Файл: Жизнь и творчество Андрея Платонова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пухову становится хорошо, и он жалеет только об одном: что немного постарел, и нет чего-то нечаянного в душе, что было раньше.

Однажды он идёт из Баку на промысел. Он ночевал у Шарикова, к которому вернулся из плена брат. Неожиданное сочувствие к людям, одиноко работающим против вещества всего мира, проясняется в заросшей жизнью душе Пухова. Он идёт с удовольствием, чувствуя родственность всех тел к своему телу, роскошь жизни и неистовство смелой природы, неимоверной в тишине и в действии. Постепенно он догадывается о самом важном и мучительном: отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Душевная чужбина оставляет Пухова на том месте, где он стоит, и он узнает теплоту родины, будто вернулся к матери от ненужной жены. Свет и теплота напрягались над миром и постепенно превращались в силу человека. «Хорошее утро!» – говорит он встретившемуся ему машинисту. Тот равнодушно свидетельствует: «Революционное вполне».

Фома Пухов во многом напоминает сказочного Ивана-дурака – это национальный характер, массовое сознание, которое начинает работать широко и интенсивно. Его сознание и определяет становление нового бытия.

  1. Считаете ли вы Фому Пухова человеком бесчувственным?

  2. Только ли для характеристики главного героя писатель в самом начале изображает сцену, как Пухов режет колбасу на гробе жены? (Гроб – это страшный символ того времени. В стране голод и разруха, идет гражданская война. Силы нужны, чтобы революцию защитить).

  3. Каким образом Пухов пытается проявить себя как личность? (Герой проявляет себя всегда как профессионал-механик по призванию.)

  4. С помощью каких художественных деталей автор показывает высокое профессиональное мастерство своего героя?

  5. Каково отношение главного героя к революционным событиям?

  6. Как происходит «осмысление» событий?

  7. Что значит слово «сокровенный»?




3. Повесть «Котлован»


Повесть Андрея Платонова «Котлован» посвящена теме послереволюционного времени. Автор описывает коллективизацию, раскулачивание, строительство советского общества с самой страшной, неприглядной их стороны.

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в силу добра, в мир и свет, хранящиеся в человеческой душе. Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения. Платонов в своих произведениях поднимает важные нравственные проблемы, одна из которых – сострадание и уважение к человеку.

Повесть А. П. Платонова «Котлован» – драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Главный герой повести «Котлован» Вощевуволен в день тридцатилетия с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. Он находит работу на рытье котлована для общепролетарского дома. Но и здесь его не покидает задумчивость среди общего темпа труда, из-за которой ему дали расчет на заводе. Он думает о плане общей жизни, об истине, без которой стыдно жить. Он не может трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться. Именно поиск истины и смысла жизни не позволяет Вощеву оставаться на месте. Его маршрут лишен конкретности – город, котлован, колхоз – имеют символическое значение. И на строительстве котлована, и в колхозе он встречает людей, которые, как кажется на первый взгляд, эту истину нашли. У рабочих, строителей котлована, есть вполне определенная цель: они строят единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Являвшийся лишь в мечтах и грезах, он скоро станет реальностью, ведь строительство уже начато, а значит, скоро сбудется мечта о всеобщем счастье. Но чем больше всматривается Вощев в лица строителей, тем сильнее испытывает разочарование от такой истины: их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение. Вощев с состраданием наблюдал этих грустно существующих людей. Не находит истины Вощев и в деревне. Здесь задача тоже проста и конкретна: ликвидировать кулаков, свезти все имущество на оргдвор

, объявить о создании колхоза, и тогда все крестьяне объединятся в единую счастливую семью. И вот когда «кулацкий сектор», погруженный на плот, наконец-то скрылся за поворотом реки, в колхозе начинается праздник. Странная, почти нереальная пляска так не похожа на искреннюю человеческую радость. И даже после того как музыка прекратилась, механическое топтание «счастливых» колхозников продолжается. Радость, подобная смерти, – вот результат того перелопачивания жизни, которое осуществляют платоновские герои. Не случайно мирное строительство в повести «Котлован» изображено как жертвоприношение будущему. Надежда на обретение истины с новой силой загорается в душе Вощева с появлением на котловане Насти. Она становится для него воплощением истины, цели. Но занятые «всеобщим счастьем» строители не уберегли девочку. Никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации. Общепролетарский дом, котлован под который с таким усердием рыли герои повести, так и остался мечтой. Реальностью стала могила для Насти. Эту могилу выдолбили в вечном камне на дальнем краю котлована. Рытье котлована и создание колхоза являются в повести Платонова воплощением строительства той новой жизни, которая должна была даровать людям царство истины и уважения к человеку. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые вообще усомнился в их существовании. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка.

