Файл: А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример:

Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она рассказала: "Завуч часто говорила мне, что я не умею работать и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так, но не могу возразить. А в последнее время – человек я внушаемый – и сама стала сомневаться. Что мне делать?"

Через месяц Полина случайно встретила автора: "Я использовала резюме по вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была не права…"

Конечно, в резюме можно "схлопотать" по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло после очередного двухчасового занятия кружка "Изобретатель".

Пример:

Форма резюме была такой: 1. Что не понравилось на занятии? 2. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей.

Вот одно резюме шестиклассницы Светы:

  1. Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых было много бесполезной информации. Зачем так много говорили о Латвии, о конкурсах в журнале "Костер".

  2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится для ума и сердца, это рассказ о тризовских кружках Викеньтьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнения типа "Барьер"? Зачем вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали на примере, как из человека выманивать информацию, и задали на эту тему домашнее задание?

  3. Может ли быть такое: человек не может ударить человека, а потом перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?

  4. Преподаватель – 3 балла (почти все занятие бесполезная информация). Себе – 3 балла (просто слушала).

Тем более, что столь низкая оценка занятия, была неожиданной. Я даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально – но все мы люди. К слову сказать, за то же занятие другой кружковец Саша Б. поставил 10 баллов. И сделал приписку "Снизил бы вам оценку, но не знаю пока, как сделать лучше".

Строго? – Строго! И правильно. Автор призывает культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к себе понимают как справедливое.

Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести симпатичный пример из начальной школы. Резюме – не резюме, но что-то похожее.


Пример:

"Помогите мне" – так называется тетрадочка, которая лежит у учительницы 3 класса.

Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обратиться с просьбой, высказать пожелание, сообщить о своих затруднениях – и сразу же получить совет, поддержку, помощь…

Это все равно что шепнуть учителю на ушко. Посудите сами:

- Давайте сходим на экскурсию в зоопарк и посмотрим зверей и рыб. Я хочу узнать о них больше. Сергей.

- Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете… Я не успеваю… Кира.

Диалог: - Резюме вам дано и прочитано. Что дальше

  • Поблагодарив всех без исключения ребят, я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Пусть иногда противоречащих друг другу. Зачитывал без комментариев. Хотя удержаться было трудно. Пару раз срывался и говорил: "Я с этим не согласен, но все равно благодарю за честно высказанное мнение".

  • Резюме анонимное?

  • Может быть в определенных условиях анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.

  • А если боятся подписываться?

  • Это уже серьезный звоночек: что-то не так. Возможно, вы здесь и ни при чем. Просто кто-то уже использовал искренность ребят неэтично. Теперь они не скоро откроются. Главное правило – быть благодарным за каждое мнение. Хотя никто не мешает учитель СПООЙНО не согласиться с любым высказанным учеником мнением. Только без нездоровых эмоций, даже если задели "за живое". И тогда пусть не сразу вам станут доверять. И дай бог силы оправдать доверие…


ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА
¤БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Формула: на первом же уроке учитель вывешивает "Базовый лит контроля". В нем перечислены основные понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

Базовый лист – необходимый атрибут нескольких форм работы. Ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина – обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто готовится сдать вузовский экзамен.

Диалог: - Правильно ли я понял, что базовые вопросы для зубрежки?

  • Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимые.

  • А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.

  • Хорошо, если есть такая возможность.

Устный опрос – чего уж проще? Но посмотрим на него под "микроскопом". Вот учитель задает вопрос, что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие нет. Казалось бы те, кто поднял руку знают ответ на вопрос те, кто не поднял – не знают. Ан нет, не все так просто.

Кто в самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные что не спросят – ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих – рискующие – а вдруг не спросят. А если спросят – как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается сто великий – ка, мол за один вопрос… Иногда учитель для справедливости начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время… А остальные отдыхают, наблюдая за зрелищем. К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию – хороший справедливый учитель.

