Файл: Департамент общего и профессионального образования Свердловской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

Лицей 12

«Вариативный курс по психологии, как средство коррекции самооценки подростков»

Исполнитель: Чадаева Софья Тимофеевна,

Ученица 11А класса, МАОУ лицей 12

Руководитель: Овчинникова Светлана Геннадьевна,

учитель обществознания и истории

высшей категории МОАУ № 12

Екатеринбург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..….…....3

Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..5

1.1. Что такое самооценка?.....................................................................................5

1.2. Виды самооценки…………………………………………………………….6

1.3. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте……...6

1.4.Роль семьи в формировании самооценки детей…………………………….8

1.5. Почему важна адекватная самооценка?.......................................................10

Глава II. Практическая часть……………………. …………………………..…11

Перспектива работы над проектом……………………………………………..14

Заключение…………….………………………………………………………....15

Список литературы………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст- важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выбора. Он знаменует переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для этого периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение подростка регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Во многих словарях самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависит взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам.

В современном мире самооценка имеет большое значение, так как именно самооценка – ключ к достижению успеха в любой сфере человеческой деятельности. Уверенность к себе ведёт к принятию важных и своевременных решений, а недооценка своих сил снижает уровень личной энергии человека, заставляет его постоянно сомневаться в себе и вместо действий – раздумывать о действии.


Целью моего исследования является разработка вариативного курса по психологии для коррекции самооценки подростка.

Исходя из поставленной цели, мной сформулированы следующие задачи:

- изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

- выявить основные отношения между подростками и их родителями, а также влияние родителей на формирование самооценки их детей;

-провести экспертизу курса на предмет выявления безопасности у профессионального психолога.
Объектом исследования служит личность подростка.

Предмет исследования формирование адекватной самооценки в подростковом возрасте.

Гипотеза абсолютно любой вид самооценки можно довести до адекватного и поддерживать на этом уровне.

Методы: анализ научно-популярной литературы, интернет-ресурсов, периодической печати, сопоставления и сравнения; обобщения; социологического анкетирования или исследования; наблюдения;

Глава I.Теоретическая часть

1.1. Что такое самооценка?

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Самооценка подростка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности. Самооценка подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Самооценка подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Самооценка подростка, как отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

1.2. Виды самооценки

Существуют разные виды самооценки:

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком.

Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

Адекватную самооценку предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.

1.3. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности - от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Эмоциональные переживания непременно сопровождают любой акт самооценивания и по мере значимости для личности оцениваемого содержания способны существенно преобразовать поступающую информацию.


На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. 

У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

1.4.Роль семьи в формировании самооценки детей

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Много проводилось исследований, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и
взаимодействием внутри семьи, психолог Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой. Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей. В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях. Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных вида стиля общения, "симметричный" и "асимметричный", различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка. Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я. Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить