Файл: А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Графа "№ карточки" заполняется последовательно, номера проставляются и на самих карточках. Графа "Раздел" обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут раздел: "Крылатые фразы о языке и литературе", "Занимательные истории из жизни писателей", "Интересные фразы из школьных сочинений" и т.п. Карточки из таких разделов могут стать интересным дополнительным материалом, основанием для публикации.

Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа "Адрес" указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.

Пример: Из картотеки учителя физики

Содержание карточки №397 п2/75

В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему?

Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры – физики называют ее точкой Кюри – теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учел незадачливый инженер.

По основанию "учебные темы" карточка попадает в раздел "Магнетизм". По основанию "Педприемы" – в разделы "Удивляй!", "Лови ошибку!" и "Организация работы в группах". Запись в каталоге:


№ карточки

Раздел 1

Раздел 2

Ключевые слова

Адрес

Примечания

397

Магнетизм

Лови ошибку! Удивляй! Работа в группах

Заявка, отказ, точка Кюри

П2/75

Использовать на вводном занятии по мозговому штурму


ПОДГОТОВКА ТЕМЫ

Формула: учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком

В этом случае вы значительно сэкономите время на подготовку, улучшив ее качество.

Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.

Обычно за время изучения темы мы трижды "прошиваем" учебный материал. Сначала обзор – чтобы ученик мог охватить тему целиком, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета. Другая цель обзора – заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на с.6). Затем – основной "проход" материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне.

ТЕХНОЛОГИЯ

Приготовить столько листов бумаги, сколько уроков по теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно.

Вот примерная последовательность действий:

Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ

Готовим "Базовый лист контроля" (см. базовый лист контроля в разделе "Приемы устного опроса" на с.54). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

Шаг 2. РЕКВИЗИТ

Планируем реквизит: наглядность книги, эксперименты и т.п.

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ

Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут им подготовлены?

Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ

На каких уроках и в какой форме организованно повторение? (см. группу приемов "Повторение ранее изученных тем" на с.13). Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по "велению" рулетки, например, но в некоторых случаях тема повторения ограничено связана с изучаемой и грех это не использовать.

Шаг 4. КОНТРОЛЬ

На каких уроках и в какой форме организован контроль? (см. приемы письменного контроля с. 58).

Итак, шаги пройдены. Тема целиком запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом следующий раздел, а пока:

Диалог: - С чего начать?

  • Выберете на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет.

  • Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть?

  • Называйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает достаточно повесить задолго до планового изучения темы плакатик с рисунком и объяснением нового понятия… Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче – как знакомое. Если на каком то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из ни необходимо.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте – лучше письменно фиксировать цель. И письменно же – пусть одним предложением – проводить урок.
КОНСТРУКТОР УРОКА

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности "взрослые" конструкции: механические, гидравлические, электронные…

Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для "сборки уроков". Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна):

А. Начало урока.

Б. Объяснение нового материала.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений.

Г. Повторение.

Д. Контроль.

Е. Домашнее задание.

Ж. Конец урока

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора.

Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка: несколько несложных задачек или игра "Да-нетка". Небольшой опрос по "светофору" – не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загадки (прием "Отсроченная отгадка").

Представим это табличкой:

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам). 44, 53

"Да-нетка"

39

Удивляй!

Отсроченная отгадка!

6,7

Фантастическая добавка

8

"Светофор"

54

Щадящий опрос

58

Цифры в уголках клеток обозначают страницы клеток, где описан соответствующий прием.

Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим табличкой:

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель!

6

Удивляй!

6

Фантастическая добавка

8

Практичность теории

9

Пресс-конференция

10



Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу:

А. Начало урока

Б. Объяснение

В…

Вот получился "Конструктор урока" стр. 69 (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической).

Формула: пользуясь таблицей "Конструктор урока" как универсальной шпаргалкой учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока

Например: А2, Б3, Г1, Д6, Д10, Ж4. Что означает начинаем с игры "Да-нетка" изучение нового материала происходит по приему "Вопрос к тексту", закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой, д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.

Теперь для полноты картины осталось прикинуть каждый из элементов и урок готов: А2 – 5, Б3 – 15, Г1 – 5; Д6 – 7; Д10 – 10; Ж4 – 3. Всего 45 минут

Диалог: - Если я на одном уроке приема. Два приема из раздела "Начало урока". Например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю д/з?

