Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1182
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
для самостоятельного изучения материала в расчёте на его личные творческие интересы и возможности. Кроме того, наличие учебника повысит эффективность обучения и позволит педагогу экономить время на уроке, отсылая учащихся к тому или иному параграфу и заданию для самостоятельной работы с ними.
В пособии приводятся фрагменты рекомендаций учителей разных городов нашей страны, основанных на их опыте проведения в течение многих лет занятий по программе для 8 класса, разработанной А. С. Питерских и А. А. Кобозевым. Эти рекомендации были высказаны учителями на многочисленных конференциях и научно-практических семинарах, на исследовательских форумах по внедрению инновационных разработок и мастер-классах учителей-новаторов. Наиболее интересное из их практики, апробированное на инновационных площадках многих московских школ нашло отражение на страницах учебника.
Иллюстративный ряд учебника составляет равноправную с текстом образовательно-дидактическую линию. В нём зрительно раскрываются основные положения программы и приводятся примеры выполнения учащимися заданий. В этом пособии даются ссылки на те или иные страницы учебника, отсылающие учителей к конкретным иллюстративным примерам, помогающим методическому решению урока.
Зрительный ряд учебника разнообразен: здесь и фотографии, и кадры из фильмов, и сцены из спектаклей и т. д. Информация, которую учащиеся черпают из него, носит разноуровневый характер (сравнительно-аналитический, образный и т. п.), что не требует указания авторства под каждым изображением. Например, показ типов сценических костюмов как формы работы художника в театре вовсе не требует указания конкретного спектакля или имён актёров (это является не только ненужной, но и отвлекающей от главного информацией). Внимание учащихся должно сосредотачиваться на действительно дидактически важном произведении и его авторе. Такой подход к под- рисуночным подписям в наибольшей степени обеспечивает концентрацию учащихся на действительно важной обучающей информации. В то же время учителю может понадобиться дополнительная информация о приводимых в книге иллюстрациях для собственных, более глубоких, чем у учеников, знаний. В связи с этим в данном пособии приводится список подрисуночных подписей к наиболее важным изображениям, содержащимся в учебнике.
Формы проведения занятий по программе (естественно, с привлечением учебника), которые определяются каждым учителем самостоятельно, должны отвечать динамике и характеру эстетического развития современных подростков, их увлечениям современными технологиями и творческим устремлениям в художественном познании мира. Это базовый посыл в достижении планируемых результатов обучения.
Структура урока предполагает следующие этапы работы:
изложение учителем в той или иной форме темы урока, раскрытие её содержания (словесно и с помощью зрительного ряда);
формулирование задания (исследовательского, практического), показ способов и характера его выполнения (как в урочное, так и во внеурочное время в формате самостоятельной проектной работы);
анализ и разбор в ходе коллективного обсуждения проектных работ, выполненных по предыдущему заданию (как исследовательских, так и практических).
Хотелось бы особо отметить важность аналитической части занятия. Осмысление учащимися своих промашек и ошибок не менее важно, чем сама работа. В ходе анализа и коллективного обсуждения проектов, выполненных индивидуально или в составе группы, учителю имеет смысл не разбирать все работы, а сконцентрировать внимание класса на наилучшем проекте и остальные рассматривать в обзорном режиме, выделяя при этом сильные стороны и типичные ошибки, которые учащимся не следует повторять впредь. Выстраивая структуру каждого отдельного урока, учитель сам определяет последовательность и временное соотношение указанных выше элементов. Совершенно равноправны модели занятия, начинающиеся и с изложения нового материала, и с анализа выполненных заданий.
