ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным выборочных обследований рабочей силы, численность занятого населения в возрасте 15 - 29 лет составила 21,7 тыс. человек или 20,6 процента от общей численности занятого населения в Республике Тыва. В числе занятого населения количество студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на начало 2018/19 года составила 5 тыс. человек (4982 человек). Численность студентов, получающих образование по программам подготовки специалистов среднего звена, - 6,7 тыс. человек (6690 человек).
Численность безработной молодежи составила 5,1 тыс. человек, или 32,4 процента от общей численности безработных в Республике Тыва. Уровень безработицы в возрастной группе 15 - 19 лет - 86,1 процента, 20 - 24 лет - 29,9 процента, 25 - 29 лет - 11 процентов. Всего по республике уровень безработицы в возрасте 15 лет и старше в мае 2019 года составила 11,7 процента.
Согласно анализу изменений численности трудоспособного населения, проведенному доктором экономических наук, доцентом, деканом экономического факультета Тувинского государственного университета Севек В.К. "Мониторинг и прогноз основных показателей уровня жизни населения" отмечается наличие устойчивого снижения численности трудоспособного населения. Данная тенденция объясняется "демографической ямой" 90-х годов прошлого века. Прирост трудоспособного населения в настоящее время происходит за счет детей, рожденных в 1990 - 1999 гг. Данная тенденция будет сохраняться до 2025 года - 164,2 тыс. человек (2018 г. - 171,7 тыс. человек).
Благодаря мерам поддержки молодых семей через реализацию губернаторского проекта "Кыштаг для молодой семьи", программы прохождения стажировки в органах исполнительной власти Республики Тыва, начиная с 2012 года численность занятого населения начала увеличиваться и составила в 2018 году 108,5 тыс. человек против 97,6 тыс. человек в 2012 году. Соответственной уровень занятости ежегодно увеличивался, но сохраняется отставание по темпам роста от среднероссийского показателя.
Если уровень занятости населения в Российской Федерации составил 65,6 процента, в Сибирском федеральном округе - 62,4 процента, в Новосибирской области - 64,4 процента, то в республике по итогам 2018 г. - 52,5 процента, что больше 2017 года на 2,3 процента. По сравнению со средним показателем Российской Федерации уровень ниже на 13,1 процента, Сибирским федеральным округом - на 9,9, Новосибирской областью - на 11,9 процента.
По сравнению с республиками, входящими в Сибирский федеральный округ, высокий уровень занятости наблюдается в Красноярском крае - 65,1 процента, что выше показателя Республики Тыва на 12,6 процента. Выше показателя по уровню занятости Республики Тыва, по данным статистики, наблюдается в Республике Алтай - на 5,9 процента (Республика Алтай - 58,4 процента) и Республика Хакасия - на 6,9 процента (Республика Хакасия - 59,4 процента).
В 2018 г. (14,8 процента) уровень безработицы превысил средние показатели по России в 3 раза и по Сибири - в 2,2 раза (2018 г. - 6,6 процента). По итогам 2018 года в рейтинге уровня общей безработицы среди субъектов республика находилась на 82 месте. Причиной этого является экономический сложный переходный период 90-х годов, который для республики оказался более тяжелым, чем для большинства других регионов страны. Из-за отсутствия транспортной инфраструктуры крупные промышленные предприятия союзного уровня оказались неконкурентными и прекратили свою деятельность. Более 600 строительных объектов остались незавершенными, более 25,2 тыс. человек остались без работы.
Поэтому в 1992 году удельный вес занятого населения в общей численности населения 303,3 тыс. человек составил 44 процента (133,7 тыс. чел.) против 33 процентов (108,3 тыс. чел.) в 2018 году с численностью 324,3 тыс. человек. Отмечается постепенное снижение числа занятых. Следствием экономического спада и ухудшения уровня жизни на селе являлось снижение числа граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, их доля составила 48 процентов в 2018 году против 52 процентов 1992 года. По данным Красноярскстата, к 2025 году доля граждан, проживающих на селе, составит 45 процентов.
По данным выборочного обследования рабочей силы, по итогам 2018 года среди населения в возрасте 15 лет и старше 18,8 тыс. человек или 14,8 процента численности рабочей силы классифицировались как безработные. Уровень безработицы среди мужчин в данном возрасте составил 19,4 процента, женщин - 10,6, городского населения - 11,8, сельского - 18,9 процента. Доля молодежи до 25 лет среди безработных составляла 17,6 процента, лиц в возрасте 50 лет и старше - 12,5 процента. Средний возраст безработных составил 35,2 года. Исходя из анализа состава безработных граждан можно сделать вывод, что в бюджетной сфере в основном работают женщины и поэтому доля безработных мужчин превышает женскую на 8,8 процентных пунктов, на селе официальную работу найти сложно, поэтому сельская безработица превышает городскую на 7,1 процента, в силу отсутствия опыта работы молодежь наиболее часто испытывает трудности во время поиска работы, поэтому они вынуждены обращаться в центры занятости населения для получения государственных гарантий в виде выплаты пособия по безработице.
За 2018 год в поиске подходящей работы обратилось 15,1 тыс. человек, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 102 процента (2017 г. - 14,8 тыс. чел).
Доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения республики, к экономически активному населению 2018 года составила 11,4 процента, что по сравнению с соответствующим периодом 2017 года выше на 0,2 процентных пункта.
