многих московских школ нашло отражение на страницах учебника.

Иллюстративный ряд учебника составляет равноправ­ную с текстом образовательно-дидактическую линию. В нём зрительно раскрываются основные положения программы и приводятся примеры выполнения учащимися заданий. В этом пособии даются ссылки на те или иные страницы учебника, от­сылающие учителей к конкретным иллюстративным примерам, помогающим методическому решению урока.

Зрительный ряд учебника разнообразен: здесь и фотогра­фии, и кадры из фильмов, и сцены из спектаклей и т. д. Инфор­мация, которую учащиеся черпают из него, носит разноуровне­вый характер (сравнительно-аналитический, образный и т. п.), что не требует указания авторства под каждым изображением. Например, показ типов сценических костюмов как формы рабо­ты художника в театре вовсе не требует указания конкретного спектакля или имён актёров (это является не только ненужной, но и отвлекающей от главного информацией). Внимание уча­щихся должно сосредотачиваться на действительно дидакти­чески важном произведении и его авторе. Такой подход к под- рисуночным подписям в наибольшей степени обеспечивает концентрацию учащихся на действительно важной обучающей информации. В то же время учителю может понадобиться до­полнительная информация о приводимых в книге иллюстрациях для собственных, более глубоких, чем у учеников, знаний. В свя­зи с этим в данном пособии приводится список подрисуночных подписей к наиболее важным изображениям, содержащимся в учебнике.


Формы проведения занятий по программе (естественно, с привлечением учебника), которые определяются каждым учи­телем самостоятельно, должны отвечать динамике и характеру эстетического развития современных подростков, их увлечени­ям современными технологиями и творческим устремлениям в художественном познании мира. Это базовый посыл в достиже­нии планируемых результатов обучения.

Структура урока предполагает следующие этапы работы:

изложение учителем в той или иной форме темы урока, раскрытие её содержания (словесно и с помощью зри­тельного ряда);

формулирование задания (исследовательского, практи­ческого), показ способов и характера его выполнения (как в урочное, так и во внеурочное время в формате самостоятельной проектной работы);

анализ и разбор в ходе коллективного обсуждения про­ектных работ, выполненных по предыдущему заданию (как исследовательских, так и практических).

Хотелось бы особо отметить важность аналитической части занятия. Осмысление учащимися своих промашек и ошибок не менее важно, чем сама работа. В ходе анализа и коллективного обсуждения проектов, выполненных индивидуально или в со­ставе группы, учителю имеет смысл не разбирать все работы, а сконцентрировать внимание класса на наилучшем проекте и остальные рассматривать в обзорном режиме, выделяя при этом сильные стороны и типичные ошибки, которые учащимся не следует повторять впредь. Выстраивая структуру каждого отдельного урока, учитель сам определяет последовательность и временное соотношение указанных выше элементов. Совер­шенно равноправны модели занятия, начинающиеся и с изло­жения нового материала, и с анализа выполненных заданий.

Эффективным методическим приёмом для достижения планируемых результатов может стать построение занятий в диалогической форме (уже заложенной в учебнике), а то и в дискуссионной, но не в монологично-лекционной. Конечно, это требует от учителя наличия собственной зрительской и худож­нической позиции, присутствия в общении с молодёжью аргу­ментации в ходе критики и одобрения того или иного произ­ведения искусства. Активная позиция учителя как модератора в освоении школьниками современной визуальной культуры предполагает объективные и убедительные критерии оценки искусства, дающие школьникам понимание того, что такое хо­рошо и что такое плохо.



Тема занятия, указанная в программе и рассматриваемая в учебнике, может раскрываться в течение одного академическо­го часа, а может в течение двух часов, может только в рамках урока, а может включать в себя внеурочную деятельность и т. д. Это определяется как образовательно-педагогической страте­гией учителя, так и характером изучения изобразительного ис­кусства в каждой конкретной школе. Сегодня, когда существуют государственные и частные школы, школы искусства и формы профильного обучения, временной формат раскрытия каждой темы не может не быть вариативен. Учебник учитывает это, и приводимый в нём спектр заданий имеет минимальные обра­зовательные границы, очерчиваемые прежде всего рамками учебно-исследовательских заданий. В то же время учебник обе­спечивает перспективы учительской работы и обладает потен­циалом для более глубокого изучения синтетических искусств. Тематика и спектр заданий, в особенности проектно-творческих практикумов, достаточно обширны и могут служить основой для

творчества учащихся в коллективах дополнительного образова­ния. Учебник предоставляет учителю большие возможности в проведении как коллективных, так и индивидуально-творческих работ в процессе художественного развития учащихся.