  • Тогда формула будет А2, А5.

  • Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля?

  • Соответствующий раздел просто пропускается.

  • Какие преимущества дает конструктор?

  • А как вы сами думаете?

  • Значительно возрастает разнообразие уроков.

  • Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове.

  • С конструктором можно разнообразные уроки готовить быстро.

  • Скажите, стандартизация не убивает творчество?




  • Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других отраслях деятельности? Конечно – нет. Стандартизация просто приводит творчество на новый более высокий уровень. Типичный пример, пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старшеклассник. Но математика на этом не остановилась…

Конструктор урока будет "дышать" и изменятся, как живое существо. Какие-то приемы не нужны – и вы исключите их из таблички. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор – мы лишь привели возможную его форму.

Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Эта книга – склад инструментов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто-то изобретет новый инструмент – и мы будем этому рады.

УСПЕХОВ ВАМ!

Приложение 1

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК

(четыре уровня)


Известно: литературы по педагогике, методических пособий для учителей издается много, не говоря уже о постоянно проводящихся курсах и семинарах.

Но как ориентироваться в этом море книг? Какие критерии помогут определить, хороши ли книга или семинар? Стоит ли всерьез рекомендовать их коллегам?

В рамках ТРИЗ были разработаны критерии оценки научно-технических произведений, разработок в области ТРИЗ, оценки методик курсов и семинаров по дисциплинам. В 1989 году на петрозоводском семинаре И.Л. Викеньтьев выступил с первой разработкой критериев оценки работ по педагогике творчества с позиции ТРИЗ.

Методика состоит из 5 шкал оценки. Для экспресс - оценки анализируемой разработки предлагается просто пробежаться глазами по предложенным контрольным вопросам, а для серьезной оценки – выстраивать баллы в графе справа.

Настоящая "Методика оценки методик" написана не столько с позиций науковедения, сколько с позиций защиты прав потребителя педагогических методик – то есть прежде всего учителя. Критерии применимы не только к книгам, но и к многочисленным курсам и семинарам.
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКИ

Какие конкретно ваши проблемы решает

1 уровень: методика практически неактуальна, применение ее ничего в вашей работе не изменит.

2 уровень: методика затрагивает не основные моменты работы, владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры (например, повысит точность оценки знаний).

3 уровень: методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать, например, потому что и старые методы неплохо справляются.

4 уровень: это как раз то, что необходимо школе сегодня!
НОВИЗНА

(что реально нового дает профессионалу разработка)

1 уровень: новизна на уровне терминологии. Автор заменяет известные слова новыми, переодевая банальные истины в новые одежды. Жонглирует, переставляет местами давно известные вещи, создавая видимость новых подходов. Сюда же следует отнести новизну на эмоциональном уровне. Автор показывает новую точку зрения на уже известные факты, заставляет волноваться и переосмысливать, воодушевляет и "заряжает энергией". Что само по себе хорошо и полезно, но имеет мало общего с настоящей методикой.

2 уровень: новизна на информационном уровне. Даны факты, примеры, задачи, упражнения и решения.

3 уровень: новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, более рациональной или оптимальной компоновке.

4 уровень: принципиальная новизна. Предлагаются новые способы работы, дающие отличающиеся от прежних результаты. Здесь уместно заметить два существенно различающихся подуровня. Первый, методика – 1, дает новый способ решения известных задач, не изменяя содержания обучения и не ломая основной его формы. То есть методика – 1 остается в старой парадигме образования. Методика – 2 изменяет сами цели, а значит, и перадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ

(насколько технологична, инструментальна для профессионала разработка)

1 уровень: методика сводится к призывам Внимание! Возможно, эти призывы красивы и даже благородны, но от их повторения толку не будет. Контрольные вопросы: какие проблемы решает данная разработка и каков процент успешных решений?

2 уровень: методика эффективна лишь в "авторском исполнении". В отсутствии автора ее результаты, к сожалению, не воспроизводятся надежно. Требуется много дополнительных подсказок, длительного обучения у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала уверенно работать в "чужих руках".

3 уровень: методика передаваема частично, отдельными рекомендациями: или работает нестабильно, только в благоприятных условиях; или передаваема, но только, отдельным, особенно способным к ней людям.

4 уровень: методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.