Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уроки обобщения и систематизации знаний обладают своей спецификой. Обычно учитель при проведении такого урока зара­нее называет вопросы для повторения, указывает источники, ко­торыми учащиеся должны воспользоваться, задает подготови­тельные задания на дом. Кроме того, в старших классах учителя при подготовке к урокам обобщения и систематизации предвари­тельно проводят обзорные лекции, групповые консультации, ин­дивидуальные собеседования, дают рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систе­матизации являются уроки-дискуссии, уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изу­ченного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки решения творческих заданий.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью уме­ний и навыков и коррекцией усвоенных учащимися знаний, нако­пленных умений и навыков.

На уроке могут использоваться устный (фронтальный, индиви­дуальный, групповой), письменный опросы, диктанты, изложе­ния, решения задач и примеров и т.д., зачет, зачетная практиче­ская (лабораторная) работа, практикумы, контрольная самостоя­тельная работа и др. Такие уроки могут проводиться после изуче­ния целых разделов и тем изучаемого предмета. Наиболее слож­ной формой заключительной проверки знаний и уровня обученности учащихся является экзамен по предмету в целом. Последнее время для диагностики состояния обученноcти детей стали широ­ко использовать всевозможные тесты. Они могут использоваться при контроле уровня освоения определенного раздела учебного материала и годового (полного) этапа обучения по предмету.

Урок контроля и коррекции обычно состоит: из вводной объяс­нительной части (инструктаж учителя и психологическая подготов­ка учащихся к выполнению предстоящей работы - решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основ­ной части - самостоятельной работы учащихся, оперативного контроля, консультаций учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительной части - анализа проведенного контроля и выде­ления типичных ошибок и проведения коррекционной работы.

Иногда уроки этого типа включают организационную часть; объяснение задания учителем; ответы на вопросы учащихся; вы­полнение учащимися задания; сдачу выполненного задания (или проверку его выполнения); задание на дом; окончание урока.


Удобно проводить специальный урок работы над типичными ошибками учащихся в знаниях, умениях, навыках и способах ор­ганизации учебно-познавательной деятельности. Такие уроки позволяют не только проконтролировать знания, но и провести не­обходимую работу для ликвидации выявленных недостатков.

Разумеется, в практике школы возможны и другие структурные комбинации уроков. В связи с усилением внимания к вопросам ак­тивизации познавательной деятельности учащихся, привлечением их к решению поисковых и исследовательских задач в качестве са­мостоятельного вида урока выдвигается проблемный урок, на кото­ром ведущую роль играет мотивационная активность учащихся. Проблемный урок содержит следующие элементы: организацию учащихся, их психологическую подготовку к активному включению в предстоящую работу - создание проблемной ситуации; формули­ровку проблемы, выдвижение гипотезы (предположение о том, ка­ким может быть результат) и вариантов решения, поиск практиче­ского решения проблемы, обсуждение результатов; комментарии и обобщения учителя; задание на дом; окончание урока - подведение итогов работы. Набор элементов такого урока во многом зависит от частных задач и творчества самого учителя.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в современной школе. На нем решаются дидактические за­дачи нескольких (иногда всех) описанных выше типов уроков. Он представляет собой комбинацию из нескольких уроков, поэтому и получил название - комбинированный.

В зависимости от характера учебной ситуации и уровня педа­гогического мастерства учителя различные дидактические задачи могут совмещаться, пересекаться, переходить друг в друга, менять свою последовательность. Структура комбинированного урока может быть любой. Так, в опыте передовых учителей процесс ос­воения учащимися знаний может происходить в ходе выполнения ими самостоятельной работы, а проверка знаний вплетаться в ор­ганизацию занятий и показывать активность школьников в ком­ментировании хода своей работы и уровень их обученности.

В процессе изучения нового материала часто организуются его первичное закрепление и начальный опыт применения. При за­креплении материала удобно параллельно проводить контроль ранее изученного, а также развивать навыки применения этих знаний в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Син­тез всех этих структурных элементов урока делает его разнооб­разным, динамичным и интересным для учащихся.



Комбинированный урок предъявляет к учителю более жесткие требования. Кроме подбора и увязки различных элементов урока, выбора наиболее сочетаемых друг с другом форм учителю прихо­дится строго следить за временем, выделяемым на каждый из эле­ментов. Ведь если на какой-то элемент потратил времени больше, то на другой элемент (может быть, более необходимый) времени может не хватить. Недопустимо, когда проверка знаний учащихся занимает 20-25, а то и все 30 мин, и на работу по новой теме оста­ется 15-20 мин. Естественно, с такого урока учащиеся уносят весьма смутное представление о новом материале и при выполне­нии домашней работы неизбежно будут возникать сложности.

