Файл: Массимо Пильюччи Как быть стоиком Античная философия и современная жизнь Альпина Диджитал 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Массимо Пильюччи
Как быть стоиком: Античная
философия и современная жизнь
«Альпина Диджитал»
2017

Пильюччи М.
Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь /
М. Пильюччи — «Альпина Диджитал», 2017
ISBN 978-5-9614-5108-5
Быть стоиком в современном мире не сложнее, чем в Древней Греции. Для этого надо иметь душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить возможное, и мудрость – всегда отличать одно от другого. В своей книге «Как быть стоиком» известный американский философ и биолог Массимо Пильюччи предлагает читателю увлекательное путешествие в глубины этой античной философии, а в качестве проводника выбирает древнегреческого стоика Эпиктета. Стоицизм – очень современная философия, которая учит, как принимать верные решения,
управлять гневом, воспринимать критику, как относиться к смерти –
собственной и своих близких. Но главный вопрос, на который отвечает стоицизм, – как правильно жить.
ISBN 978-5-9614-5108-5
© Пильюччи М., 2017
© Альпина Диджитал, 2017

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
4
Содержание
Глава 1 8
Глава 2 15
Конец ознакомительного фрагмента.
19
Комментарии

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
5
Массимо Пильюччи
Как быть стоиком: Античная
философия и современная жизнь

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
6

М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
7
Переводчик Ирина Евстигнеева
Редактор Елена Аверина
Руководитель проекта А. Тарасова
Арт-директор Ю. Буга
Корректоры Е. Сметанникова, Е. Аксёнова
Компьютерная верстка М. Поташкин
Иллюстрация на обложке The Granger Collection / Alamy Stock Photo
© Massimo Pigliucci, 2017
This edition published by arrangement with The Science Factory, Louisa Pritchard Associates and The Van Lear Agency LLC.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2018
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного исполь-
зования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизве-
дена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования
без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законо-
дательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. руб-
лей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до
6 лет (ст. 146 УК РФ).
* * *
Для Кейли Луна, которая недавно начала свое путешествие в
мир философии. Пусть это изменит ее жизнь к лучшему, как изменило
мою. Для Коринны, которая показала мне, что, живя по принципам
стоицизма, можно стать лучше


М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
8
Глава 1
Древний, но поразительно современный путь
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь первая
1
Главный вопрос любой известной нам культуры – светской, религиозной или этнической:
как жить? Как справляться с трудностями и неудачами? Каких правил придерживаться в обще- стве и как относиться к другим людям? И, наконец, как подготовиться к последнему испыта- нию – моменту смерти?
Для решения этих вопросов люди создали многочисленные религии и философии, кото- рые дают не менее многочисленные ответы – от мистических до гиперрациональных. К про- цессу подключили даже науку – вспомним обилие написанных специалистами статей и книг о том, что такое счастье и как стать счастливым. Иллюстрациями для таких работ часто слу- жат результаты сканирования головного мозга, которые показывают, как какое-то действие или решение может увеличивать или уменьшать нашу удовлетворенность жизнью. Инструменты для поиска ответов на экзистенциальные вопросы тоже весьма разнообразны – от священных текстов до глубокой медитации, от философских диспутов до научных экспериментов.
Вырисовывается поистине поразительная картина, которая отражает и человеческую кре- ативность, и то огромное значение, которое мы придаем поискам смысла жизни и верных целей в ней. Вы можете искать себе «руководство к действию» в идеях иудейско-христианско-ислам- ских религий, среди множества школ буддизма или же встать на путь даосизма или конфуци- анства – выбор велик. Если предпочитаете религии философию, то можно обратиться к экзи- стенциализму, светскому гуманизму, секулярному буддизму, этической культуре и так далее.
В конце концов, вы можете прийти к заключению, что ответов на главные вопросы нет вовсе, –
стало быть, поиск их бессмыслен – и пополнить ряды приверженцев «счастливого» направле- ния в нигилизме (да, есть и такое).
Ну а я стал стоиком. Это не означает, что я превратился в кремень, чуждый каких-либо эмоций. Как бы я ни любил мистера Спока (в образе которого создатель «Звездного пути»
Джин Родденберри воплотил весьма наивное понимание стоицизма), эта безэмоциональность представляет собой самый распространенный и самый ошибочный стереотип о стоицизме. Но в действительности стоицизм – это не подавление или сокрытие эмоций, а их осознание, раз- мышление об их причинах и умение направлять их себе на благо. Это понимание того, что находится под нашим контролем, а что – нет: следует сосредоточить усилия на первом, вме- сто того чтобы напрасно тратить их на второе. Стоик стремится к добродетели, совершен- ству и живет по принципу: «Делать все настолько хорошо, насколько это возможно», он осо- знает моральный аспект всех своих действий. Я объясню в этой книге, что быть стоиком –
значит использовать динамичную комбинацию размышлений над теоретическими концепци- ями, читать вдохновляющие тексты и практиковать медитации, осознанности и другие духов- ные упражнения.
Один из главных принципов стоицизма состоит в умении различать вещи, которыми мы можем управлять и которыми – нет. Это разделение (а оно существует и в некоторых буд-
1
Перевод М. Лозинского.