А вот противоположный вариант, ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли "А все равно не спросят", то ли боится осуждения одноклассников – выскочка мол. Старшеклассники - середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то не поднятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция – пассивная.

К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется – ведь и польза, несмотря на нюансы очевидна. Как быть?
 СВЕТОФОР

"Светофор" – это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая.

Формула: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса – назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!"

Диалог: - Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

  • При использовании светофора ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она не была мотивирована. Сигналя "светофором" ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась "Мне было стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовится каждый день. Но зато "светофор" дал мне уверенность на экзамене и "зеленый свет" в институт".

  • Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

  • Маловероятно. Это очень не выгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу – для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый – будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае – достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

  • А если ученики сомневаются?

  • Повторюсь, опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть явные ответы. Сомневаешься значит, не готов.

При опросе типа Б учитель задает творческие , на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить". Красный – "не хочу". Конечно в том случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от "светофора" опять таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

Диалог: - Что если кто-нибудь забыл взять на урок "светофор"?

  • В кабинете у вас небольшой запас сделанный теми же ребятами "сигнализаторов". В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов – пусть показывают ими.

  • Самый привлекательный вопрос: "Каковы размеры светофора?"

  • Никаких особых стандартов нет – было бы удобно пользоваться. В некоторых классах ребята просто наклеивают цветную бумагу на линейку 25-30 см, на почтовую открытку. Другие изготавливают круг с ручкой. Все зависит от возраста, вкуса.


 ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Формула: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание? В традиционном виде ответ у доски – это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечают, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном опросе товарищей у доски или с места.


№ п/п

О чем думали или что делали во время ответа товарищей

В проценте от общего числа наблюдаемых (более 500)

1.

Следили за ответом товарищей

14.8

2.

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их

19.4

3.

Думали о предмете

9.3

4.

Думали о разном, но не о предмете

53.8

5.

Занимались посторонними делами

2.7


И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

 ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ


Применим в случае, когда предлагается развернутый логически связанный ответ.

Формула: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Диалог: - Приведите пример такой работы учителя естественнонаучного цикла.

  • Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.



ТИХИЙ ОПРОС


Формула: Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. Например, тренировочной контрольной работой см. раздел "Приемы письменного контроля" с.52) или групповой работой.

Пример: Математика

Пока класс работает в группах, учитель контролирует знание основных формул у двух отстающих. Для этого он использует "Лист контроля формул" учитель называет номер одного или нескольких блоков формул на листе. После непродолжительной подготовки учитель показывает на любую из формул внутри заданных блоков, а ребята поочередно отвечают: для чего она предназначена? В каких условиях применяется.

Кстати, подобные листы контроля формул полезны во всех "формулосодержащих" учебных предметах. Особенно в выпускных классах. Формулы при этом обязательно разбивать по блокам тематически.

МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС


Формула: ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее – гораздо менее важны, так что автор признается в небольшом "подлоге": магнитофонный опрос даже вовсе не опрос…

Пример:

Ответы Сергея К. сообразительного и знающего предмет парня, сумбурно и плохо выстроены. Попытки указать ему на это вызывают обиду – "Я все ответил". Аргументация типа: "Тебе экзамены сдавать" – воспринимается как придирка. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей не слышит себя. Но вот он прослушал свой ответ с магнитофона. Получил неожиданное впечатление… И это стало отправочной точкой в работе над логикой ответа.

Диалог: - Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?

  • Не говорю, но зато вздыхаю. Потому что счастливое и техническое обеспечение Завтра для учителя …надцатой школы далекой российской Ухогорлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра.


ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

Формула: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложений.

В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.



Пример: География

Учитель показывает кортонку, вырезанную по контурам какой-то страны. Эта страна: А – Афганистан; Б – Чили; В – Китай.

Пример: Физика

На доске нарисован автомобиль и четыре стрелки. Вопрос: куда направлена равнодействующая сила, если автомобиль движется вперед с постоянной скоростью. Ответы: А, Б, В, Г перечисленные ответы неверны.
Г
А
Б

В


¤ВЗАИМООПРОС

Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы – по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу: "У меня вызвали затруднения такие-то вопросы:..."

