Файл: Департамент общего и профессионального образования Свердловской области.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.
1.5. Почему важна адекватная самооценка?
Почему важна адекватная самооценка? Наше восприятие жизни зависит от нашей самооценки. «Кто-то видит в луже грязь, а кто-то отражающиеся звёзды», – писал немецкий философ Иммануил Кант. Неуверенность, пессимизм и чувство вины характерны для человека с низкой самооценкой. Вместе с эти букетом, рука об руку следуют рядом депрессия и апатия.
Свои минусы имеет и завышенная самооценка. Она тешит наше чувство собственной значимости, но препятствует общению. Иногда трудно наладить хорошие отношения с окружающими только потому, что при этом рухнет всё высокомерие человека, рухнет весь его придуманный иллюзорный мир. Помочь здесь может, кстати, самоирония.
Особенность современного общества состоит в том, что отдельному человеку может быть всё равно, что о нём будут думать другие люди и как они к нему будут относиться. Потребность в принадлежности к своей группе и взаимовыручка уступают место свободе проявления личности, индивидуальным особенностям и одиночеству. Такова реальность.
Адекватное восприятие помогает нам поддерживать самоуважение (даже в самых сложнейших жизненных ситуациях) и уверенность в собственном «Я». Каждый человек неповторим как личность, как далёкая звезда во вселенной. Примите свою уникальность. Дорожите людьми, которые вас искренне любят и ценят.
Глава II: Практическая часть
В практической части я разрабатывала собственный вариативный курс по психологии подростков на тему «ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА», в которой я исследовала самооценку с помощью активно-используемых диагностик в мире психологии, а также реализации этих методов на ряду с актуальными психологическими техниками по формированию позитивной самооценки подростков. Изучив более 20 работ психологов, я отобрала самые действенные и включила в свой курс.
Создание курса шла по следующим этапам:
1. Найти и изучить работы психологов по теме самооценка
2. Обсудить выбранные техники с психологом
3. Проработать выбранные техники на себе/на друзья/на одноклассниках
4. Включить выбранные техники в свой курс
5. Написание курса
6. Проверка курса психологом
7. Проверка курса на ошибки, создание обложки, подбор шрифта, оформление
8. Издание курса
Чтобы убедиться в том, что техники действительны и безопасны, я попросила Михееву Марину Владимировну педагога-психолога 1 квалификационной категории, нейропсихолог, лечебный педагог, Консультативный член Профессиональной Психотерапевтической лиги проверке моего курса и написании рецензии.
Мой курс прошел проверку на трех людях и у них всех можно было наблюдать сдвиги в сторону адекватной самооценке. Им был предоставлен тест, который нужно было оценить по следующей шкале:
Очень часто- 4 балла Часто- 3 балла Редко- 1 балл Никогда- 0 баллов
Уровень самооценки определялся сложением баллов:
0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.
26-45: средний уровень самооценки. Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь!
46-128: низкий уровень самооценки. Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь!
Перспектива работы над проектом.
1. В МАОУ лицее №12 существует штат психологов, с которыми я планирую сотрудничать. Я хочу предложить им свой курс для проведения уроков в МАОУ лицее №12
2. Также можно проводить небольшие уроки, классные часы в 6-8 классах и проделать несколько методик из разработанного курса, с целью коррекции самооценки обучающихся.
3. Доработать курс, получить лицензию и распространить на большое количество образовательных учреждений.
Заключение
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Отрочество – как иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности и в учении, и в труде. Главная новая черта, появляющаяся в психологи подростка – это более высокий уровень самосознания, построения взаимоотношения со сверстниками и значимость их мнения.
Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Мои исследования доказали, что абсолютно любой вид самооценки можно довести до адекватного и поддерживать его на этом уровне. Моя гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1.5. Почему важна адекватная самооценка?
Почему важна адекватная самооценка? Наше восприятие жизни зависит от нашей самооценки. «Кто-то видит в луже грязь, а кто-то отражающиеся звёзды», – писал немецкий философ Иммануил Кант. Неуверенность, пессимизм и чувство вины характерны для человека с низкой самооценкой. Вместе с эти букетом, рука об руку следуют рядом депрессия и апатия.
