ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1069
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Проектируя воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не забудем советов К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале – чаще, затем – реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой – вытеснять дурную привычку положительной (грубость –
вежливостью, ложь – правдой); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал,
насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
• Высокие нравственные качества основываются на самых простых, самых элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности,
умения общаться, деликатности.
• Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и других нравственных качеств должны быть прочно усвоены привычки заботиться о других, сочувствовать им, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.п.
• Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки:
слишком громко говорить, не слушать, перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах воспитатель покажет детям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных, на первый взгляд,
привычек.
Эстетические и физкультурные воспитательные дела имеют своей целью формирование эстетического отношения к труду, общественной деятельности, природе,
искусству, поведению. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении обыденной жизни: в труде, быту, поведении, суждениях, оценках, вкусах.
Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность. Характер
ВД зависит от того, что выступает средством эстетического воспитания, – природа,
труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений живописи –
традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть ее красоту, эмоционально ее переживать. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке воспитатель будет обращать внимание своих питомцев на богатство, совершенство и гармонию природных форм,
279
воспитывать потребность не только любоваться ими, но и бережно относиться,
приумножать.
Учебный труд – основной вид труда школьников. Развивать способность видеть прекрасное в труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную обстановку – необходимые условия любой, даже самой обыденной трудовой деятельности.
Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства,
«учебник жизни», как называл его Н.Г.Чернышевский.
Художественный образ в конкретной форме отражает типические явления окружающей действительности. Он всегда эмоционален и всегда активен, так как в нем видится отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство (в том числе и художественная литература) своей образностью активно воздействует на сознание,
чувства, волю людей, играет огромную роль в жизни общества в целом и в эстетическом воспитании в частности. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и влиятельно. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их очарования, их воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыслить произведение, сделать правильный выбор.
Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам.
Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов- классиков воспитываются целые поколения людей, и нельзя допустить, чтобы музыка оказалась вне сферы развития наших детей. Необходимо возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хоровому пению, танцам.
Поддержание чистоты и порядка, гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории – тоже дело эстетической направленности. Нарядный внешний и внутренний вид школы создает такую обстановку, которая сама по себе удерживает школьников от неряшливости. Педагоги учат: наш класс, коридор, клумба требуют повседневной заботы, украсим их своими руками.
Доминирующая цель ВД физкультурной направленности вытекает из задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости,
настойчивости, дисциплинированности и т.д.); 6) формирование эстетических качеств
(осанки, культуры движений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических умений и навыков.
Такое разнообразие подходов позволяет решать в комплексе задачи нравственного,
умственного, эстетического и трудового воспитания.
280
приумножать.
Учебный труд – основной вид труда школьников. Развивать способность видеть прекрасное в труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную обстановку – необходимые условия любой, даже самой обыденной трудовой деятельности.
Постоянный источник эстетических воспитательных дел – мир искусства,
«учебник жизни», как называл его Н.Г.Чернышевский.
Художественный образ в конкретной форме отражает типические явления окружающей действительности. Он всегда эмоционален и всегда активен, так как в нем видится отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство (в том числе и художественная литература) своей образностью активно воздействует на сознание,
чувства, волю людей, играет огромную роль в жизни общества в целом и в эстетическом воспитании в частности. Воспитание средствами искусства всегда привлекательно и влиятельно. Воспитательные дела эстетической направленности углубляют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их очарования, их воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыслить произведение, сделать правильный выбор.
Напротив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежелательным результатам.
Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов- классиков воспитываются целые поколения людей, и нельзя допустить, чтобы музыка оказалась вне сферы развития наших детей. Необходимо возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаться к народной музыке, хоровому пению, танцам.
Поддержание чистоты и порядка, гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории – тоже дело эстетической направленности. Нарядный внешний и внутренний вид школы создает такую обстановку, которая сама по себе удерживает школьников от неряшливости. Педагоги учат: наш класс, коридор, клумба требуют повседневной заботы, украсим их своими руками.
Доминирующая цель ВД физкультурной направленности вытекает из задач физического воспитания: 1) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т.д.); 5) воспитание нравственных качеств (смелости,
настойчивости, дисциплинированности и т.д.); 6) формирование эстетических качеств
(осанки, культуры движений и т.п.); 7) выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических умений и навыков.