Диалог: - Как выставляются отметки за взаимоопрос?

  • Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.


¤ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло… Такая игра в "кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи… Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, на, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Формула: перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

Диалог: - А если учитель приходит на урок, а там весь класс "защитился"?

  • Такая ситуация может встретится, особенно если класс "проверяет" нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например: "Я очень огорчен что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра жесткая контрольная". Один раз нарвутся – другой не захотят; вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает: завтра – зачетный день. И все должны быть готовы.

  • А если кто-то стащит "Лист защиты"?

  • А если кто-то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, которых не поддается поверхностным явлениям. Чаще всего можно "обратить вред в пользу" – ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.


 ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ

Небольшой полезный приемчик. Или даже просто рекомендация.

Формула: учитель приучает детей – особенно это касается младших классов – между заданным творческим вопросом и ответом ученика.

Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос – ответ) иногда допустим, но чаще он способствует "забивает" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос – пауза 30 секунд – ответ.

Диалог: - А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?

  • Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется, мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и даже его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Дрессировщики говорят- положительное подкрепление…Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя – обычно этого достаточно. Кстати, "светофор" частично помогает решить и эту проблему.


ЩАДЯЩИЙ ОПРОС

Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников.

Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте Затем на этот вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "-". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляю друг другу оценки.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС (почти шутка)

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономили время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на "5"? (Ученики поднимают руки.) На "4"? На "3"? Спасибо?

Говорят: хорошего понемногу. А идеального еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют не часто.

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ
Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно проверить знания, чем устный. Наверное, потому вступительные экзамены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Формула: диктант проводится по базовым вопросам (5 – 10 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов 1-2 – на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении должна работать память.

Жесткая форма работы, невозможно списать – на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда. Затем 2-3 минуты спокойного разговора, нужно отойти от стрессового состояния.

Диалог: - Как часто следует проводить фактологический диктант?

  • Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим прибавлялись диктанты на повторение). В таких случаях тема диктанта (номер базового листа - объявлялась за неделю); б) в начале работы с "разболтанными" классами, которые нужно ввести в знакомое русло. Ф некоторых случаях фактологический диктант проводился в начале каждого урока. Сначала "писк и ропот". Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.

  • Но ведь это бешенная нагрузка на учителя – проверить столько работ?!

  • Нет, если применить следующий прием:


 ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Формула: проверить работы учеников выборочно.

Перед учителем – исписанные неровным почерком листики. Это результат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы, а только часть их. Те, которые сочтет нужным или отобранные случайным образом: "перетасовал и вытащил". Учителю это удобно. Коль времени в обрез – учитель проверяет 5-6 работ. Не может проверить 20 или все. Чьи работы будут проверены – никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один "подводный камешек". Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в "список избранных".

Диалог: - Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?

  • Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкновенному орфографическому диктанту, например.


 ТРЕНИРОВОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Формула: учитель проводит контрольную как обычно, но отметка в журнал идет только по желанию ученика.

Возможны и другие послабления, пользование учебником или списками словарных слов. Тренировочные контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
 БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ

Формула: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ-КОНТРОЛЬНОЙ

До: условия по вариантам открываются на доске. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде – переворачиваются.

Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.

После работы: сдаются учителю или применяется вариант самопроверки: а) учитель диктует правильные ответы или что лучше вывешивает таблицу правильных ответов, ученики отмечают знаками "+" или "-" свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки, например из 7 заданий 6 "плюсиков" – отметка "5", 5 "плюсиков" – "4", не менее "3" – отметка "3"; г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.

Диалог: - А если будут обманывать при самопроверке?

  • Если еще не выстроились доверительные отношения с классом, не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.


¤РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Формула: контрольная проводится по текстам уже решенных задач.