Эффективным методическим приёмом для достижения планируемых результатов может стать построение занятий в диалогической форме (уже заложенной в учебнике), а то и в дискуссионной, но не в монологично-лекционной. Конечно, это требует от учителя наличия собственной зрительской и художнической позиции, присутствия в общении с молодёжью аргументации в ходе критики и одобрения того или иного произведения искусства. Активная позиция учителя как модератора в освоении школьниками современной визуальной культуры предполагает объективные и убедительные критерии оценки искусства, дающие школьникам понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Тема занятия, указанная в программе и рассматриваемая в учебнике, может раскрываться в течение одного академического часа, а может в течение двух часов, может только в рамках урока, а может включать в себя внеурочную деятельность и т. д. Это определяется как образовательно-педагогической стратегией учителя, так и характером изучения изобразительного искусства в каждой конкретной школе. Сегодня, когда существуют государственные и частные школы, школы искусства и формы профильного обучения, временной формат раскрытия каждой темы не может не быть вариативен. Учебник учитывает это, и приводимый в нём спектр заданий имеет минимальные образовательные границы, очерчиваемые прежде всего рамками учебно-исследовательских заданий. В то же время учебник обеспечивает перспективы учительской работы и обладает потенциалом для более глубокого изучения синтетических искусств. Тематика и спектр заданий, в особенности проектно-творческих практикумов, достаточно обширны и могут служить основой для
творчества учащихся в коллективах дополнительного образования. Учебник предоставляет учителю большие возможности в проведении как коллективных, так и индивидуально-творческих работ в процессе художественного развития учащихся.
Поскольку приводимые в учебнике темы и задания рассчитаны на разные степень и глубину их изучения, перед учителем стоит задача локализации тематики и количества выполняемых заданий на каждом конкретном уроке. Время работы учащихся при выполнении заданий, которые содержатся в учебнике, обязательно определяется и регулируется учителем.
Исходя из конкретных условий, учителем определяются также характер и формы обучения на уроке. Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учитель выбирает форматы с преобладанием изобразительного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (через изучение картин, просмотр фрагментов спектаклей, фильмов и т. д.).
В учебнике заложена многоаспектная методика освоения учащимися материала. Так, при выполнении практических проектно-творческих заданий рекомендуется в рамках каждой четверти, посвящённой театру или кино, сформировать творческие группы. В составе этих групп ученикам предлагается выбрать свою будущую театральную профессию: художника, режиссё- ра-сценариста, оператора или актёра. Это даёт возможность изучить их искусство изнутри, а также с наибольшей полнотой проверить свои возможности в том или ином виде художественного творчества. При этом задания для отдельной группы учителю стоит по возможности проводить как общие упражнения для всего класса, моделируя тем самым коллективность творчества в синтетических искусствах.
Природа художественного творчества, законы, по которым создаётся искусство, едины во все времена вне зависимости от вида произведения и способа, которым оно создаётся, будь это гравюра в книге XVII в., декорация в спектакле Малого театра XIX в. или компьютерный видеофильм ХХ в. Тем не менее театр, кино, телевидение расширяют аспекты понимания художнического труда, иного, нежели в живописи или скульптуре. Индивидуальное по своей природе художническое искусство в театре, кино, на телевидении приобретает характер коллективного творчества. Рождение визуального образа на сцене или экране — результат творчества не только художника, но и режиссёра, оператора, актёра (а также целых цехов).
В заданиях учебника моделируется эта специфика коллективного творчества.
Разбирая приведённые в учебнике примеры, ученики с помощью учителя поймут, что никакая новая техника не отменяет природу творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма. Учитель должен помочь учащимся понять язык и творческие отличия театра от кино, режиссуры от драматургии. Задавшись вместе с детьми вопросами о правде и вымысле в искусстве, о нерасторжимости взаимосвязи творца и зрителя, учитель расширит представления подростков об искусстве, даст им возможность задуматься о его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Тем самым кажущаяся на первый взгляд сложность изучения и преподавания рассматриваемого учебного материала на самом деле становится фактором инновационного художественного образования учащихся. Успешное системно-методическое решение этих педагогических задач в нашей школе даст возможность ответить на запросы общества в области художественно-эстетического развития личности в современном социокультурном пространстве.
