ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1051
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
элементами, служить образцом построения связной, логичной речи, учить грамотно выражать свои мысли.
В начальной школе оно должно быть продумано до мельчайших подробностей,
чтобы детальное объяснение или непонятные слова не отвлекали внимания детей от сущности усваиваемого, а эмоции не подавляли умственных процессов. К.Д. Ушинский так сформулировал главные требования к рассказу: интересное содержание, четкая,
последовательная форма изложения.
Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал,
методические приемы, способствующие максимальному достижению цели. Чаще других используются сравнение, сопоставление, резюмирование. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 5–7 мин),
пластичным, вестись на положительном эмоциональном фоне. Для активизации внимания детей учитель должен позаботиться и об этом. Если длительность рассказа превышает 5–7 мин, его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией,
наглядностью, элементами беседы, записью опорных слов на доске, музыкой.
Рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями или процессами. Этот метод помогает раскрыть способы действий, которые следует запомнить ученикам, приучить их следить за ходом мысли, развитием сюжета,
определять и запоминать важное в содержании.
Объяснение. Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Оно обязательно сопровождается участием детей,
их наблюдениями, демонстрацией опытов, сочетается с иллюстрацией. Его чаще всего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики,
языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно заданий – как учить стихотворение, выполнить упражнение, организовать рабочее место и т.д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, содержать не более 4–5 заданий. Например, перед самостоятельным выполнением упражнения ученики 3 класса получают инструкцию: 1)
прочитай задание, 2) определи, что следует сделать, 3) вспомни правило, 4) выполни упражнение, 5) сверь с правилом.
Все виды объяснений подчиняются одинаковым требованиям: имеют начало,
развитие действия, кульминационную и завершающую части. Краткие выводы, резюме,
повторяющие главное, – обязательный элемент хорошего объяснения.
Беседа – метод, при котором учитель, опираясь на знания и практический опыт учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет,
углубляет, развивает их знания и представления. Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался Сократ. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и
186
В начальной школе оно должно быть продумано до мельчайших подробностей,
чтобы детальное объяснение или непонятные слова не отвлекали внимания детей от сущности усваиваемого, а эмоции не подавляли умственных процессов. К.Д. Ушинский так сформулировал главные требования к рассказу: интересное содержание, четкая,
последовательная форма изложения.
Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал,
методические приемы, способствующие максимальному достижению цели. Чаще других используются сравнение, сопоставление, резюмирование. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 5–7 мин),
пластичным, вестись на положительном эмоциональном фоне. Для активизации внимания детей учитель должен позаботиться и об этом. Если длительность рассказа превышает 5–7 мин, его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией,
наглядностью, элементами беседы, записью опорных слов на доске, музыкой.
Рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями или процессами. Этот метод помогает раскрыть способы действий, которые следует запомнить ученикам, приучить их следить за ходом мысли, развитием сюжета,
определять и запоминать важное в содержании.
Объяснение. Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Оно обязательно сопровождается участием детей,
их наблюдениями, демонстрацией опытов, сочетается с иллюстрацией. Его чаще всего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики,
языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно заданий – как учить стихотворение, выполнить упражнение, организовать рабочее место и т.д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, содержать не более 4–5 заданий. Например, перед самостоятельным выполнением упражнения ученики 3 класса получают инструкцию: 1)
прочитай задание, 2) определи, что следует сделать, 3) вспомни правило, 4) выполни упражнение, 5) сверь с правилом.
Все виды объяснений подчиняются одинаковым требованиям: имеют начало,
развитие действия, кульминационную и завершающую части. Краткие выводы, резюме,
повторяющие главное, – обязательный элемент хорошего объяснения.
Беседа – метод, при котором учитель, опираясь на знания и практический опыт учеников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет,
углубляет, развивает их знания и представления. Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался Сократ. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и
186
другие функции. Нет метода более разностороннего и эффективного во всех отношениях.
Это активный, побуждающий метод. С помощью умело поставленных вопросов учитель заставляет своих питомцев вспомнить уже известные им знания, обобщая и развивая их, а они незаметно идут к новому путем самостоятельных размышлений,
выводов и обобщений.
Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью своего наставника, шаг за шагом продвигаясь в освоении нового. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление,
служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика воспитательная роль беседы.
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться либо дедуктивным, либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных школьникам общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме идут от отдельных фактов и понятий к общим выводам.
В начальной школе беседа наиболее эффективна для:
• подготовки учеников к работе на уроке;
• ознакомления их с новым материалом;
• систематизации и закрепления знаний;
• текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
По назначению выделяют беседы: 1) вводные или организующие; 2)
сообщающие новые знания; 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно- коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности выделяют беседы репродуктивные и эвристические.
Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией,
практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно- ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической
(мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения);
эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.
Учителя все чаще вводят сложные эвристические беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
187
Это активный, побуждающий метод. С помощью умело поставленных вопросов учитель заставляет своих питомцев вспомнить уже известные им знания, обобщая и развивая их, а они незаметно идут к новому путем самостоятельных размышлений,
выводов и обобщений.
Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью своего наставника, шаг за шагом продвигаясь в освоении нового. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление,
служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика воспитательная роль беседы.
В беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться либо дедуктивным, либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных школьникам общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме идут от отдельных фактов и понятий к общим выводам.
В начальной школе беседа наиболее эффективна для:
• подготовки учеников к работе на уроке;
• ознакомления их с новым материалом;
• систематизации и закрепления знаний;
• текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
По назначению выделяют беседы: 1) вводные или организующие; 2)
сообщающие новые знания; 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно- коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности выделяют беседы репродуктивные и эвристические.
Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией,
практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно- ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической
(мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения);
эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе используются все виды бесед.
Учителя все чаще вводят сложные эвристические беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
187
Синтезирующие, итоговые или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации знаний, а контрольно-коррекционные (проверочные) применяются в диагностических целях, а также когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями полученные знания.
Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней.
Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.
Особенно важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую последовательность, раскрывать в совокупности сущность изучаемой темы,
способствовать усвоению знаний в системе, по содержанию и форме соответствовать уровню развития учеников. Вопросы нужно формулировать просто, чтобы все дети,
даже слабые, их поняли. Однако легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Не следует задавать и «подсказывающих» вопросов,
содержащих ответ. Их нужно связывать с уже изученным материалом и не допускать,
чтобы один вопрос содержал два и больше подвопросов, например: «Что называется предложением? Какие бывают предложения?»
Беседа, по сравнению с другими словесными методами, открывает большие возможности для осуществления личностно-ориентированного обучения.
Дифференцируя вопросы в зависимости от уровня подготовленности детей, педагог получает возможность приобщать к активному познавательному процессу всех учеников класса. Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой ранее изученного. Продумывая систему вопросов, учитель будет помнить об их функциях: одни направлены на обнаружение фактов, другие –
актуализацию известных знаний, опыта, третьи – установление новых связей,
четвертые – применение уже известных знаний, умений в новых условиях и т.п. В
особую группу он выделит вопросы диагностические, направленные на определение уровня достигнутого.
Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Вопрос задается всему классу, и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять «выкрикивающих» ответы. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы.
Если никто не справился с ответом, переформулировать, раздробить на части или задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учеников,
подсказывая им слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь.
Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все дети принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы,
обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, высказывали собственное мнение. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные – комментируются,
188
уточняются. Ученику, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, и, лишь когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя ученики могут задавать вопросы друг другу, но как только он убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, занятие следует прекратить.
Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения.
Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая ее, необходимо взвесить свои возможности и возможности учеников, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.
Из сказанного видно, что методы устного изложения занимают важное место в
работе учителя начальной школы. Рассказ, объяснение, беседа выполняют
разнообразные функции в учебно-воспитательном процессе.
Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения.
Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая ее, необходимо взвесить свои возможности и возможности учеников, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.
Из сказанного видно, что методы устного изложения занимают важное место в
работе учителя начальной школы. Рассказ, объяснение, беседа выполняют
разнообразные функции в учебно-воспитательном процессе.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 26
Работа с книгой
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное его достоинство – возможность многократно читать учебный материал в доступном для ученика темпе и в удобное время. Учебники успешно выполняют целый ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую,
побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных, учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.
К сожалению, работа с книгой в начальной школе сегодня занимает скромное место. Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что она все заметнее вытесняется другими методами. В результате мы уже пожинаем горькие плоды: дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают прочитанное. По данными педагогических наблюдений, в школе более трети учеников имеют именно такие проблемы с чтением. Это значит, что начальная школа не выполняет своей главной задачи. Можно назвать и другие причины, по которым дети отучаются нормально читать и понимать прочитанное: засилье телевидения, которое не требует умственного напряжения, наличие глупых книг с не менее глупыми картинками, комиксов, сюжетов на уровне умственных способностей их составителей и издателей, отучающих детей от серьезного чтения и восприятия книги. На пути этого национального бедствия должен стоять учитель начальной школы, который будет,
несмотря на все трудности, приучать детей к чтению.
189
Предпринимаются попытки исправить ситуацию. В новых учебных планах предмет «Чтение» трансформирован в «Литературное чтение». Содержание обогатилось художественными текстами русских и зарубежных классиков.
Возрождается литературное слушание (в 1 классе на этапе обучения грамоте читает учитель), причем идет не примитив, как обычно, а настоящая литература. Обновление содержания обеспечивается теперь не одним учебником «Родная речь», а комплектом из учебных хрестоматий, литературных задачников, книг для семейного чтения.
Последние позволяют возродить давнюю традицию – чтение в кругу семьи. В базисном учебном плане на литературное чтение в 3–4 классах отводится три часа.
Работа с книгой – сложный и трудный для школьников метод обучения, но к нему надо приучать. При этом важно не только умение свободно читать и понимать прочитанное, но и умение выделять главное в материале, вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты). Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр,
чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов,
заучивание на память.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая учеников к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый материал. Если работа ведется на уроке, весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, дети, по указанию учителя, делают остановку и выполняют задание: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т.д.
Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Объединение учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника – важнейшее условие правильной работы с книгой. При чтении книги у учеников должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и, по ходу чтения, мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится управляющая информация. Работая с ними,
школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное – тут же получают подкрепление правильности выполняемых действий. Для облегчения запоминания педагог будет знакомить детей с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствованию.
190