Вы задаете домашнее задание массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно (см. прием "Задание массивом" на с.16). Но зато проводите релейные контрольные работы. Задания этих контрольных работ формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справится с ней. Хороший стимул.
ПРОТИВ СПИСЫВАНИЯ

Если мы ставим цель растить халтурщиков и бракоделов, то нужно дать зеленый свет списыванию. В противном случае его нужно решительно искоренять. Конечно, это возможно лишь в том случае, если мы дадим человеку пусть трудную для него, но посильную работу. Иначе все наши усилия – это борьба с загнанным в угол. Но есть и некоторые специфические приемы против списывания.

 УДАЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ

Речь идет об удалении источников списывания. Прежде всего – это самые толковые "звездные" ребята, которые способны решить свой вариант, поделится результатами и подсказать "страждующим", мучающимся над другими вариантами. Обычно в классе таких детей немного и давать им писать стандартную "контрошу" нет нужды.

Формула: удалить на время контрольной самых сильных учеников из класса – в школьную библиотеку, лабораторию, в крайнем случае просто посадить за учительский стол с отдельным (не обязательно контрольным) заданием.

Диалог: - Может, лучше просто добавить им задание так, что времени на других не останется.

  • Нет, не лучше. Эти дети испытывают большое давление одноклассников. Не дал списать "А сам то опять на пятерку") – значит плохой товарищ. Зачем ставить "звезд" в такое трудное положение? К тому же одно их присутствие заставляет "тонущих" забрасывать их жалобами, а бывает и угрожающими записками вместо того, чтобы пытаться самим разобраться в задании.


КАЖДОМУ СВОЯ ДЕЛЯНКА

Формула: каждый ученик получает свой вариант контрольной.

Где взять такие контрольные? Читатель уже вспомнил прием "Дай себе помочь" на с. 48.
НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЙ

Формула: учитель показывает ребятам, сто сам "дока" в проблеме списывания.

Разве кто-нибудь лучше вас знает, как спрятать шпаргалку? А если вы позабыли это важное умение, то загляните в приложение 3 "Антишкола" на с.84.

МЕЛОЧИ, ХИТРОСТИ, РЕКОМЕНДАЦИИ….

Письменный опрос. Ученики должны сдать свои работы на проверку. Но в то же время желательно оставить листочки им: пока свеж интерес к этой работе, пусть еще раз проверят себя, подумают, посоветуются друг с другом. Как быть? Ученики пишут работу под копирку.

Если все ошибки в контрольной работе исправлены рукой учителя, интерес к ней пропадает. Как быть? В зависимости от формы контроля можно поступить по разному. Например: учительница после диктанта или сочинения не исправляет ошибки, а просто пишет их общее число ошибок в данной работе. Найти и исправит их – задача самого ученика.

Контроль не должен быть неожиданным. Заранее спокойно предупредите класс о сроке и форме контроля. Перед работой также спокойно пожелайте им успеха. Самый надежный способ получить неожиданно низкие результаты – хорошенько запугать какой-нибудь очередной "министерской".
ОЦЕНИВАНИЕ

"Хорошо!" – в разных интонациях и по разным поводам слышал автор это слово на уроках. Один учитель этим словом завершал часть урока и переходил к следующей: "Хорошо, а теперь мы рассмотрим следующий вопрос". Эти же словом он и хвалил. И несогласие тоже: "Хорошо, но как ты объяснишь все это?.."

А вот фразы, прозвучавшие на уроке другого учителя: "Отлично поработали вместе!", "Прекрасный ответ!", "Хороший вопрос!", "Ты сегодня очень внимательна!", "Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать."

Как вы думаете – у кого из учителей эмоциональная атмосфера лучше?
ОЦЕНКА – НЕ ОТМЕТКА

Формула: учитель отмечает вслух и жестом каждый успех ученика!