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать и объяснять синтетическую природу спектакля и фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в них, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова;
приобретать представление о кино как о пространственновременном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);
понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;
приобретать представления о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы;
осваивать азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике её простейшие формы;
излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы;
иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства;
иметь представление об искусстве анимации, технических основах создания анимационного фильма;
применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжетов, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами;
различать и определять роль и место изображения в театре и кино;
называть, определять и различать жанры в театре и кино;
уметь сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте;
находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;
выполнять творческие рефераты на предложенные темы;
раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений;
анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах;
представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, связанных с их созданием;
В пособии приводятся фрагменты рекомендаций учителей разных городов нашей страны, основанных на их опыте проведения в течение многих лет занятий по программе для 8 класса, разработанной А. С. Питерских и А. А. Кобозевым. Эти рекомендации были высказаны учителями на многочисленных конференциях и научно-практических семинарах, на исследовательских форумах по внедрению инновационных разработок и мастер-классах учителей-новаторов. Наиболее интересное из их практики, апробированное на инновационных площадках многих московских школ нашло отражение на страницах учебника.
Иллюстративный ряд учебника составляет равноправную с текстом образовательно-дидактическую линию. В нём зрительно раскрываются основные положения программы и приводятся примеры выполнения учащимися заданий. В этом пособии даются ссылки на те или иные страницы учебника, отсылающие учителей к конкретным иллюстративным примерам, помогающим методическому решению урока.
Зрительный ряд учебника разнообразен: здесь и фотографии, и кадры из фильмов, и сцены из спектаклей и т. д. Информация, которую учащиеся черпают из него, носит разноуровневый характер (сравнительно-аналитический, образный и т. п.), что не требует указания авторства под каждым изображением. Например, показ типов сценических костюмов как формы работы художника в театре вовсе не требует указания конкретного спектакля или имён актёров (это является не только ненужной, но и отвлекающей от главного информацией). Внимание учащихся должно сосредотачиваться на действительно дидактически важном произведении и его авторе. Такой подход к под- рисуночным подписям в наибольшей степени обеспечивает концентрацию учащихся на действительно важной обучающей информации. В то же время учителю может понадобиться дополнительная информация о приводимых в книге иллюстрациях для собственных, более глубоких, чем у учеников, знаний. В связи с этим в данном пособии приводится список подрисуночных подписей к наиболее важным изображениям, содержащимся в учебнике.
Формы проведения занятий по программе (естественно, с привлечением учебника), которые определяются каждым учителем самостоятельно, должны отвечать динамике и характеру эстетического развития современных подростков, их увлечениям современными технологиями и творческим устремлениям в художественном познании мира. Это базовый посыл в достижении планируемых результатов обучения.
Структура урока предполагает следующие этапы работы:
изложение учителем в той или иной форме темы урока, раскрытие её содержания (словесно и с помощью зрительного ряда);
формулирование задания (исследовательского, практического), показ способов и характера его выполнения (как в урочное, так и во внеурочное время в формате самостоятельной проектной работы);
анализ и разбор в ходе коллективного обсуждения проектных работ, выполненных по предыдущему заданию (как исследовательских, так и практических).
Хотелось бы особо отметить важность аналитической части занятия. Осмысление учащимися своих промашек и ошибок не менее важно, чем сама работа. В ходе анализа и коллективного обсуждения проектов, выполненных индивидуально или в составе группы, учителю имеет смысл не разбирать все работы, а сконцентрировать внимание класса на наилучшем проекте и остальные рассматривать в обзорном режиме, выделяя при этом сильные стороны и типичные ошибки, которые учащимся не следует повторять впредь. Выстраивая структуру каждого отдельного урока, учитель сам определяет последовательность и временное соотношение указанных выше элементов. Совершенно равноправны модели занятия, начинающиеся и с изложения нового материала, и с анализа выполненных заданий.
