ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1020
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание
Кто же более всего ответствен за воспитание? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений? На эти вопросы постарайтесь найти ответы в коллективной дискуссии на семинарском занятии.
При наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к нему социальных институтов (рис. 1). При несогласованных воздействиях ребенок подвергается сильным разносторонним влияниям, что может сделать невозможным достижение общей цели.
Направляют воспитание учебно-воспитательные учреждения (заведения).
Рис. 1. Соотношение между педагогическими категориями
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно- воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
17
В педагогике, как и в других социальных науках, понятие воспитания часто используется для обозначения отдельных циклов целостного воспитательного процесса. Говорят – «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил,
дарований и возможностей в соответствии с поставленными целями.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки.
Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,
жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические,
нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.
Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая –
воспитываем, воспитывая – обучаем.
Образование – результат обучения. В буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.
Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков,
способов мышления, которыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор)
разрозненных сведений характеризует образованного человека. Начальная школа дает своим выпускникам начальное (элементарное) образование. Главный критерий образованности – системность знаний и мышления. Тогда ученик способен самостоятельно мыслить, восстанавливать недостающие звенья с помощью логических рассуждений.
Весьма важно понимать, что образование – это не то, что дается, а то, что берется, добывается каждым самостоятельно. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…», – писал
А. Дистервег [1].
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности оно подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
18
Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь.
Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли,
логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым,
правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке,
формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем человека мире, приобретением необходимых ему учебных и трудовых умений, разнообразных навыков.
Профессиональное образование вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной области. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, в средних и высших –
специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.
Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда,
которые применяются в быту и повседневной жизни.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных,
экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность качеств человеческой личности, уровень зрелости,
устойчивости.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии достаточно ясно проявляется действие универсального закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения его современная наука пошла по пути дифференцирования компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную,
социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности в тесной с ними взаимосвязи.
К числу основных педагогических понятий относятся и такие достаточно общие,
как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое
19
взаимодействие, продукты педагогической деятельности, социальное формирование,
педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации. Мы их будем рассматривать в контексте изучения специальных вопросов.
Соотношение между этими категориями представлено в виде условной схемы
(рис. 1). Конечно, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними много сложнее, чем в теоретических построениях.
Сделаем выводы. Главными педагогическими понятиями являются
взаимосвязанные между собой воспитание, обучение, образование, развитие и
формирование. В реальном педагогическом процессе они одновременно присутствуют
все: обучая – воспитываем, воспитывая – формируем личность, а в результате
обеспечиваем развитие всех необходимых качеств.
Педагогические течения
Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать в страхе и повиновении, 2) воспитывать добротой и лаской. Жизнь категорически не отвергает ни один из этих подходов. В этом-то вся и сложность: в одних случаях больше пользы приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформировались суровые взгляды на жизнь, люди упрямые, неуступчивые, в других – мягкие, добрые,
интеллигентные, богобоязненные, человеколюбивые. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику проводит государство, создаются традиции воспитания. В обществе, в котором люди живут спокойной, нормальной жизнью,
преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществе, где идет постоянная борьба, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но вряд ли им удастся выжить. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.
Авторитарное воспитание (основанное на подчинении власти) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841),
выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость»,
требовал от воспитания строгости. Приемами его он считал угрозу, надзор, приказания.
Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В
значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в
20
педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации. Мы их будем рассматривать в контексте изучения специальных вопросов.
Соотношение между этими категориями представлено в виде условной схемы
(рис. 1). Конечно, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними много сложнее, чем в теоретических построениях.
Сделаем выводы. Главными педагогическими понятиями являются
взаимосвязанные между собой воспитание, обучение, образование, развитие и
формирование. В реальном педагогическом процессе они одновременно присутствуют
все: обучая – воспитываем, воспитывая – формируем личность, а в результате
обеспечиваем развитие всех необходимых качеств.
Педагогические течения
Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать в страхе и повиновении, 2) воспитывать добротой и лаской. Жизнь категорически не отвергает ни один из этих подходов. В этом-то вся и сложность: в одних случаях больше пользы приносят обществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформировались суровые взгляды на жизнь, люди упрямые, неуступчивые, в других – мягкие, добрые,
интеллигентные, богобоязненные, человеколюбивые. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику проводит государство, создаются традиции воспитания. В обществе, в котором люди живут спокойной, нормальной жизнью,
преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществе, где идет постоянная борьба, преобладает воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но вряд ли им удастся выжить. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, не столько прерогатива науки, сколько самой жизни.
Авторитарное воспитание (основанное на подчинении власти) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776–1841),
выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость»,
требовал от воспитания строгости. Приемами его он считал угрозу, надзор, приказания.
Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В
значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в
20
угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран,
которые во многом следовали заповедям авторитарного воспитания.
Как своего рода протест против него возникает теория свободного воспитания,
выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики,
которая не оставляет попытки переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтаций. В мире будет сытно,
тепло, уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому –
воспитание.
Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания,
– Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.
Благодаря их стараниям наша педагогика смягчилась, сделав значительные уступки в пользу детей. Конечно, гуманистические преобразования пока не завершены, но школа продолжает их приумножать.
Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
Главным положением ее является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм –
совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становится общественным идеалом.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно- воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной,
самодеятельной личностью. Мера гуманизации определяется тем, насколько благоприятны предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней природных задатков, способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:
•
смещение приоритетов на развитие психических, физических,
интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
• сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
21
которые во многом следовали заповедям авторитарного воспитания.
Как своего рода протест против него возникает теория свободного воспитания,
выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики,
которая не оставляет попытки переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добрыми, честными, справедливыми, исчезнет напряженность между ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфронтаций. В мире будет сытно,
тепло, уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому –
воспитание.
Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания,
– Л.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.
Благодаря их стараниям наша педагогика смягчилась, сделав значительные уступки в пользу детей. Конечно, гуманистические преобразования пока не завершены, но школа продолжает их приумножать.
Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
Главным положением ее является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.). Гуманизм –
совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм становится общественным идеалом.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно- воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной,
самодеятельной личностью. Мера гуманизации определяется тем, насколько благоприятны предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней природных задатков, способности к свободе, ответственности и творчеству.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки:
•
смещение приоритетов на развитие психических, физических,
интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков;
• сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
21
• обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться или учиться ниже своих возможностей,
не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.
Гуманистическая педагогика требует:
• человеческого отношения к воспитаннику;
• уважения его прав и свобод;
• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
• уважения права ребенка быть самим собой;
• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
• ненасильственного формирования требуемых качеств;
• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств,
которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным,
религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Видя в воспитанниках независимых людей, воспитатель не будет злоупотреблять властью более сильного и стоять над воспитанниками, а будет бороться за них же вместе с ними.
Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем М.
Монтессори, Р. Штайнер, С. Френэ. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.
Педагогика М. Монтессори, как отмечалось, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие – активность самого ребенка.
Доминирующими методами здесь должны быть практические действия с
22
дидактическими материалами различного назначения. Индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход имеют решающее значение.
С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика,
учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять его индивидуальные особенности – мышление, характер, волю, память и т.д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания, соединяется в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление –
голова, сердце и руки.
Французская педагогика предложила миру «новую школу» С. Френэ. В ней, как и в других гуманистических системах, воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. С целью максимального использования и развития возможностей каждого вводится личностное стимулирование. По полной программе используются возможности саморазвития, самовоспитания, самовыражения.
«Новая школа» Френэ ставит целью дать обществу воспитанных в демократическом духе граждан. Многие европейские страны заимствуют элементы этой системы.
Интересно, что своим предшественником и единомышленником Френэ считает А.С.
Макаренко.
Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли
два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения
ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними
– большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала
гуманистический выбор.
Система педагогических наук
Педагогика – обширнейшая наука. Ее предмет настольно сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив большой опыт, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний, которую правильнее называть системой наук о воспитании.
Фундаментом педагогики является философия, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания. Это философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем, указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности,
методами структурного анализа принято считать методологической (от латинского
«методос» – путь) основой педагогики.
23
С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика,
учитывающая особенности развития каждого ребенка и предлагающая понять его индивидуальные особенности – мышление, характер, волю, память и т.д. На этой основе проектируются методы и формы индивидуального воспитания, соединяется в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление –
голова, сердце и руки.
Французская педагогика предложила миру «новую школу» С. Френэ. В ней, как и в других гуманистических системах, воспитание осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. С целью максимального использования и развития возможностей каждого вводится личностное стимулирование. По полной программе используются возможности саморазвития, самовоспитания, самовыражения.
«Новая школа» Френэ ставит целью дать обществу воспитанных в демократическом духе граждан. Многие европейские страны заимствуют элементы этой системы.
Интересно, что своим предшественником и единомышленником Френэ считает А.С.
Макаренко.
Таким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли
два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения
ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними
– большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала
гуманистический выбор.
Система педагогических наук
Педагогика – обширнейшая наука. Ее предмет настольно сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив большой опыт, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний, которую правильнее называть системой наук о воспитании.
Фундаментом педагогики является философия, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания. Это философия воспитания – область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем, указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности,
методами структурного анализа принято считать методологической (от латинского
«методос» – путь) основой педагогики.
23