Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1053

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением. В начальной школе – это преимущественно игры по правилам. Именно такую направленность придают им творцы гуманистических воспитательных систем Ф.
Фребель, М. Монтессори, А. Декроли. Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел, их невыполнение снижает игру,
делает ее неинтересной. Поэтому правила надо тщательно продумывать и сообщать до начала игры. Сперва – игровое задание, затем – способ его выполнения. Общий принцип организации всех игр – включение в их содержание практически жизненных ситуаций. Девиз познавательной игры – как играем, так и действуем.
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы;
воспитывают интерес и внимательность детей; вводят детей в жизненные ситуации,
учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность;
закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка, ведет к самостоятельным открытиям и решению проблемы.
Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения, игры- драматизации, игры-конструирования. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры – игровая ситуация, прием, упражнение.
В методической литературе описаны сотни игр для решения различных учебных и воспитательных задач, но все они строятся по общей схеме развития дидактического процесса: целевой, мотивационный, усвоения необходимых действий, контрольно- коррекционный, диагностический и др.
Обобщая накопленный в начальной школе опыт, можно выделить ряд положительных моментов использования учебных игр:
• в процессе игр ученики овладевают опытом поведения в реальных жизненных ситуациях;
• игра дает возможность самим ученикам решать проблемы, а не оставаться пассивными наблюдателями;
• игра предоставляет хорошие возможности для переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
• игры увлекают школьников: даже те учебные темы, которые обычно не вызывают интереса, легко усваиваются в игровой форме.
Однако в играх есть отрицательные моменты, которые существенно сужают диапазон их применения:
• кажущаяся простота и доступность игр;
• необходимость высокой профессиональной подготовки педагогов;
• потребность в больших затратах времени по сравнению с более экономными методами (например, чтением);
• возможность вспышки эмоций учеников, ухудшение их поведения, нередко до степени неконтролируемого;
197


• ограниченность порой численности участников игры, невозможность использовать ее для фронтального обучения.
Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр, следующие: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственно привязанной;
иметь привлекательное, запоминающееся название; содержать действительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать; содержать считалки, рифмы, стихи, которые лучше и легче запоминаются в хоровом исполнении.
Учитель, готовясь к игре, отрепетирует свои движения, позы, слова: они будут интересными, неожиданными. Если после игры дети не смеются, не чувствуют удовольствия, значит, она не удалась.
Задание
Представьте себя педагогом и попытайтесь оценить свои действия. Если в классе ученики играли в интересную игру, а домой получили задание – выполнить упражнение из учебника, скажите, правильно ли были потрачены время и силы учеников? Когда придет время контрольной работы и ученики не смогут ее выполнить,
какими будут ваши оправдания? Где результат? Весело провели время,
поразвлекались, будто чему-то научились. Ученики просят игру снова и снова.
Продолжая, вы внедряете игровые технологии, идущие за пожеланиями учеников. Если задача – нескучно пообщаться, продолжайте в том же стиле. А если хотите научить, то надо подумать.
Проведите групповую дискуссию. Возможно, вы не согласитесь с такой постановкой вопроса?
Итак, без практических методов невозможно решать проблемы школьного
обучения. Они реализуются преимущественно через систему учебных и игровых
упражнений, которые применяются в процессе закрепления, повторения, а также на
предметных уроках и экскурсиях.
Самостоятельная работа
На страницах данного пособия последовательно проводится мысль, что в основе обучения лежит самостоятельная работа учеников. Надлежащим образом организованное самообучение в школе и вне ее дает высокие результаты. В этом смысле занятия в классе являются приготовлением к выполнению домашних заданий.
Во всех эффективных системах обучения доля самостоятельной работы учеников
198
увеличена. Например, в европейской системе высшего образования аудиторная
(классная) и внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляются в пропорции
1:3.
Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех рассмотренных нами методах обучения. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – самообучение, выполнение учебных заданий без учителя. С давних времен заведено, что часть работы ученик выполняет в школе, а чтобы не забыть полученное в классе, повторяет материал дома, выполняет необходимые задания. По вопросу домашней самостоятельной работы ведутся долгие и бесплодные дискуссии:
одни педагоги считают, что в начальной школе от нее следует отказаться, другие – что домашняя самостоятельная работа должна быть непременно и даже увеличена в объеме.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция первой – контролирующая, второй – познавательная, закрепляющая, обобщающая,
контрольно-корректирующая. Правильно организованная классная самостоятельная работа решает прежде всего задачи мотивации, тестирования достижений, развития произвольного внимания детей, формирует самостоятельность как черту характера.
Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации, проведет проверочные, подготовительные, учебные, тестовые и другие самостоятельные упражнения.
Для актуализации опорных знаний и умений проводятся подготовительные самостоятельные работы: устные или письменные упражнения на повторение,
сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий,
предварительное чтение заданных текстов и т.п. Используются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов,
составление описаний, сравнение некоторых данных – словом, все что нужно для последующего сознательного и активного обучения. К учебным самостоятельным работам относится прежде всего ознакомление учеников с материалом по учебнику или другим источникам. Проверочные (тестовые) самостоятельные работы – это задания,
которые ученик выполняет в классе и дома.
Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. А целей у таких работ много: на уроках чтения они необходимы для формирования полноценных навыков чтения и понимания его содержания; на уроках математики – для формирования вычислительных навыков,
их закрепления и упрочения и т.д. На каждом уроке самостоятельная работа приобретает свои специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика ее осуществления. Остаются в силе общие требования. Важнейшее среди них
– достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учителя.
Желательно, во-первых, не формировать у них такую установку, во-вторых, заранее
199