Эффективность комбинированного урока зависит от четкого определения целевых установок урока (ведь не все же элементы урока выступают главными) и от того настроя, который сможет создать учитель. Хороший урок - это тот урок, где царит дело­вая творческая атмосфера, где стремление школьников «придумать» и «найти» бьет ключом, где они спешат вступить в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоре­тических концепций, не боясь ошибиться. Успех будет в том классе, в котором учитель создает у учащихся представление, что никакая ошибка не страшна, что все можно исправить, глав­ное - придумать, создать, увидеть что-то новое, незнакомое, по­ка этого не сделали другие.

4. Внеурочные формы организации текущей учебной работы

Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях ис­пользуются и другие формы учебной работы. Основное распро­странение получили такие формы, как экскурсия, домашняя ра­бота, факультативные занятия, мероприятия внеклассной рабо­ты (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Экскурсия. На практике описанная выше система уроков до­полняется целым рядом других форм организации обучения. Од­ной из наиболее интересных для учащихся форм выступает экс­курсия. Экскурсия - форма организации учебной работы, при ко­торой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объ­ектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и яв­лениями в их естественном окружении.


Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосред­ственным изучением нового материала; текущие и итоговые, ко­торые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученно­го материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественно-научные, историко-литературные, крае­ведческие, производственные и др.

В школах экскурсии проводятся нечасто, и поэтому лучше, чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить более полную картину реальной действительности. Такие экскур­сии называются комплексными. Например, можно проводить экс­курсию в лес, изучая виды растущих там деревьев и одновременно устно решая математические задачи, главными героями которых являются изучаемые деревья. Гармонично включаются в такие экскурсии рассказы учителя о своем крае и его истории, об эколо­гических проблемах данной территории.

Экскурсии обычно планируются на весь учебный год и про­водятся в специально отведенные дни, свободные от других за­нятий. В каждой школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводи­мые по плану классного руководителя. Чаще всего все экскурсии связаны с изучением материала, заложенного в программе по предметам.

Каждая из экскурсий, даже если она комплексная и включает в себя несколько частей из разных предметных областей, имеет свою четко выделенную цель. Одни предназначены для изучения нового материала, другие используются для закрепления уже изу­ченного. Заключительные экскурсии помогают учащимся повто­рить пройденную тему или раздел. Как правило, завершающие экскурсии связывают с выполнением учащимися тематических заданий, они служат своего рода подготовкой для урока-защиты тематического задания.

При проведении экскурсии выделяют три этапа: а) предвари­тельную подготовку к экскурсии на уроках; б) выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.); в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.

Конечно же, успех любой экскурсии зависит в первую очередь от тщательности подготовки учителя или учителей, если экскур­сия является комплексной. При подготовке к экскурсии учитель проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее про­ведения. В подготовку к экскурсии в первую очередь входит опре­деление ее цели и задач. После этого учитель выбирает содержание передаваемого материала и виды деятельности,
которой учащиеся будут заниматься при подготовке, во время и после окончания экс­курсии. Учитель выбирает методики показа и рассмотрения объек­та экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное воспри­ятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.

Для достижения наибольшей эффективности восприятия уча­щимися учебного материала на экскурсии их необходимо к это­му подготовить. Это достигается четкой постановкой целей, ко­торые должны быть достигнуты в ходе экскурсии и в последую­щей обработке собранного материала, формулированием общих и индивидуальных заданий. В подготовку входит и обучение учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются фор­мы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экс­курсию и собираемые материалы. До экскурсии учитель распре­деляет творческие задания для учащихся: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточ­ные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам пове­дения и основам техники безопасности.

Экскурсия может длиться от 40-45 мин до 2-2,5 ч. В этот про­межуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экс­курсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, воз­растом учащихся.

Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на по­следующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала.

Домашняя работа. Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хо­рошо организованной учебной работой дома. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и на­выков, а также повторение и частичный разбор нового материа­ла приходятся на домашнюю работу школьника.

В печати иногда появляются публикации, в которых расска­зывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, обу­чающих своих учащихся, не задавая им домашние задания. В конце такой статьи обычно предлагается отменить домашние работы в школах, поскольку обучать якобы можно и без них, а они сильно перегружают школьников. Такие предложения чаще всего являются результатом незнания автором особенностей по­знавательной деятельности ребенка. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеют место концентриро­ванное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную па­мять учащимся необходимо последующее повторение, т.е. рас­средоточенное усвоение, что требует выполнения работы опре­деленного объема. Чаще всего такую работу задают на дом. Важное значение имеет она также для воспитания учащихся, по­скольку способствует формированию навыков самостоятельной деятельности. Конечно, можно не задавать домашних заданий, но тогда процесс отработки должен проходить в классе и на это надо выделить дополнительное время.