М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
9
дийских доктринах) часто воспринимают как причину якобы присущего стоикам стремления уклониться от социальной активности, от участия в общественной жизни. Между тем при- стальный взгляд на сочинения стоических философов и, что еще важнее, на жизнь извест- ных стоиков опровергает это ошибочное представление: стоицизм «проповедует» социальную активность, любовь ко всему человечеству и природе. Это кажущееся противоречие между социальным аспектом стоицизма и советом сосредоточиться на собственных мыслях и при- влекло в свое время мое внимание к этой философии.
Я пришел к стоицизму не «по пути в Дамаск», но благодаря стечению культурных обсто- ятельств, превратностей жизни и обдуманного философского выбора. Сегодня, оглядываясь назад, я думаю, что в любом случае – рано или поздно – пришел бы к стоицизму. Я вырос в
Риме и, с тех пор как в средней школе познакомился с античной историей и философией, рас- сматривал стоицизм как часть своего культурного наследия, хотя решил сделать его принципы частью своей повседневной жизни лишь недавно.
По профессии я ученый и философ, поэтому всегда искал наиболее целостные системы понимания мира (через науку) и способы лучше прожить свою жизнь (через философию).
Несколько лет назад я написал книгу «Ответы по Аристотелю: Как наука и философия могут привести к более осмысленной жизни» (Answers for Aristotle: How Science and Philosophy Can
Lead Us to a More Meaningful Life), где исследовал основы того, что называю научно-философ- ским подходом к жизни. Суть этого подхода – совместить древнюю идею этики добродетелей
(по которой смысл жизни состоит в развитии личности и стремлении к самосовершенствова- нию) и учения современных естественных и социальных наук о человеческой природе, о том,
как мы работаем, терпим неудачи и учимся, в том числе и на собственных ошибках. Но оказа- лось, что этот подход стал лишь началом моего пути к философскому самоосознанию.
В тот период в моей жизни случилось нечто, заставившее меня остановиться и заду- маться. Надо сказать, я никогда не был религиозным человеком. В старших классах школы я прочитал знаменитое эссе Бертрана Рассела «Почему я не христианин» (Why I Am Not a
Christian), но были и другие причины, из-за которых еще в подростковом возрасте я отказался от католицизма и сам искал ответы на многочисленные вопросы о морали и смысле жизни.
Кстати, все больше людей в Соединенных Штатах и по всему миру идут тем же путем. Я все- цело поддерживаю идею о том, что атеизм – такой же приемлемый выбор в жизни, как и при- надлежность к любой из религий. Также я твердый сторонник конституционного разделения церкви и государства – в Соединенных Штатах и в других странах мира. Тем не менее нетер- пимость так называемых новых атеистов вроде Ричарда Докинза или Сэма Харриса разочаро- вывает и даже раздражает меня. Хотя публичная критика религии (да и вообще любой идеи)
является главным признаком здорового демократического общества, люди не любят, когда их чувства оскорбляют. В этом отношении мое мнение полностью совпадает с цитатой стоиче- ского философа Эпиктета, который в свое время с характерным для него чувством юмора написал: «И вот здесь есть опасность
[1]
, как бы он сначала не сказал: "А какое тебе дело, милей- ший? Кто ты мне?", а затем, если и дальше не оставишь его в покое, не надавал тебе тумаков.
Когда-то и сам я ревностно занимался этим делом, пока не попал в такое положение».
Разумеется, если вы хотите следовать нерелигиозному подходу к жизни, есть и альтер- нативы новому атеизму, например секулярный (светский) буддизм и гуманизм. Два этих пути обычно привлекают людей, которые ищут осмысленного существования вне церковного вли- яния, однако меня этот выбор не прельстил, хотя и по совершенно противоположным причи- нам. Доминирующие в настоящее время формы буддизма я нахожу слишком мистическими, а их тексты – туманными и трудными для понимания, особенно в свете современных научных открытий о мире и человеческой природе (которые, впрочем, благодаря нейробиологическим исследованиям убедительно доказывают пользу медитации). Светский гуманизм, которым я увлекался много лет, страдает от противоположной проблемы: он слишком зависит от науки и