Из числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы количество граждан Российской Федерации по отдельным категориям:
- граждане предпенсионного возраста - 0,7 тыс. человек, что меньше уровня 2017 года на 0,2 тыс. человек (2017 г. - 0,9 тыс. человек);
- граждане в возрасте от 14 до 29 лет - 5,8 тыс. человек, что меньше уровня 2017 года на 0,1 тыс. человек (2017 г. - 5,9 тыс. человек);
- граждане, относящиеся к категории инвалидов, - 0,5 тыс. человек, что осталось на уровне 2017 года;
- уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников - 0,6 тыс. человек, осталось на уровне 2017 года.
Количество граждан, ранее не работавших и ищущих работу впервые, составило 3,8 тыс. человек, что меньше уровня прошлого года на 0,9 тыс. человек (2017 г. - 4,7 тыс. чел.).
Уровень трудоустройства ищущих работу граждан в 2018 году составил 74,1 процента, в аналогичном периоде 2017 года - 72 процента. В 2018 году наблюдается увеличение доли граждан, трудоустроенных на постоянные работы, что связано с реализацией в республике проекта "Шаги к благополучию", который направлен на увеличение доходов населения за счет трудоустройства и легализации неформально занятых граждан.
Для снижения уровня общей безработицы в апреле 2019 года проведена оценка инвестиционных проектов в части создания рабочих мест, согласно которой в различных отраслях экономики республики к 2024 году планируется создать 18,4 тыс. новых рабочих мест, в том числе постоянных рабочих мест - 8,7 тыс. мест, временных - 9,7, в том числе в сельском хозяйстве - 7,2 тыс. мест со средней заработной платой 20626 рублей (2018 г. - 14540 рублей), в сфере образования - 0,5 тыс. мест - 37620 рублей (2018 г. - 26520 рублей), в дорожно-транспортном комплексе - 0,3 тыс. мест - 37950 рублей (2018 г. - 26754 рубля), в сфере культуры - 0,2 тыс. мест - 39678 рублей (2018 г. - 27972), здравоохранении - 0,1 тыс. мест - 47252 рубля (2018 г. - 33310 рублей). В рамках развития малого и среднего предпринимательства планируется увеличение субъектов предпринимательства на 6,1 тыс. единиц.
Данные меры позволят увеличить численность занятого населения до 125 тыс. человек с ростом к 2018 году на 15,2 процента (2018 г. - 108,5 тыс. человек).
Таким образом, с 2017 года наблюдается снижение трудоспособного населения, что объясняется "демографической ямой" 90-х годов прошлого века. Прирост трудоспособного населения в настоящее время происходит за счет детей, рожденных в 1990 - 1999 гг. Данная тенденция будет сохраняться до 2025 года. С этого времени количество граждан трудоспособного возраста начнет увеличиваться за счет поддержки семей в виде выплаты "материнского капитала", который выплачивается с 1 января 2007 г.
Решение задач Программы зависит от состояния и эффективного использования трудовых ресурсов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
Всего в рамках Программы планируется создать ежегодно 4535 новых рабочих мест, в том числе временных - 4500 и постоянных - 35 рабочих мест.
Программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем, мер охраны труда и социальной поддержки граждан с целью повышения их эффективности и результативности.
Реализация Программы будет осуществляться в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. Этапы реализации Программы не выделяются.
Состав целевых показателей (индикаторов) сформирован с учетом реализации мероприятий подпрограмм государственной программы "Содействие занятости населения".
В результате реализации Программы к концу 2022 года ожидается:
увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест - 90 процентов;
снижение удельного веса работников, занятых во вредных условиях труда, от общей численности работников - 9,8 процента;
снижение уровня общей безработицы - 12,3 процента;
уровень реальной среднемесячной заработной платы - 114,3 процента.
В рамках реализации Программы предусматриваются следующие меры государственного регулирования в части разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере занятости населения: разработка и утверждение положения о порядке финансирования подпрограммы 2 "Снижение уровня бедности", утверждение состава конкурсной комиссии по отбору бизнес-планов планируется в I квартале 2020 г.
Внутренний контроль за реализацией Программы осуществляется отделами содействия занятости населения и трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.
Исполнители Программы обеспечивают реализацию и мониторинг программных мероприятий в пределах своей компетенции, направляют по итогам месяца, до 3 числа информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва направляет в Министерство экономики Республики Тыва:
-ежемесячно до 5 числа информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
-ежегодно до 25 февраля - отчет о ходе реализации Программы.
Достижению запланированных целевых показателей Программы могут помешать факторы, ограничивающие развитие социально-трудовых отношений и возможности занятости в Республике Тыва. Выполнению поставленной цели Программы могут препятствовать внутренние и внешние риски.
К внешним рискам реализации Программы относятся риски изменений федерального законодательства, макроэкономические и финансовые риски. К внутренним - риски организационного характера.
Макроэкономические риски: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере, снижению заработной платы и социальных гарантий, увеличению доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума.
Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий по стимулированию роста заработной платы и проведения активной политики в сфере занятости, в том числе на основании социального контракта.
Финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования из республиканского и федерального бюджетов. Преодоление рисков возможно путем перераспределения финансовых ресурсов, получения субвенций на реализацию программных мероприятий из федерального бюджета.
В случае недостаточного (или полного отсутствия) финансирования из республиканского бюджета Республики Тыва существуют риски срыва реализации мероприятий Программы.
Преодоление указанных рисков возможно при условии достаточного и своевременного финансирования программных мероприятий.
Кроме того, существуют организационные риски реализации программы: несвоевременное, поспешное и (или) недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов Республики Тыва; недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров. Преодоление рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в