Свои минусы имеет и завышенная самооценка. Она тешит наше чувство собственной значимости, но препятствует общению. Иногда трудно наладить хорошие отношения с окружающими только потому, что при этом рухнет всё высокомерие человека, рухнет весь его придуманный иллюзорный мир. Помочь здесь может, кстати, самоирония.
Особенность современного общества состоит в том, что отдельному человеку может быть всё равно, что о нём будут думать другие люди и как они к нему будут относиться. Потребность в принадлежности к своей группе и взаимовыручка уступают место свободе проявления личности, индивидуальным особенностям и одиночеству. Такова реальность.
Адекватное восприятие помогает нам поддерживать самоуважение (даже в самых сложнейших жизненных ситуациях) и уверенность в собственном «Я». Каждый человек неповторим как личность, как далёкая звезда во вселенной. Примите свою уникальность. Дорожите людьми, которые вас искренне любят и ценят.
Глава II: Практическая часть
В практической части я разрабатывала собственный вариативный курс по психологии подростков на тему «ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА», в которой я исследовала самооценку с помощью активно-используемых диагностик в мире психологии, а также реализации этих методов на ряду с актуальными психологическими техниками по формированию позитивной самооценки подростков. Изучив более 20 работ психологов, я отобрала самые действенные и включила в свой курс.
Создание курса шла по следующим этапам:
1. Найти и изучить работы психологов по теме самооценка
2. Обсудить выбранные техники с психологом
3. Проработать выбранные техники на себе/на друзья/на одноклассниках
4. Включить выбранные техники в свой курс
5. Написание курса
6. Проверка курса психологом
7. Проверка курса на ошибки, создание обложки, подбор шрифта, оформление
8. Издание курса
Чтобы убедиться в том, что техники действительны и безопасны, я попросила Михееву Марину Владимировну педагога-психолога 1 квалификационной категории, нейропсихолог, лечебный педагог, Консультативный член Профессиональной Психотерапевтической лиги проверке моего курса и написании рецензии.
Мой курс прошел проверку на трех людях и у них всех можно было наблюдать сдвиги в сторону адекватной самооценке. Им был предоставлен тест, который нужно было оценить по следующей шкале:
Очень часто- 4 балла Часто- 3 балла Редко- 1 балл Никогда- 0 баллов
-
Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали. -
Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу. Я переживаю за свое будущее. -
Многие меня ненавидят. -
Я владею меньшей инициативой, чем другие. -
Я волнуюсь за свое психическое состояние. -
Я боюсь выглядеть глупо. -
Внешний вид других намного лучше, чем мой. -
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми. -
Я допускаю ошибки. -
Как жаль, что я как следует не умею разговаривать с людьми! -
Как жаль, что мне недостает уверенности в себе! -
Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие. -
Я слишком скромен (скромна). -
Моя жизнь бесполезна. -
Многие имеют неправильное представление обо мне. -
Мне не с кем поделиться своими мыслями. -
Люди многого от меня ждут. -
Люди не очень интересуются моими достижениями. -
Я стеснителен (стеснительна). -
Я чувствую, что многие люди не понимают меня. -
Я не чувствую себя в безопасности. -
Я часто волнуюсь зря. -
Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди. -
Я постоянно чувствую себя скованным (скованной). -
Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной. -
Я уверен (уверена), что люди почти все воспринимают намного легче, чем я. -
Мне кажется, что со мной случится какая-то неприятность. -
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. -
Как жаль, что я не такой коммуникабельный (такая коммуникабельная)! -
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте. -
Я думаю о том, чего ждут от меня друзья.
Уровень самооценки определялся сложением баллов:
0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.
26-45: средний уровень самооценки. Ты редко страдаешь от «комплекса неполноценности» и время от времени пытаешься подстраиваться под мнение других. Продолжай в том же духе — Ты хорошо чувствуешь, чего стоишь!