Оцениваем мы не только цифирью. Иногда словами, интонацией, жестом, мимикой… Автор убежден, что главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Сделайте восхождение по ступеням познания успешным – и перед вами благодарные ученики. Язык богат – будем же щедрыми. Вот мальчик разобрал на доске каверзную задачу. Учитель поднимает кверху большой палец: это – высший пилотаж! Так, Витя, работают асы!


Пример:

Зарисовка с натуры: Ну, сейчас я вам покажу! Вот задача, я и сам с трудом разобрался. Посмотрим, как вы будите барахтаться! – Учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группе на листочке задачу. Каверзную, но посильную… Через 10 минут ученики предлагают решение. – Ну что с вами делать: Вы мой золотой фонд нерешенных задач погубите! Вот уж в следующий раз.

Никаких "молодцы" или "хорошие дети"! Ситуация успеха обеспечивается мастерски. Бывает, ребята не могут решить задачу – и это хорошо. Ведь если задачи легко раскалываются, то ощущение азарта и действительного успеха быстро притупляется.

Диалог: - А если совсем не за что хвалить?

  • Такое бывает гораздо реже, чем принять считать. Есть мудрое правило – сравнивай ученика только с ним самим. Сегодняшнего – с ним же вчерашним. Оценивайте динамику развития. Если вчера он делал 30 ошибок в диктанте, а сегодня 10, то это замечательно. Этот успех должен быть оценен как значительный.

Школьная жизнь – не мармелад в сахаре. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? Ситуация: ребенок сдал плохую работу. Ошибок больше, чем обычно. Сравните ряд замечаний: - Ты сделал неправильно и получай свою … по справедливости! – Работа плохая, вот к чему приводит лень! Говорили тебе: больше занимайся! И вот результат! – Ты меня очень огорчил этой работой. Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал.

Автор считает более психологически приемлемыми две последние формулировки. Почему?

Диалог: - В первых формулировках учитель с учениками психологически как бы по обе стороны баррикад.

  • У меня впечатление, что в первых формулировках учитель в роли надсмотрщика, хоть и справедливого. А в двух последних в роли сопереживающего друга.

  • Согласен с обеими мнениями. Подчеркну, что в последней формулировке учитель оправдывает ученика. А если ученик действительно поленился, не подготовился и т.п., то в таком случае он упрекнет себя сам, будьте уверены.


РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ОТМЕТОК

Формула: учитель увеличивает свой "отметочный" арсенал.

Еще недавно учитель пользовался только тремя отметками "3", "4", "5". Потому что двойка воспринималась как ЧП и четвертные отметки не допускались. Шкала из трех отметок – грубый инструмент. И это плохо. Но пока еще школа не переходит на 10-бальную или иную развитую шкалу? Как быть? Вполне допустимо ставить за блестящий ответ две пятерки сразу. Допустим и прием практикующийся в высшей школе – зачет "автоматом". И действительно, зачем писать стандартный фактологический диктант или контрольную очень сильному ученику? Ставим ему в соответствующую колонку "5" или просто освобождаем его от этих форм контроля. О дополнительной пользе этого шага мы уже говорили (см. прием "Удаление источников" с. 63). Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы оправдать его в дальнейшем.

И последнее. Прием не прием, но интересный пример расширения оценки. М.И. Ладина преподает биологию. Оценки в тетрадях и дневниках она выставляет так: ОХ – очень хорошо (соответствует пятерке), ХО – хорошо, но не очень (соответствует четверке), ЗГ – знает, но не говорит (соответствует тройке), ГЗ – говорит, но не знает (соответствует двойке), ХН – хуже некуда. Родители предупреждены. А ребятам нравится юмор учителя и то, "что не так, как у всех".
 ЗНАКОМЬТЕ С КРИТЕРИЯМИ

Двадцать с хвостиком лет тому назад автор не был автором. Он был школьником "середнячком". И до сих пор помнит обиду. Новый учебный год. Новые планы. Вот как начну учится! Новый учитель математики. К доске вызвался сам. Хотелось показать себя. Задача, не без маленькой подсказки и затянутых пауз, решена. Уверенность в крепкой четверке была нарушена голосом учителя: "Три". Скоро мы привыкли к его высоким требованиям, и проблем с оценками не стало. Но до сих пор помнится обида, вызванная "несправедливой" отметкой. И нежелание – вполне понятное – работать на уроках математики. В отместку…

Мало того, что учитель оценивает справедливо. Надо, чтобы и ученик был с ни согласен. Достичь этого не сложно.

