Файл: Департамент общего и профессионального образования Свердловской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

1.5. Почему важна адекватная самооценка?

Почему важна адекватная самооценка? Наше восприятие жизни зависит от нашей самооценки. «Кто-то видит в луже грязь, а кто-то отражающиеся звёзды», – писал немецкий философ Иммануил Кант. Неуверенность, пессимизм и чувство вины характерны для человека с низкой самооценкой. Вместе с эти букетом, рука об руку следуют рядом депрессия и апатия.

Свои минусы имеет и завышенная самооценка. Она тешит наше чувство собственной значимости, но препятствует общению. Иногда трудно наладить хорошие отношения с окружающими только потому, что при этом рухнет всё высокомерие человека, рухнет весь его придуманный иллюзорный мир. Помочь здесь может, кстати, самоирония.

Особенность современного общества состоит в том, что отдельному человеку может быть всё равно, что о нём будут думать другие люди и как они к нему будут относиться. Потребность в принадлежности к своей группе и взаимовыручка уступают место свободе проявления личности, индивидуальным особенностям и одиночеству. Такова реальность.

Адекватное восприятие помогает нам поддерживать самоуважение (даже в самых сложнейших жизненных ситуациях) и уверенность в собственном «Я». Каждый человек неповторим как личность, как далёкая звезда во вселенной. Примите свою уникальность. Дорожите людьми, которые вас искренне любят и ценят.

Глава II: Практическая часть

В практической части я разрабатывала собственный вариативный курс по психологии подростков на тему «ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА», в которой я исследовала самооценку с помощью активно-используемых диагностик в мире психологии, а также реализации этих методов на ряду с актуальными психологическими техниками по формированию позитивной самооценки подростков. Изучив более 20 работ психологов, я отобрала самые действенные и включила в свой курс.

Создание курса шла по следующим этапам:

1. Найти и изучить работы психологов по теме самооценка

2. Обсудить выбранные техники с психологом

3. Проработать выбранные техники на себе/на друзья/на одноклассниках

4. Включить выбранные техники в свой курс

5. Написание курса

6. Проверка курса психологом


7. Проверка курса на ошибки, создание обложки, подбор шрифта, оформление

8. Издание курса


Чтобы убедиться в том, что техники действительны и безопасны, я попросила Михееву Марину Владимировну педагога-психолога 1 квалификационной категории, нейропсихолог, лечебный педагог, Консультативный член Профессиональной Психотерапевтической лиги проверке моего курса и написании рецензии.

Мой курс прошел проверку на трех людях и у них всех можно было наблюдать сдвиги в сторону адекватной самооценке. Им был предоставлен тест, который нужно было оценить по следующей шкале:

Очень часто- 4 балла Часто- 3 балла Редко- 1 балл Никогда- 0 баллов

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали.

  2. Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу. Я переживаю за свое будущее.

  3. Многие меня ненавидят.

  4. Я владею меньшей инициативой, чем другие.

  5. Я волнуюсь за свое психическое состояние.

  6. Я боюсь выглядеть глупо.

  7. Внешний вид других намного лучше, чем мой.

  8. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

  9. Я допускаю ошибки.

  10. Как жаль, что я как следует не умею разговаривать с людьми!

  11. Как жаль, что мне недостает уверенности в себе!

  12. Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие.

  13. Я слишком скромен (скромна).

  14. Моя жизнь бесполезна.

  15. Многие имеют неправильное представление обо мне.

  16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

  17. Люди многого от меня ждут.

  18. Люди не очень интересуются моими достижениями.

  19. Я стеснителен (стеснительна).

  20. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

  21. Я не чувствую себя в безопасности.

  22. Я часто волнуюсь зря.

  23. Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

  24. Я постоянно чувствую себя скованным (скованной).

  25. Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  26. Я уверен (уверена), что люди почти все воспринимают намного легче, чем я.

  27. Мне кажется, что со мной случится какая-то неприятность.

  28. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

  29. Как жаль, что я не такой коммуникабельный (такая коммуникабельная)!

  30. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.