Поскольку приводимые в учебнике темы и задания рассчи­таны на разные степень и глубину их изучения, перед учителем стоит задача локализации тематики и количества выполняемых заданий на каждом конкретном уроке. Время работы учащихся при выполнении заданий, которые содержатся в учебнике, обя­зательно определяется и регулируется учителем.

Исходя из конкретных условий, учителем определяются так­же характер и формы обучения на уроке. Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учитель выбирает форматы с преобладанием изобразительного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (через изучение картин, просмотр фрагментов спектаклей, фильмов и т. д.).

В учебнике заложена многоаспектная методика освоения учащимися материала. Так, при выполнении практических про­ектно-творческих заданий рекомендуется в рамках каждой чет­верти, посвящённой театру или кино, сформировать творческие группы. В составе этих групп ученикам предлагается выбрать свою будущую театральную профессию: художника, режиссё- ра-сценариста, оператора или актёра. Это даёт возможность изучить их искусство изнутри, а также с наибольшей полнотой проверить свои возможности в том или ином виде художествен­ного творчества. При этом задания для отдельной группы учите­лю стоит по возможности проводить как общие упражнения для всего класса, моделируя тем самым коллективность творчества в синтетических искусствах.


Природа художественного творчества, законы, по которым создаётся искусство, едины во все времена вне зависимости от вида произведения и способа, которым оно создаётся, будь это гравюра в книге XVII в., декорация в спектакле Малого те­атра XIX в. или компьютерный видеофильм ХХ в. Тем не ме­нее театр, кино, телевидение расширяют аспекты понимания художнического труда, иного, нежели в живописи или скуль­птуре. Индивидуальное по своей природе художническое ис­кусство в театре, кино, на телевидении приобретает характер коллективного творчества. Рождение визуального образа на сцене или экране — результат творчества не только художни­ка, но и режиссёра, оператора, актёра (а также целых цехов).

В заданиях учебника моделируется эта специфика коллектив­ного творчества.

Разбирая приведённые в учебнике примеры, ученики с помо­щью учителя поймут, что никакая новая техника не отменяет при­роду творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма. Учи­тель должен помочь учащимся понять язык и творческие отличия театра от кино, режиссуры от драматургии. Задавшись вместе с детьми вопросами о правде и вымысле в искусстве, о нерас­торжимости взаимосвязи творца и зрителя, учитель расширит представления подростков об искусстве, даст им возможность задуматься о его роли в обществе и в жизни каждого человека.

Тем самым кажущаяся на первый взгляд сложность из­учения и преподавания рассматриваемого учебного материала на самом деле становится фактором инновационного художе­ственного образования учащихся. Успешное системно-мето­дическое решение этих педагогических задач в нашей школе даст возможность ответить на запросы общества в области ху­дожественно-эстетического развития личности в современном социокультурном пространстве.

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать и объяснять синтетическую природу спекта­кля и фильма, которая рождается благодаря многообра­зию выразительных средств, используемых в них, суще­ствованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова;


приобретать представление о кино как о пространственно­временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художествен­ное отображение);

понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;

приобретать представления о значении сценария в соз­дании фильма как записи его замысла и сюжетной основы;

осваивать азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике её простейшие формы;

излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое по­строение кинослова и кинофразы;

иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства;

иметь представление об искусстве анимации, техниче­ских основах создания анимационного фильма;

применять сценарно-режиссёрские навыки при постро­ении текстового и изобразительного сюжетов, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы приме­нять их в работе над своими видеофильмами;

различать и определять роль и место изображения в те­атре и кино;

называть, определять и различать жанры в театре и кино;

уметь сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контек­сте;

находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;

выполнять творческие рефераты на предложенные темы;

раскрывать смысл создания сценических и экранных про­изведений;

анализировать работы мастеров отечественной и миро­вой фотографии, осваивая школу операторского мастер­ства во всех фотожанрах;

представлять многообразие типов современных сцениче­ских зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, связанных с их созданием;