обеспечить необходимыми инструкциями, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоятельно корректировать ход и результаты выполнения работы.
Алгоритм – это описание приемов мышления или последовательности умственных операций, использующихся при решении многих однотипных заданий. Он играет решающую роль при обучении детей «действовать по правилам». При выполнении новых действий они сперва под руководством учителя овладевают алгоритмом, затем выполняют, опираясь на него, все новые задания. Алгоритмы длительного действия учитель оформляет в виде настенной таблицы (строение предложения, деление многоцифровых чисел и т.д.).
На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки задания: как оно сформулировано, понятно ли ученикам, готовы ли они к заданию такой трудности, выполнялось ли подобное раньше и т.п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференцированного обучения. В
зависимости от уровня подготовленности ученика они будут содержать более сложные или упрощенные задания с планом рассуждений или без него, детальным или упрощенным алгоритмом. Если работа новая для всех, проводится фронтальный инструктаж, в классе вывешивается настенная таблица в виде памятки.
Один из главных видов самостоятельной работы в начальной школе – изучение учебников. В 3–4 классах оно дополняется ознакомлением учеников со знаниями,
изложенными в других источниках. При этом ученик сам определяет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении. В 3–4 классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания.
Особое внимание будем обращать на самостоятельные упражнения по формированию математических действий, вычислительных навыков. Они развивают логику мышления и ум, создают прочную основу для проверки объективности знаний.
Накопление многочисленных малоценных и ненужных сведений, которые изучаются сегодня в предметах «Окружающий мир», пропедевтических курсах по истории,
географии, БЖД и др., учитель по возможности попытается сократить и заменить тренировкой общих умственных навыков. Вспомним, какое большое значение уделялось в начальной школе недалекого прошлого хотя бы устному счету. Результат был значительный – из нее выходили люди, умеющие логически мыслить, любые сомнения проверялись расчетом. Сейчас основательно утрачен этот подход.
Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя. В 1 классе она не задается, в 4-м – ее выполнение должно отнимать у детей не больше часа времени, а учитель должен позаботиться о том, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений, а закрепляла изученное в классе.
200


Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:
• значительно увеличит ее объем в общей структуре учебной деятельности;
• всеми возможными средствами будет формировать у детей стремление к размышлению;
• для имеющих склонность к самостоятельным поискам будет сокращать время школьных занятий;
• организует часть уроков в библиотеке, где обучит детей самостоятельно подбирать информацию;
• в структуру каждого урока будет вплетать инструкции относительно выполнения домашних заданий, поиска дополнительных материалов;
• высшими баллами будет отмечать не репродуктивные (заученные) ответы, а собственный поиск учеников;
• введет элементы самостоятельной работы на каждом уроке и в частности: 1)
предусмотрит ее место в структуре урока, 2) определит оптимальный объем и длительность в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, 3) определит вид и форму самостоятельных заданий, 4) определит способы самопроверки и проверки выполнения самостоятельных заданий;
• постоянными видами самостоятельной работы сделает чтение (с проверкой понимания прочитанного), письменное изложение своих мыслей, устный счет.
Итак, самостоятельная работа в начальных классах – обязательный компонент
учебно-воспитательного процесса, значимость которого увеличивается. Основа
качественного обучения – самообучение. Содержание, направленность, длительность
самостоятельной работы определяются целью обучения, уровнем подготовки
школьников, возможностями школы.
Выбор методов обучения
Полноценное решение учебно-воспитательных задач урока невозможно обеспечить одним методом. Учителю постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать их, комбинировать, подыскивая более приемлемую технологию обучению (см. рис. 8). Общие дидактические факторы в порядке их значимости распределяются так:
• цель обучения;
• уровень обучения, которого необходимо достигнуть;
• объем требований и содержания, которые необходимо реализовать;
• сложность учебного материала;
• уровень подготовленности учеников;
201