  31. Я думаю о том, чего ждут от меня друзья.


Уровень самооценки определялся сложением баллов:

0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.

26-45: средний уровень самооценки. Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь!

46-128: низкий уровень самооценки. Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь!



  1. У первой личности после прохождения теста результат был 100 баллов, это означает, что у нее низкая самооценка. Но спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 30 баллов, это означает, что у нее адекватная самооценка.

  2. У второй личности после прохождения теста результат был 15 баллов, это означает, что у нее высокая самооценка. Спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 24 балла, это означает, что она была близка к адекватной оценке себя.

  3. У третьей личности после прохождения теста результат был 20 баллов, это означает, что у нее низкая самооценка. Но спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 30 баллов, это означает, что у нее адекватная самооценка.



Перспектива работы над проектом.
1. В МАОУ лицее №12 существует штат психологов, с которыми я планирую сотрудничать. Я хочу предложить им свой курс для проведения уроков в МАОУ лицее №12
2. Также можно проводить небольшие уроки, классные часы в 6-8 классах и проделать несколько методик из разработанного курса, с целью коррекции самооценки обучающихся.
3. Доработать курс, получить лицензию и распространить на большое количество образовательных учреждений.

Заключение

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Отрочество – как иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности и в учении, и в труде. Главная новая черта, появляющаяся в психологи подростка – это более высокий уровень самосознания, построения взаимоотношения со сверстниками и значимость их мнения.


Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Мои исследования доказали, что абсолютно любой вид самооценки можно довести до адекватного и поддерживать его на этом уровне. Моя гипотеза подтвердилась.

Список литературы
  1. Научные статьи «О том, как полюбить себя и укрепить самооценку» Михаила Лабковского


  2. Наталья Приймаченко – «Самооценка подростка»

  3. Алена Чигринец – «Особенности формирования самооценки подростка»

  4. Курсовая работа – «Самооценка подростка и его самокритичность»

  5. Пименова Светлана – «Самооценка подртска»

  6. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.

  7. Столин В. В. Самосознание личности – М.: Издательство МГУ, 1983. – 284 с.

  8. Стюарт Й., Джойнс В. Основи ТА: Транзакційний аналіз: Пер. з англ. – К.: ФАДА, ЛТД, 2002. – 393 с.

  9. Горностай П. П. Двумерные личностные конструкты как модель сце­нар­ных убеждений // Психологічні перспективи: 2009, Спецвипуск. – С. 3–13.

  10. Schiff J. L. Reparenting schizophrenics // Transactional Analysis Bulletin. – 1969, Vol. 8, No 31. – P. 47–63.

  11. Osnes R. E. Spot Reparenting // Transactional Analysis Journal. – 1974, Vol. 4, No 3. – P. 40–46.

  12. James M. Self Reparenting // Transactional Analysis Journal. – 1974, Vol. 4, No 3. – P. 32–39.

  13. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. (ред.). Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. – 292 с.

  14. McNeel J. R. The Parent Interview // Transactional Analysis Journal. – 1976, V. 6, No 1. – P. 61–68.

  15. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт, 1997.

  16. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. - СПб: Сударыня, 1999.

  17. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В 6 Т. - М., 1984.

  18. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: Приор, 2001

  19. Карабанова О. А., Бурменская Г. В., Захарова Е. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: МПСИ, 2007.

  20. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

  21. Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. - М., 1991.

  22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999.

  23. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2011.

  24. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

  25. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). / Под ред. С. Т. Вершловского. - СПб.: СПГУПМ, 1996.

  26. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология. - М.: Издательский дом "Академия", 2001.

  27. Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.

  28. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. - М., 1991.

  29. Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. - М.: У-Фактория, 2007.

  30. Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.

  31. Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН СССР. - М.: АПН СССР, 1982.

  32. Психологические особенности преодоления экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте: Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. - Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2002. - С. 116-122

  33. Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994.

  34. Рогов В. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2003.

  35. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2003.

  36. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983

  37. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008.

  38. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.-Рига, 1995.

  39. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012.

  40. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2007.