Такое разнообразие подходов позволяет решать в комплексе задачи нравственного,
умственного, эстетического и трудового воспитания.
280
Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), с которой начинается трудовой день в школе. Физические упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма.
Полноценность их зависит от систематичности и организации. Учитель физкультуры заранее составляет комплексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности, особенностей школы и климатических условий. Содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, дополняемые ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными играми.
К воспитательным делам этого рода относятся физкультминутки
(физкультпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений,
предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. Хорошо организованное и методически правильное проведение физкультпауз положительно сказывается на учебно- воспитательном процессе.
Ежедневное пребывание школьников на свежем воздухе в перерывах между занятиями обеспечивается проведением подвижных перемен. Для учеников 1–3
классов рекомендуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками, которые прекращаются за 5 мин до звонка на урок, чтобы дети своевременно вернулись в класс.
Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность надвигающейся экологической катастрофы можно предотвратить немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью. Отсюда настоятельная необходимость экологического просвещения воспитанников, формирование знаний, суждений, понятий и убеждений, связанных с бережным отношением к природе. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе,
стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл такой работы – практическая природоохранная деятельность,
объектами которой становятся все источники жизнедеятельности человека: земля,
вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел: движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
281
Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная работа в школе
проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных
дел: этических, социально-ориентированных, эстетических, познавательных,
спортивно-физкультурных, экологических, трудовых и др. Эта градация условна, ибо
цель любого воспитательного дела – комплексная. Жизнь современного ребенка
обогащает традиционный перечень воспитательных дел. Многие начальные школы уже
активно внедряют и используют в воспитательных целях дела, основанные на
возможностях новых информационных технологий. Дети работают в компьютерных
классах и клубах, активно общаются в Интернете, запрашивают и изучают учебные
пособия, участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях и т.д. Приобщайтесь к
этому и вы. Откроем двери будущему.
Проверьте себя
Что такое методы, приемы воспитания?
Как классифицируются методы воспитания?
Какие методы относятся к группе методов формирования сознания?
В чем сущность этического рассказа?
В чем смысл этических бесед?
В чем сущность метода примера?
Какие методы относятся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?
В чем сущность упражнений?
Что такое приучение? В чем сущность поручения?
Что такое воспитывающие ситуации?
Какие методы входят в группу методов стимулирования?
Как организовать соревнование школьников?
Что такое поощрение?
В чем сущность метода наказания?
В чем сущность субъективно-прагматического метода?
Что такое воспитательные дела?
Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?
Как вырабатывается дисциплинированность школьников?
Какие воспитательные дела относятся к этическим, эстетическим,
физкультурным, трудовым?
282
Опорный конспект
Методы воспитания – 1) пути, способы достижения заданной цели воспитания;
2) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение.
По характеру выделяются методы – формирования сознания, организации деятельности, стимулирования.
Методы формирования сознания – рассказы на этические темы, объяснения,
разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример.
Методы организации деятельности – упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций.
Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование, субъективно- прагматический метод.
Формы воспитания – внешнее выражение содержания, организация воспитательного процесса.
Воспитательное дело – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Виды воспитательных дел – этические, социально-ориентированные,
эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые.
Литература
Байбородова Л.B., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебник. М.,
2004.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. М., 1990.
Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.
Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. М., 1989.
Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1981.
Методическое письмо «Об организации работы по реализации федеральной целевой программы „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2008 гг.)“».
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России: К постановке проблемы. В 2 кн. / П.И. Бабочкин, Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская. М., 2001.
Рожков М.И., Байбородова Л.B. Организация воспитательного процесса в школе:
Учеб. пособие. М., 2003.
283
Селиванова H.Л. Теоретико-методологические основы исследования проблем воспитания. Калуга, 2000.
Сериков В.В. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград, 2001.
Степанова Е.Н., Александрова М.Л. Классному руководителю о классном часе.
М., 2002.
Тренинг социальных навыков. Я и другие / В.П. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В.
Кардашина. Ярославль, 2001.
284
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 26