Файл: А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример:
Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличии от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок – музыкантов…
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очередного круга знаний помогает картотек. О картотеке учителя разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
Формула: учитель сам себя ставит в позицию оцениваемого.
Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором. Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, - они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хоть это не просто – автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но – риск вознаграждается.
Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку. Но не в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
Диалог: - А как быть, если например, конкретные Петя с Ваней мешали мне вести урок?
-
Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справится с дисциплиной на уроке. -
Действительно, не просто такое произнести… -
Да. И ученики это то же понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель это увидит ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. с. 53 и 55).
СОВЕТУЙТЕСЬ!
Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений, учитель советуется с детьми!
Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действительно так. Но не устраивайте плебисцит – это может поставить вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо общая честность – либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все-таки за вами. И, конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение…
ТРАДИЦИИ УРОКА
Полезные ритуалы педагогического общения
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слажено.
ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
Формула: учитель начинает урок "с настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема для повторения)"
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет музыкальная фраза. Она может быть мажорно - возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатруяна или "Болеро" Равеля, или минсоно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начинать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной
разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо его основная цель – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Пример:
У нас такая традиция входа в урок: после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением не, то вход в урок можно разнообразить.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
Формула: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
Пример:
Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время, само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.
ОТДЫХ
Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет еще и середину.
Формула: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Читатель уже мысленно оглянулся и на раздел "Игровая учебная деятельность" и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "Да-нетка" (см. с.39).
Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
ЗАДАНИЕ НА СТОЛ
Формула: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды. И кладут тетради всегда на определенное место учительского стола.
РУКИ ПРОЧЬ!
Стенания пятиклассника: "Первый раз учительница устроила головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз – за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?
Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? – А я не знал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?
Что ж, и эта задача разрешима. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого – не трогать! Можете, даже объявить конкурс на эскиз знака – это только поспособствует его известности.
Формула: при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.
Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого – ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы хорошие традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?
Диалог: - Я учитель химии. В кабинете всегда лежит мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться, глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
-
Да.
ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ
ЧЁТКАЯ КОМАНДА
Что такое четкая команда? Урок. Учитель показывает одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают места, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?
Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены и даже откорректированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.
Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.
Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.
Пример:
Кому не знакома такая сцена. Сдается контрольная работа, распоряжение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: "Я забыл подписать тетрадь!" – и, как бы подписывая тетрадь лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходными вариантом – ответ сверяет. Немногим лучше дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно понаблюдать бой гладиаторов не за жизнь – за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают педагога, который не справляется в этот момент с классом и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.
Но возможен и другой сценарий. Пользуясь правилом: любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой же команде ученики сразу откладывают ручки, карандаши и т.п. в сторону. Обмануть в этом случае нельзя – пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста… У тебя неправильно? Не переживай, может, только ошибся в расчетах…
Главная цель – успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. Н напоследок о маленькой хитрости: за 2-3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например, звонком колокольчика.
И опять автор рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.
Пример:
Команда "Внимание!". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач…) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы…). Тогда учителю не придется говорить и даже кричать, перекрикивая многие голоса.
Диалог: - Не напоминает ли это казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли… Слишком технологично.
-
Вспоминаю старый добрый фильм "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому что не любил. А потому что четкая организация и ритм позволяют выжить в данной ситуации. В том числе и освободить время для нормального человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология – это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи… Хорошая – комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании – прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется. -
Оправдывается ли время, потраченное на отработку четких команд? -
Такие команды оправдываются только для повторяющихся ситуаций. Один раз отработали – много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
или, в переводе несловесное управление
Где проще всего спрятать дерево? Правильно – в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но причем здесь наши уроки.
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия – тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворяется в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять разного характера сигналы. То есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия.
Потому то, и появляется маленький колокольчик, как инструмент управления в приеме "Четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой – отличающейся – звук уместен для команды "Внимание!" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!
К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.
Формула: учитель использует для управления классом словесные команды.
Пример:
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро – учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках… Самое страшное в такой ситуации – потерять управление. За три урока до начала практикума стали обрабатывать поведение в предполагаемой ситуации. Пять минут в конце каждого урока – самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так:
"А теперь шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю как ты умеешь шуметь! Три хлопка и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо… Надо за полсекунды!"
Есть известное житейское наблюдение, мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:
ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ…
…и польза от этого будет великая.
Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.
Пример:
Успевающие ученики 11 класса получали задание: оформить по три задачи на повторение темы. Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9-10 классов. Контрольные состояли из 30-30 вариантов трех степеней сложности. То есть в последней практике учителя каждый ученик получал свой отличающийся вариант – и никаких проблем со списыванием. Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам, как маленькая книжечка – плотном листе формата А4. И проверять контрольную – одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными заданиями и промежуточными результатами. По такой тетради, опять – таки, контрольную проверят помощники учителя – старшеклассники.
Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий (см. с.15)
Конечно, прием сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах.
Формула: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает "из под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном порядке" – не будем ждать от него хорошего отношения.
Диалог: - Ставить ли оценки за помощь?
-
Прежде всего, не забывать поблагодарить. Не вспешке обронить казенное "молодец", а так, ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все однозначно. Отметка не может быть плохой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения – да. Надеюсь, понятно, почему. И еще, если ученик разработал приемлемый в дальнейшем материал – ну хотя бы одно задание контрольной работы, то на нем обязательно, разработал такой-то. -
А можно организовать ситуацию, в которой требуется помощь? -
Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.
Пример:
В лаборантской перепутались растворы. "Кто поможет разобраться – что в какой пробирке?" При таком вопросе всегда лес рук. Так подается обычное задание на выявление растворов индикаторами.
ВВЕДИТЕ РОЛЬ
Формула: ученик участвует в управлении обучением, выполняя некоторую роль.
Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт заданий, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что…" Это действует Фома неверующий.
Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.
Есть в классе "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) – подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. (Приемы устного опроса см. далее, на с.56). Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Интересная роль – "штурман". Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем.
Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактическими, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях – решать учителю – может быть долговременной. Это – "адвокат". Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т.п.) теперь не сваливются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются адвокату. А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществляться, если учитель серьезно к ней относится и дает "адвокату" реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с "адвокатом", если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель… Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди…
"Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не все спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности и наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему – как) замечания любому участнику урока, в том числе и учителю: "Анатолий Александрович! После ответа Виктор остался зря стоять у доски 5 минут…" или "Вы обещали спросить Иру и забыли…". Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять отвлекусь?", "Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим как быть". А иной раз так приятно услышать: "Все было здорово. Всегда бы так".
"Хранитель времени". Он записывает на полях время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого рода: устный опрос – 12.40; объяснение темы – 12.45; разбор задачи – 13.00; самостоятельная работа в группах – 13.10; обсуждение урока + д/3 – 13.20. Таким образом, учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? Стоило ли этот делать? … Хороший способ научится "чувствовать кожей" урочное время.
Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний, почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталкивается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или в вузе?
Диалог: - Дидактические роли даются только сильным ученикам?
-
Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные. Не будет грехом даже подсказать начинающему "Фоме", в каком месте урока "возмутиться". -
Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль "психолога" я бы поручила классному хулигану -
Поэкспериментируйте! Советую относится к этому немножко как к игре. Учтем только, что разные роли нужно "тасовать" – пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать что у вас получилось. -
Как часто менять роли? -
"Хранитель времени" – сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А "подводящего итоги" и "вопрошателей" можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время – учителю виднее. -
А не слишком ли это сложно? -
Если вы с понедельника раздадите роль, то вероятность провалится не мала. Роли нужно вводить постепенно -
Какую роль нужно вводить первой? -
Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом. -
А можно поделится? У меня на уроках в начальных классах работает роль "дежурного по словарю". Перед уроком он выходит к доске и повторяет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю. -
Замечательно! -
У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя? -
Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто помолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после урока лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо.
Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки". Для старших групп д/с и первых классов.
МОРДАШКИ
Формула: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Н апример, вот таких:
хорошее среднее плохое
Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
Для старших классов другой прием обратной связи – "Резюме".
РЕЗЮМЕ
Формула: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражавших их отношение к уроку, учебному предмету, учителю…. Резюме дается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
-
Что нравится на уроках? -
Что не нравится на уроках? -
Можешь ли ты, учится лучше по предмету? -
Что мешает учится лучше ? -
Поставь отметку учителю по десятибалльной системе. Обоснуй её. -
Поставь отметку учителю по десятибалльной системе. Обоснуй ее.
Но по крайней мере один раз в месяц в каждом классе используйте резюме обязательно. Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.