М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
10
собственной рациональности. В результате, несмотря на все усилия его сторонников, он вос- принимается как нечто холодное и бездушное, это не тот предмет, о котором вы хотели бы поговорить со своим детьми в воскресное утро. Собственно, в том и заключается причина того,
почему у организаций, проповедующих философию светского гуманизма, так мало последо- вателей.
В стоицизме же я нашел рациональную, дружественную к науке философию, включаю- щую в себя метафизику с духовным измерением и имманентно открытую для любых «реви- зий». Но самое главное, эту философию можно с успехом применять в реальной жизни. Стоики жили по принципу универсальной причинности: все в мире случается не просто так, и про- цессы во Вселенной идут по естественным законам. Они верили не в трансцендентные чудеса,
а в то, что мир устроен согласно логосу (это может быть интерпретировано как универсальный разум, Бог и даже так называемый «Бог Эйнштейна», суть которого в том простом и несомнен- ном факте, что природа познаваема через причину).
Главный плюс стоицизма – это (однозначно) его практичность, хотя и другие отличи- тельные особенности стоической системы не менее важны. Стоицизм родился и всегда воспри- нимался как форма поиска пути к счастливой и осмысленной жизни. Бо́льшая часть ранних сочинений этого учения была утеряна, почти все фундаментальные тексты относятся к пери- оду Поздней римской Стои (так называлась стоическая школа). И все они представляют собой образец ясного мышления. Эпиктет, Сенека, Музоний Руф и Марк Аврелий говорят с нами на простом языке, который так непохож на загадочные буддийские тексты и витиеватые иноска- зания раннего христианства. Одна из моих любимых цитат того же Эпиктета весьма наглядно иллюстрирует эту земную практичность: «Смерть – неизбежная необходимость
[2]
… Я имею в виду, куда мне убежать от смерти?»
Отношение к смерти – одна из главных причин того, почему я обратился к стоицизму: эта философия предельно прямо и честно говорит о неизбежности окончания жизни и о том, как к нему следует подготовиться. Недавно мне исполнилось 50 лет, целых полвека, и это заста- вило меня глубоко задуматься над вопросами: кто я и что делаю? Как нерелигиозный человек,
я захотел найти и некое руководство, которое помогло бы мне подготовиться к неминуемой смерти. Надо сказать, что благодаря достижениям современной науки и медицины продолжи- тельность нашей жизни постепенно увеличивается. С годами все больше людей будут зада- ваться вопросом, что же им делать со своим существованием на протяжении тех несколько десятилетий, что у них останутся после выхода на пенсию. Но как бы мы ни распорядились смыслом нашей «продленной» жизни, мы должны подготовить и себя, и своих близких к тому,
что наше сознание будет неизбежно угасать – как и наше уникальное присутствие в этом мире.
Знание того, как умереть достойно, позволит нам не только достичь необходимого душевного и умственного спокойствия, но и подарить его тем, кто нас переживет.
Известно, что стоики посвятили немало сочинений тому, что Сенека называл главной проверкой человеческой личности и ее жизни. «Каждый день мы умираем»
[3]
, – написал он в письме к Гаю Луцилию. Сенека напрямую связывал конечное испытание со всем предше- ствующим земным существованием: «Человек, не знающий, как достойно умереть
[4]
, не сумеет и достойно жить». Жизнь для стоиков – текущий проект, и в его логическом, естественном завершении (смерти) нет ничего особенного: ничего, что могло бы вызывать страх. Эта точка зрения сразу же стала мне близка, ведь она позволила гармонично примирить два противо- положных (и одинаково неудовлетворительных, на мой взгляд) подхода, которые предлагает современный мир. С одной стороны, в отношении стоиков к смерти отсутствуют фантазии о бессмертии, верить в которое нет ни научных, ни разумных оснований. С другой стороны, нет и секулярного пренебрежения или, что еще хуже, избегания мыслей о будущей смерти и исчез- новении своей личности.