• их активность и интерес;
• возраст;
• работоспособность детей;
• сформированность учебных навыков;
• учебная тренированность и выносливость;
• время обучения;
• условия обучения;
• взаимоотношения между учителем и детьми, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);
• количество учеников в классе;
• уровень подготовленности самого учителя.
Дополнительно учитель постарается ответить на вопросы:
– как он собирается организовать изучение темы – методом самостоятельной работы или под его руководством?
– какие дидактические средства он может использовать на уроке?
– какие методы стимулирования активности детей будут применены?
– какие методы контроля и самоконтроля будут использованы в конце обучения?
Последовательность выбора методов описана в методической литературе.
Готовясь к каждому уроку, педагог внимательно анализирует программу, содержание обучения, оценивает состояние других факторов, сравнивает желаемое и возможное,
идеальное и реальное, затем однозначно решает: в конкретных условиях завтрашнего урока наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе. Это разумный,
выверенный, профессиональный подход к делу.
Согласимся, что выбор методов обучения для завтрашнего урока не может быть
произвольным. Чтобы они максимальнее соответствовали целям и задачам обучения,
возможностям учеников, учитель проанализирует их пригодность по всем важным
условиям.
Целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы учителю достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого ученика. Как правило, к успеху приводят простые и надежные схемы. Не будем увлекаться незнакомыми и непроверенными новациями.
202


Проверьте себя
Что такое метод обучения?
Какие составные части выделяются в структуре метода?
Раскройте сущность классификаций методов.
Какие общие функции выполняют все методы обучения?
Раскройте содержание метода рассказа.
В чем сущность беседы?
Раскройте методы работы с книгой.
Как организовать собственные наблюдения учеников?
В чем сущность демонстрации?
Чем иллюстрация отличается от демонстрации?
Как организовать работу с диафильмом?
Раскройте сущность видеометода.
Когда и зачем применяются упражнения?
Что такое лабораторный метод?
В чем особенности практического метода?
Когда и с какой целью применяются познавательные игры?
Как организовать дидактическую игру на уроке?
Как организовать самостоятельную работу на уроке?
Какие «опоры» используются при самостоятельных работах учеников?
От каких причин зависит выбор методов?
Опорный конспект
Методы обучения – упорядоченная деятельность педагога и учеников,
направленная на достижение поставленной цели обучения, совокупность путей,
способов решения задач образования.
Прием обучения – элемент метода, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.
Функции методов – обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная,
организационная.
Классификация методов:
По источникам знаний – словесные, наглядные, практические, работа с книгой,
видеометод.
По типу познавательной деятельности (уровню самостоятельности) –
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский.
203

По компонентам учебной деятельности – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля.
Методы устного изложения – рассказ (художественный, описание), объяснение,
беседа: вводная или организующая, сообщения новых знаний, синтезирующая или закрепляющая, контрольно-коррекционная.
По уровню: репродуктивные, эвристические.
Наглядные методы – наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
Виды наглядности – словесная, естественная, образная, объемная, звуковая,
символическая.
Практические методы – упражнения, практические работы, самостоятельные работы, дидактические игры.
Литература
Драйден Г., Вое Д. Революция в обучении / Пер. с англ. М., 2003.
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2001.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить. М., 2002.
Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. М., 1989.
Новое время – новая дидактика: Науч. – метод. М.; Самара, 2001.
Рудакова И.Л. Методы обучения в педагогической теории и практике. Ростов н/Д,
2001.
Светловская И.И. Методика внеклассного чтения. М., 1991.
Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К.
Журавлева. М., 1994.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.H. Рувинского. М., 1993.
Федоров Б.И. Наука обучать: Учеб. пособие. СПб., 2000.
Хоритонова Л.Л. Проблемные ситуации на уроках природоведения // Начальная школа. 1998. № 4. С. 57–61.
204