Эффективным методическим приёмом для достижения планируемых результатов может стать построение занятий в диалогической форме (уже заложенной в учебнике), а то и в дискуссионной, но не в монологично-лекционной. Конечно, это требует от учителя наличия собственной зрительской и художнической позиции, присутствия в общении с молодёжью аргументации в ходе критики и одобрения того или иного произведения искусства. Активная позиция учителя как модератора в освоении школьниками современной визуальной культуры предполагает объективные и убедительные критерии оценки искусства, дающие школьникам понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Тема занятия, указанная в программе и рассматриваемая в учебнике, может раскрываться в течение одного академического часа, а может в течение двух часов, может только в рамках урока, а может включать в себя внеурочную деятельность и т. д. Это определяется как образовательно-педагогической стратегией учителя, так и характером изучения изобразительного искусства в каждой конкретной школе. Сегодня, когда существуют государственные и частные школы, школы искусства и формы профильного обучения, временной формат раскрытия каждой темы не может не быть вариативен. Учебник учитывает это, и приводимый в нём спектр заданий имеет минимальные образовательные границы, очерчиваемые прежде всего рамками учебно-исследовательских заданий. В то же время учебник обеспечивает перспективы учительской работы и обладает потенциалом для более глубокого изучения синтетических искусств. Тематика и спектр заданий, в особенности проектно-творческих практикумов, достаточно обширны и могут служить основой для
творчества учащихся в коллективах дополнительного образования. Учебник предоставляет учителю большие возможности в проведении как коллективных, так и индивидуально-творческих работ в процессе художественного развития учащихся.
Поскольку приводимые в учебнике темы и задания рассчитаны на разные степень и глубину их изучения, перед учителем стоит задача локализации тематики и количества выполняемых заданий на каждом конкретном уроке. Время работы учащихся при выполнении заданий, которые содержатся в учебнике, обязательно определяется и регулируется учителем.
Исходя из конкретных условий, учителем определяются также характер и формы обучения на уроке. Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учитель выбирает форматы с преобладанием изобразительного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (через изучение картин, просмотр фрагментов спектаклей, фильмов и т. д.).
В учебнике заложена многоаспектная методика освоения учащимися материала. Так, при выполнении практических проектно-творческих заданий рекомендуется в рамках каждой четверти, посвящённой театру или кино, сформировать творческие группы. В составе этих групп ученикам предлагается выбрать свою будущую театральную профессию: художника, режиссё- ра-сценариста, оператора или актёра. Это даёт возможность изучить их искусство изнутри, а также с наибольшей полнотой проверить свои возможности в том или ином виде художественного творчества. При этом задания для отдельной группы учителю стоит по возможности проводить как общие упражнения для всего класса, моделируя тем самым коллективность творчества в синтетических искусствах.
Природа художественного творчества, законы, по которым создаётся искусство, едины во все времена вне зависимости от вида произведения и способа, которым оно создаётся, будь это гравюра в книге XVII в., декорация в спектакле Малого театра XIX в. или компьютерный видеофильм ХХ в. Тем не менее театр, кино, телевидение расширяют аспекты понимания художнического труда, иного, нежели в живописи или скульптуре. Индивидуальное по своей природе художническое искусство в театре, кино, на телевидении приобретает характер коллективного творчества. Рождение визуального образа на сцене или экране — результат творчества не только художника, но и режиссёра, оператора, актёра (а также целых цехов).
В заданиях учебника моделируется эта специфика коллективного творчества.
Разбирая приведённые в учебнике примеры, ученики с помощью учителя поймут, что никакая новая техника не отменяет природу творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма. Учитель должен помочь учащимся понять язык и творческие отличия театра от кино, режиссуры от драматургии. Задавшись вместе с детьми вопросами о правде и вымысле в искусстве, о нерасторжимости взаимосвязи творца и зрителя, учитель расширит представления подростков об искусстве, даст им возможность задуматься о его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Тем самым кажущаяся на первый взгляд сложность изучения и преподавания рассматриваемого учебного материала на самом деле становится фактором инновационного художественного образования учащихся. Успешное системно-методическое решение этих педагогических задач в нашей школе даст возможность ответить на запросы общества в области художественно-эстетического развития личности в современном социокультурном пространстве.
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать и объяснять синтетическую природу спектакля и фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в них, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова;
приобретать представление о кино как о пространственновременном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение);
понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма;
приобретать представления о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы;
осваивать азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике её простейшие формы;
излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы;
иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства;
иметь представление об искусстве анимации, технических основах создания анимационного фильма;
применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжетов, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами;
различать и определять роль и место изображения в театре и кино;
называть, определять и различать жанры в театре и кино;
уметь сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте;
находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий;
выполнять творческие рефераты на предложенные темы;
раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений;
анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах;
представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, связанных с их созданием;