М. Пильюччи. «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь»
11
По этим и другим причинам стоицизм привлекает очень многих людей, так что я не оди- нок в своем стремлении возродить это древнее направление практической философии и адап- тировать его к жизни в XXI веке. Каждую осень исследователи из Эксетерского университета в Великобритании проводят Стоическую неделю
[5]
– международное мероприятие и одновре- менно социально-научный эксперимент, в котором принимают участие тысячи академических философов, специалистов по когнитивной психотерапии и практиков стоицизма со всего мира.
Кроме того, что на Стоической неделе людям рассказывают о стоицизме и его применении в повседневной жизни, на этом мероприятии можно еще и собрать систематизированные дан- ные, чтобы установить, действительно ли практика стоицизма позволяет изменить жизнь к луч- шему. Пока результаты носят предварительный характер (в будущем на Стоических неделях планируется использовать более сложные экспериментальные протоколы и бо́льшие по раз- меру выборки), но они обнадеживают. Например, участники третьей Стоической недели сооб- щили о 9 %-ном росте положительных эмоций, 11 %-ном снижении негативных эмоций и 14 %- ном повышении удовлетворенности жизнью всего после одной недели практики. (Это были первоначальные результаты, а последнее долгосрочное контрольное наблюдение за людьми,
применяющими принципы стоицизма в повседневной жизни, подтвердило их.) 56 % участни- ков также считают, что стоицизм делает их более добродетельными. Разумеется, эти резуль- таты сделаны по «самозаявленной» выборке людей, которые интересуются стоицизмом и верят в обоснованность по крайней мере некоторых его положений и методов. Но факт того, что даже люди, уже довольно долго практикующие стоицизм, обнаруживают в себе такие большие перемены после всего лишь нескольких дней Стоической недели, должен у многих пробудить интерес к этому учению.
Между тем эти результаты вовсе неудивительны, ведь стоицизм – философский фун- дамент целого ряда методов доказательной психотерапии, в том числе логотерапии Виктора
Франкла и рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта Эллиса. Об Эллисе говорят, что «ни один другой человек – даже сам Фрейд
[6]
– не оказал большего влияния на современную психотерапию». Что касается Виктора Франкла, то он был австрийским невроло- гом и психиатром, пережил холокост и написал знаменитую книгу «Сказать жизни "Да!". Пси- холог в концлагере» (Man's Search for Meaning)
2
. Этот волнующий и воодушевляющий очерк о человеческой стойкости можно рассматривать как современный пример применения стоиче- ской философии в жизни. И Эллис, и Франкл признавали важное влияние стоицизма на фор- мирование своих терапевтических подходов, логотерапию Франкл характеризовал как разно- видность экзистенциального анализа. Еще один убедительный пример применения стоицизма в жизни можно найти в мемуарах «В любви и на войне» (In Love and War) вице-адмирала ВМС
США Джеймса Стокдейла – офицера, который получил рекордное количество наград за всю историю американского военно-морского флота. Стокдейл считает, что именно стоицизм (в частности, чтение трудов Эпиктета) помог ему выжить в адских условиях вьетнамского лагеря для военнопленных. Глубокими корнями в стоицизм уходит и разнообразное семейство прак- тик под общим названием «когнитивно-поведенческая терапия» (КПТ). Первоначально она была разработана для лечения депрессии, а сегодня применяется для коррекции широкого спектра психических состояний. Автор труда «Когнитивная терапия депрессии» (Cognitive
Therapy of Depression) Аарон Бек воздал должное истокам КПТ, написав, что «философские предпосылки когнитивной терапии
[7]
восходят к школе стоиков».
Хочу подчеркнуть важную вещь: стоицизм – это философия, а не вид психотерапии, и разница между ними огромна. Терапия краткосрочна, она помогает людям преодолеть кон- кретные проблемы психологического характера, но не предлагает им жизненную позицию,
философию, на которую они будут опираться годами (во всяком случае такой задачи терапия
2
Франкл В. Сказать жизни "Да!". Психолог в концлагере. – М:. Альпина нон-фикшн, 2017.