46-128: низкий уровень самооценки. Ты болезненно воспринимаешь критические замечания в свой адрес, стараешься всегда считаться с чужим мнением и часто страдаешь от «комплекса неполноценности». Веселее — на самом деле Ты круче, чем думаешь!
-
У первой личности после прохождения теста результат был 100 баллов, это означает, что у нее низкая самооценка. Но спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 30 баллов, это означает, что у нее адекватная самооценка. -
У второй личности после прохождения теста результат был 15 баллов, это означает, что у нее высокая самооценка. Спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 24 балла, это означает, что она была близка к адекватной оценке себя. -
У третьей личности после прохождения теста результат был 20 баллов, это означает, что у нее низкая самооценка. Но спустя месяц работы по моему курсу она заново прошла тест и набрала 30 баллов, это означает, что у нее адекватная самооценка.
Перспектива работы над проектом.
1. В МАОУ лицее №12 существует штат психологов, с которыми я планирую сотрудничать. Я хочу предложить им свой курс для проведения уроков в МАОУ лицее №12
2. Также можно проводить небольшие уроки, классные часы в 6-8 классах и проделать несколько методик из разработанного курса, с целью коррекции самооценки обучающихся.
3. Доработать курс, получить лицензию и распространить на большое количество образовательных учреждений.
Заключение
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Отрочество – как иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности и в учении, и в труде. Главная новая черта, появляющаяся в психологи подростка – это более высокий уровень самосознания, построения взаимоотношения со сверстниками и значимость их мнения.
Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Мои исследования доказали, что абсолютно любой вид самооценки можно довести до адекватного и поддерживать его на этом уровне. Моя гипотеза подтвердилась.
Список литературы
-
Научные статьи «О том, как полюбить себя и укрепить самооценку» Михаила Лабковского
-
Наталья Приймаченко – «Самооценка подростка» -
Алена Чигринец – «Особенности формирования самооценки подростка» -
Курсовая работа – «Самооценка подростка и его самокритичность» -
Пименова Светлана – «Самооценка подртска» -
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с. -
Столин В. В. Самосознание личности – М.: Издательство МГУ, 1983. – 284 с. -
Стюарт Й., Джойнс В. Основи ТА: Транзакційний аналіз: Пер. з англ. – К.: ФАДА, ЛТД, 2002. – 393 с. -
Горностай П. П. Двумерные личностные конструкты как модель сценарных убеждений // Психологічні перспективи: 2009, Спецвипуск. – С. 3–13. -
Schiff J. L. Reparenting schizophrenics // Transactional Analysis Bulletin. – 1969, Vol. 8, No 31. – P. 47–63. -
Osnes R. E. Spot Reparenting // Transactional Analysis Journal. – 1974, Vol. 4, No 3. – P. 40–46. -
James M. Self Reparenting // Transactional Analysis Journal. – 1974, Vol. 4, No 3. – P. 32–39. -
Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К. (ред.). Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. – 292 с. -
McNeel J. R. The Parent Interview // Transactional Analysis Journal. – 1976, V. 6, No 1. – P. 61–68. -
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт, 1997. -
Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищённые и незащищённые семьи в изменяющейся России. - СПб: Сударыня, 1999. -
Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В 6 Т. - М., 1984. -
Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: Приор, 2001 -
Карабанова О. А., Бурменская Г. В., Захарова Е. И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: МПСИ, 2007. -
Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. -
Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. - М., 1991. -
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. -
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2011. -
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. -
Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). / Под ред. С. Т. Вершловского. - СПб.: СПГУПМ, 1996. -
Марцинковская Т. Д. Возрастная психология. - М.: Издательский дом "Академия", 2001. -
Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. -
Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. - М., 1991. -
Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. - М.: У-Фактория, 2007. -
Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990. -
Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН СССР. - М.: АПН СССР, 1982. -
Психологические особенности преодоления экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте: Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. - Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2002. - С. 116-122 -
Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994. -
Рогов В. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2003. -
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2003. -
Столин В. В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983 -
Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008. -
Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.-Рига, 1995. -
Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012. -
Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2007.