А это значит, что незачем ему больше оставаться здесь, вблизи котлована, и придется снова отправляться в путь и снова подбирать по дороге ненужные вещи, чтобы когда-нибудь, пусть не сейчас, они получили какой-либо смысл, потому что все в этом мире должно иметь смысл.

Главные герои повести – люди из низов, поверившие в новую жизнь, но не имеющие никакого культурного багажа, ничего не понимающие, не находящие слов для выражения своих чувств.

Язык Платонова нарочито простой, и эта простота выражает беспомощность героев, их неумение осознать происходящее. Они повторяют слова, услышанные по радио, призывы партии и правительства, но не понимают их. Сафронов призывает жить и трудиться, но он не в состоянии объяснить смысла конечной цели, как не может обычный человек осознать пользы светлого будущего, когда настоящее – это голод, грязь, смерть.


Каким-то детским языком пытаются передать свои чувства и мысли герои «Котлована»: «Счастье произойдёт от материализма, ...а не от смысла. Если мы все сразу задумаемся, то кто действовать будет?»

Герои Платонова похожи на детей, которые по команде взрослых спешат выполнять задания, поняв их в меру своей детской непосредственности. Этот страшный детский праздник в отсутствии взрослых Платонов описывает со всей его неприглядностью, жестокостью и бессмысленностью.

Почему герои похожи на детей? Они слишком мало знают. Представитель интеллигенции, инженер, говорит: «Нас учили каждого какой-нибудь мёртвой части: я знаю глину, тяжесть веса и механику покоя, но плохо знаю машины и не знаю, почему бьётся сердце в животном. Всего целого или что внутри - нам не объяснили.»

Революция дала власть людям малограмотным, пообещала счастье и перспективы тем, кто и не задумывался над понятием счастья.

Растеряны колхозники, не знающие, что же им делать теперь, когда весь инвентарь починен, а на дворе зима. Растерян Вощев, не знающий, для чего он живёт. Растеряны все. И это состояние рождает тупое безразличие, с которым Чиклин одним ударом кулака может убить человека, не испытывая при этом никаких чувств.

Отсутствие всякой культурной почвы, знаний, делает людей безнаказанно свободными настолько, что лишение кого-то жизни не считается преступлением.

Девочка Настя, совсем ещё ребёнок, легко усвоила истины, которыми живёт теперь этот мир, поэтому, услышав, что два мужика похожи на буржуев, она говорит Сафронову: «Убей их пойди!» Такая непосредственная детская просьба обнажает всё убожество мира.

Ребёнок ещё не понимает смысла и ценности жизни, но уже легко отдаёт страшные приказания, подражая взрослым, переняв их мораль.

Послереволюционный мир, описанный Платоновым, не имеет будущего, поэтому в нём умирают дети. Настя даже не умерла, а угасла.

Тихо угасла детская жизнь, не раскрывшись, не узнав счастья. Обречён и весь мир, где детство подражает взрослой бездумной жестокости.

Единственным спасением людей здесь является труд, труд бездумный, пустой, не приносящий результата. Превозмогая себя, тратя силы, роют рабочие котлован, чтобы построить огромный дом. Но по завершении котлована стройка не начинается, потому что начальник-бюрократ решает увеличить размеры будущей постройки, а более мелкий начальник перевыполняет план и добавляет работы землекопам, отдав команду расширить котлован вшестеро.


Так жизнь наделяет героев бездумным трудом, занимающим всё время и лишающим возможности думать.

История после революции совершила страшный виток, поставив во главе русского общества людей малообразованных, слепо следующих намеченной кем-то цели. Верхушка общества, Пашкин, например, живёт сыто, посещает театры, ездит на автомобилях, а низы, как и прежде, живут в бараках или убогих избах, питаются впроголодь.

Тема классового врага постоянно звучит в произведении. Люди ищут врагов и избавляются от них, не понимая, что самый большой враг – их невежество, с которым тяжело бороться. Это чувствует Вощев, пытаясь понять смысл жизни и мучаясь без знаний, которые ему неоткуда было почерпнуть.

Не осталось интеллигенции, нет учителей – всё сравняла революция, неоткуда взять мудрости. Герои это чувствуют, но не осознают, оттого так тягостно настроение людей в «Котловане»: настроение потерянности в огромном мире, чувство оторванности от корней, душевная боль от отсутствия любви к ближнему.

Аналитическое чтение повести А. Платонова «Котлован»

1. Критик Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован».

Задание: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришел на двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем признания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».