Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1068

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кем он совершен, при каких обстоятельствах, побудивших ребенка его совершить,
наказание может быть очень различным – от самого легкого до самого сурового.
• Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует торопиться, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, нет полной уверенности в справедливости и пользе наказания.
• Не следует превращать наказание в орудие мести. Воспитывайте убеждение,
что оступившегося наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

Личностная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема: если педагог руководствуется индивидуальным подходом, то наказания, как и поощрения,
дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не школьника, его совершившего. Надо объяснить свою позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему он поступает так или иначе; надо узнать, какую позицию они разделяют.
• Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь.
Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу, заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной цели
– найти по окончании учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.
Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность; воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, что большинство предприятий в ряде стран сделало обязательным условием для поступления на работу или учебу.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1)
контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (программы
274

самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3)
дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей,
склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; 4)
мониторинг, т.е. наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания – денежные компенсации за неправильное поведение, лишение прав и свобод, привилегий и т.д.
Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы, но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, он – дело завтрашнего дня.
В итоге отметим, что без методов стимулирования нормальное развитие
воспитательного процесса невозможно. Практика современной начальной школы
использует в этом плане поощрение, наказание, соревнование, субъективно-
прагматический метод.
Формы воспитания
Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы –
воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой,
творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.
В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной,
трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.
Доминирующая воспитательная цель (обычно нравственного свойства)
определяет задачи конкретных дел, т.е. стержневой идеи, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).
Осмысление задач ВД – необходимое условие его эффективности.
275


Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите принять решение, которое они должны рассматривать как свое. Пассивность – первый враг воспитательных дел.
Присматривайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить.
Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра – их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов,
отдельных ребят. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда осуществляется в другом. Шаблонный подход, трафаретность,
формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.
Воспитательные дела должны быть разнообразными и яркими. Любое повторение их нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Проектируются они как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так,
чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности,
– один из важнейших путей повышения культуры воспитательной работы (Ю.А.
Конаржевский).
Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности.
Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие.
По главным целям и назначению выделяются этические, социально- ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные,
экологические, трудовые и другие дела. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная.
Социально-ориентированные воспитательные дела направлены на формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, закону,
органам государственной власти, правопорядка и т.д. Стержневое качество,
воспитываемое в таких ВД, – дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину – осознанную необходимость – совершается незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки – поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, находить верную линию поведения в различных ситуациях.
Дисциплинированность требует твердости, настойчивости, умения себя сдерживать. В ее основе лежит волевое начало, но она включает и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость,
276

предупредительность, внимание к окружающим, организованность. При этом важны не только внешняя собранность, подтянутость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в необходимости избранной линии поведения.
Воспитание дисциплинированности согласуется прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, моральные принципы общества, с другой – специфику работы школы. Так, «Правила для учащихся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учеников поддерживать чистоту помещения, иметь аккуратный вид, быть сдержанными, предупредительными,
вежливыми по отношению друг к другу и к старшим, добросовестно относиться к своим обязанностям.
Определенный порядок жизни и деятельности школьников принято называть распорядком дня. Выполнение его требований – одно из основных условий эффективного воспитания, выработки устойчивых привычек. Воспитанники привыкают к правильному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем работы,
усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет также большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения,
помогает выработать умения и навыки выполнения тех или иных требований.
Этические воспитательные дела – это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи такого воспитания: 1) формирование нравственного сознания;2)
воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
И главная из них – жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С
молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей, как и на свою собственную, недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает рост числа самоубийств среди школьников. Некоторые идут на это, утратив смысл существования, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила – когда трудно, неуютно, одиноко, иди к людям, ищи у них помощи и защиты.
Еще одна общечеловеческая ценность – свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свобода личности, что особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина – нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в
277

младшем возрасте, но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения и такие нравственные качества, как патриотизм,
интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др.
Чрезвычайно актуальны в системе современной нравственности проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных.
Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи – далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно.
Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он полностью деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Сегодня вопрос стоит уже о спасении молодых поколений.
Если в физическом и эстетическом воспитании для достижения цели достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, а от индивидуальности каждого, от особенностей конкретной ситуации. Конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения в ежедневных жизненных ситуациях. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, однако важны и побудительные мотивы, которые движут человеком, уяснить которые – важная составляющая воспитательных дел.
Чтобы воспитанник совершал добрые поступки, у него должна возникнуть потребность в их формировании, должен пройти процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в его сознании. А это ведет к формированию нравственной привычки совершать этические поступки. Привычки могут быть простыми
(правила общежития, культура поведения, дисциплина) и сложными (готовность к деятельности, имеющей не только личностное, но и общественное значение).
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт в организации и осуществлении этических воспитательных дел, а именно:
• Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в
«кампанию по борьбе» за него. Это кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
• Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому важно организовывать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина – поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, – приобретет конкретный смысл.
• Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями,
стремлениями к моральному идеалу, – одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
278