ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 528
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Актуальность данной темы. Население и трудовые ресурсы в любой стране являются основой, ведь население – главная производительная сила общества, и в интересах населения должны осуществляться социально-экономические преобразования. Трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью ресурсов общества. Принято выделять четыре вида экономических ресурсов, это - труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Эти ресурсы называют также факторами производства. Все эти экономические ресурсы - это компоненты природы, трудового потенциала и средства производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Так же трудовые ресурсы относятся к разряду наиболее значимых и регулируемых в современных условиях - со стороны профсоюзов, государства и корпораций. Это объясняется спецификой фигурирующего на нем товара. Купля - продажа рабочей силы производится в форме найма на более или менее продолжительный период времени. Кроме экономических, трудовые отношения включают в себя социально - политические и морально - этические аспекты. Данное обстоятельство во многом объясняет тот особый интерес, с которым представители различных партий и научных школ обсуждают пути устранения негативных явлений на рынке труда. Особое влияние на функционирование рынка труда оказывает государство, без координации со стороны которого рынок труда не в состоянии развиваться.
Объектом исследования данной работы являются трудовые ресурсы Республики Тыва.
Предметом исследования являются формирование и использование трудовых ресурсов.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование состояния трудовых ресурсов Республики Тыва.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты трудовых ресурсов как социально- экономической категории;
- провести статистический анализ трудовых ресурсов в Республике Тыва;
- рассмотреть основные направления совершенствования по улучшению трудовых ресурсов Республики Тыва;
Степень изученности темы исследования. Изучению вопросов обеспеченности трудовыми ресурсами послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Бычина В.Б. "Нормирование труда", Шлендера П.Э. "Практикум по экономике, организации и нормированию труда", Колосициной М.Г. "Экономика труда", Просветова Г.И. "Экономика и статистика труда: задачи и решения", Адамчук В.В. "Экономика и социология труда" и других, внесших существенный вклад в разработку научных основ теории и анализа обеспеченности трудовыми ресурсами.
Несмотря на глубокую научную проработанность изучения показателей движения и эффективного использования трудовых ресурсов, специфика взаимодействия данных показателей требует детального изучения в связи с изменениями экономической ситуации.
Глава 1. Теоретические аспекты трудовых ресурсов как социально-экономической категории.
1.1 Сущность трудовых ресурсов: понятие, классификация, состав, характеристика
Производство материальных благ и услуг предполагает два необходимых компонента: материальные ресурсы (сырье, оборудование и т.п.), с одной стороны, и человеческие ресурсы, т.е. работников с профессиональными навыками и знаниями, - с другой. В таком понимании трудовые ресурсы как часть населения выступают как фактор экономического развития наравне с материальными ресурсами.1
Трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы, являющимися формообразующим критерием выделения трудовых ресурсов из населения. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста. А также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.
2
Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя, прежде всего, отражает количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру (активную и пассивную части). Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном производстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов. Такой учет имеет важное значение при разработке балансов трудовых ресурсов.
Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет более полно показать формирование работника нового типа, раскрыть количественные и качественные изменения трудового потенциала в условиях ускорения научно-технического прогресса, всемерной интенсификации производства.3
Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или трудиться в сфере услуг.
Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством и зависят от общественного строя, продолжительности жизни людей, других социально-экономических факторов и от принятых в связи с этим официальных государственных актов.
В состав трудовых ресурсов включаются:
- трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
- работающие подростки (до 16 лет);
- население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.
К трудоспособному населению относятся лица в работоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льготных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности в составе трудовых ресурсов выделяются следующие категории:
- занятые в общественном производстве;
-занятые индивидуальной трудовой деятельностью;
- находящиеся на учебе с отрывом от производства;
- занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве;
- военнослужащие.4
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную оценку. Количественная оценка выражается через показатели численности трудовых ресурсов. Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активной и неактивной (пассивной).
Экономически активное население включает: занятых в народном хозяйстве (работающих по найму); работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащие, а также безработных, получающих пособие. В группу экономически неактивного населения входят: учащиеся трудоспособного возраста; инвалиды, трудоспособного возраста, потерявшие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, временно не работающие, но способные выйти на рынок труда. Соотношение между численностью экономически активного и неактивного населения зависит от социально-экономических, политических и демографических факторов.
Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется: степенью здоровья; образовательным и квалификационным уровнем; психофизиологическим потенциалом; половозрастной структурой работающих; уровнем социальной зрелости; интересов, потребностей работников и т.п.5
Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп:
- молодежь в возрасте 16-29 лет;
-лица от 30 до 49 лет;
- лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года);
- лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).
Иногда для выявления возрастной структуры используются 10-летние возрастные интервалы. Трудовая активность считается тем выше, чем большую долю в составе населения трудоспособного возраста занимают лица 20-49 лет и чем большую часть составляют мужчины.
Половая структура трудовых ресурсов характеризуется соотношением численности мужчин и женщин в их составе. Она определяется, как правило, по населению трудоспособного возраста - основному источнику трудовых ресурсов.
Для характеристики трудовых ресурсов по уровню образования используются следующие важнейшие показатели:
- уровень общего специального и высшего образования;
- уровень образования по социальным группам.
По уровню образования соотношение между количеством трудовых ресурсов с высшим, средним специальным, средним и неполным средним образованием определяется независимо от выполняемой работы или занимаемой должности.
Соотношение работников по видам деятельности и уровню квалификации характеризует профессионально-квалификационную структуру трудовых ресурсов. Профессии определяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономики. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные работники.
При определении соотношения трудовых ресурсов по категориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том числе руководители и специалисты.
Знание структуры трудовых ресурсов необходимо для определения направлений их эффективного использования.
Для характеристики занятых на предприятии работников используют категорию «трудовой потенциал». Это понятие более широкое, чем численность трудовых ресурсов или число занятых. Оно включает качественные характеристики трудовых ресурсов: образовательный уровень, специализацию, знания и навыки, приобретенные в результате практического опыта и т.п. Названные характеристики при равной численности трудовых ресурсов определяют наличие трудового потенциала, т.е. способности трудовых ресурсов выполнять возложенные на них функции.6
Выделение отдельных групп в составе трудового потенциала субъекта хозяйствования обусловлено наличием следующих факторов:
- необходимостью определения потребности в кадрах соответствующей группы;
- выбором форм оплаты труда и материального стимулирования;
установлением дифференцированной заработной платы в зависимости от вклада работников в деятельность предприятия;
- организацией подготовки и переподготовки кадров, соответствующих специфике предприятия, и т.д.
Трудовые ресурсы классифицируются по следующим признакам:
- по выполняемым функциям (руководители, специалисты, служащие и кадры массовых профессий);
- по функциональному составу (аппарат управления; персонал, занятый основной производственной деятельностью, связанной с производством продукции (услуг); непромышленный персонал, т.е. персонал неосновной деятельности);
- по профессиональному составу в соответствии с перечнем должностей согласно штатному расписанию (экономист, бухгалтер, инженер и т.д.);
- по квалификационному составу (без категории, второй категории, первой категории и ведущий специалист).7
Таким образом, основным фактором социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности любого предприятия является обеспеченность его квалифицированной рабочей силой. Трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал. Трудовые ресурсы являются первой производительной силой общественного производства, а производительность труда - определяющий критерий социально-экономического развития общества в целом.