Формула: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки.

Не так важно, прочтете вы их вслух или вывесите на стене. В первые дни работы в новом классе обсудите проблему оценки. Первые отметки произносятся вслух, обосновываются, а в журнал и в дневник попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы сам ученик оценил свою работу и сравнил свою оценку с вашей. Могут оценить работу и одноклассники.

 РЕЙТИНГ

Формула: завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 4/4, где 4 – отметка ученика, а 5 – отметка учителя.

На одном из семинаров в Челябинске слушатель Е.М. Кожевин предложил называть эту дробь "рейтингом" (от англ. правильно). Уж не помню аргументацию, но название понравилось. Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Друга причина введения приема – чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда.

Диалог: - Для каких работ применяется рейтинг?

  • Решает учитель. Можно рекомендовать этот прием для докладов, фактологических диктантов, тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных (особых ) д/з…

  • Куда выставляются эти оценки?

  • В тетрадь и дневник, в открытую ведомость учета знаний – если она ведется.


КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

Формула: в некоторых случаях учитель ставит отметку "в кредит".

Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4" ("5") не дотягиваешь. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь… Это так? Если это так, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы".
¤СВОЯ ВАЛЮТА

Формула: на уроках вводится своя "денежная" единица.

Проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов… Высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. Одно из решений – введение своих "денег". В младших классах, например, за удачный ответ детям дают красный кружок. Накопил пять красных кружков – получай большой. Накопил пять больших – получай "5" за активную работу. В старших классах вводят "валюту". Это могут быть "джоули" (в физматклассах), "таланты", "абсолюты" и прочее. Работают с ними по-разному. Накопил на уроке определенную сумму – получай отметку. Или покупаешь себе право не сдавать один раз фактологичесий диктант.

Прием вводится на некоторое время, когда требуется "расшивелитель" пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема. Высший пилотаж урока – это увлеченная работа учеников без "материальной подкормки". Интерес побеждает все!
УПРАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНО

Новый учебный год. Новый класс. Главная задача первого месяца – сыграться. Не так важно, если за первые десять уроков пройден программный материал пяти. Наладится управление, четкий ритм и темп – будет и запас времени.

Нет педагогической панацеи. Нет одного "самого главного", приема. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга приемы дают "радужный" эффект. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватится за все сразу. Мы будем поступать иначе. Каждый новый прием отрабатываем до автоматизма.

Приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет… А в работе – совершенствуется.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО (о приемах управления)

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником .То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.

Организация труда учителя
 КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ

ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ

Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказывания – и появилась известная книга "От двух до пяти". "Приемы педагогической техники" – тоже результат обработки собранной автором картотеки.

Спросите себя сколько интересных фактов из телепередач и газе, просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то, чтобы пропустить сквозь себя этот океан информации.

Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт – записали на листок бумаги. В газете – вырезали. В книге – скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.

Все эти листики, листы, вырезки – карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или небольших объемов – наклеенные на стандартные картонки.

Какие "золотые крупинки" интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемонические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и "ляпы" учеников…

Формула: полезную информацию учитель собирает и организует в форме картотеки.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ

НАКОПИТЕЛЬ

Все что "попалось" бросаем в большой конверт или папку – это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям – разделам картотеки

Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для "всячины" – если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накопили несколько таких занятностей одной направленности – то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное(!!!) – выработать привычку не упускать ценную информацию

КАТКЛОГ

Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы такой формы:

№ карточки

Раздел

Ключевые слова

Адрес

Примечания
1   2   3   4   5   6   7   8   9