Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 2108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако это не единственный недостаток работы без домаш­него задания. Усвоение материала и отработка навыков в силу индивидуальных особенностей у каждого учащегося идут в своем темпе. В результате научных исследований определено, что учащиеся приблизительно одинаковой успеваемости тра­тят на домашние задания разное количество времени. Разница может быть очень велика: 20-минутное занятие одного может другим проводиться в течение 40 мин и даже 1 ч. Поэтому каж­дому из учеников, обучающихся в одном классе, понадобится разное количество времени на их усвоение и отработку. Это приводит к сложностям при определении времени, необходи­мого для усвоения материала и отработки учебных навыков, если их проводить в классе.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятель­ное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписа­ния уроков. Основными задачами, стоящими перед домашней ра­ботой как формой организации учебной работы, выступают ус­воение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта само­стоятельной работы.

Домашние задания обычно включают в себя: а) усвоение изу­чаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упраж­нений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, по­годой).

Цели заданий, которые учитель задает на дом, могут быть раз­личными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировоч­ных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие - на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам. Третьи включают в себя задания повышенной трудности для развития их творческих способностей.

Несмотря на то что все представленные выше цели важны и достижение их необходимо при выполнении домашнего задания, однако объем заданий на дом ограничен. Большое количество заданий требует значительного времени на их выполнение, а у учащихся начальной школы не так много «лишнего» времени - им обязательно надо ежедневно гулять 1,5-2 ч, играя в свои игры, так как они являются необходимым развивающим элементом жизни ребенка. Многие учащиеся посещают дополнительные за­нятия по рисованию, танцам, различные спортивные секции.

Для того чтобы ребенок все успевал и при этом мог отдохнуть и набраться сил для следующего рабочего дня, необходимо пред­ставлять, сколько у него есть реального рабочего времени для выполнения домашнего задания. Это время прописано в Сани­тарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2 - 576-96). В них опре­делено время, выделяемое на выполнение домашнего задания по всем предметам, вместе взятым. Так, в I классе оно не должно превышать 1 ч, во II - 1,5, в III-IV- 2, в V-VI - 2,5, в VII-VIII - 3, в IX-XI классах - 4 ч.


Не всякая домашняя работа дает хороший результат. Если учащиеся не усвоили основ работы с учебником, не накопили опыта самостоятельной работы, выполненное домашнее задание не достигает своего результата. Основными недостатками домаш­ней учебной работы являются следующие:

- полумеханическое чтение изучаемого материала, без разделе­ния его на отдельные смысловые части (учащиеся, запомнив мате­риал, не понимают его смысла);

- неумение организовать свое рабочее время, часто связанное с отсутствием твердо установленного режима жизни школьника дома (это ведет к постоянной спешке, ребенок переживает, что не успеет выполнить работу, и, как следствие, к серьезным стрессам);

-выполнение письменных заданий без предварительного ус­воения теоретического материала (в этом случае школьники про­сто не осмысливают и не усваивают материал).

Иногда сами учителя неправильно используют возможности данной формы текущей учебной работы и тем самым способству­ют перегрузке учащихся. Это чаще всего происходит в двух случа­ях. Во-первых, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, учителя дают слишком объемные или чрезмерно усложненные задания. Во-вторых, уделяя слишком большое вни­мание проверке домашней работы, учителя проводят слабую под­готовку учащихся по новому материалу. В этом случае учащиеся не усваивают новый материал достаточно хорошо на уроке и ухо­дят домой, не зная, как выполнять домашние задания.

Все это говорит о том, что структура урока и работа над по­вышением его качества напрямую связаны с домашними зада­ниями и техникой их выполнения учащимися. Учителю необхо­димо постоянно работать над совершенствованием этой взаимосвязи и обучать учащихся правильно выполнять домашние зада­ния. Для этого могут пригодиться правила выполнения домаш­них заданий.

Правила выполнения домашних заданий

1. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Любой материал, полученный на уроке, быстро забывается. Не­мецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов установил скорость забывания. В первые часы по­сле запоминания свежего материала полнота запоминания стре­мительно падает вниз. Именно в эти часы пропадает основной объем информации. В течение первых 10 ч после запоминания пропадает 65% полученной информации. Далее интенсивность забывания снижается и к концу вторых суток пропадает еще 10% информации. Таким образом, через два дня в памяти человека остается только 25% того, что он запомнил ранее.



Это психологическое явление находит свое объяснение в физио­логии. Дело в том, что вновь образованные нервные связи непроч­ны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сра­зу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изу­чаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо сразу же провести работу по их закреплению. Именно поэтому во всех методических по­собиях настоятельно рекомендуется выполнять домашние учеб­ные задания в день их получения. Так, если урок по предмету «Окружающий мир» был во вторник, а следующий будет через не­делю, то учить домашнее задание необходимо во вторник после уроков. Через неделю, в понедельник вечером, накануне следующе­го задания необходимо повторить то, что учили ранее.

Учебный материал, закрепленный в день его восприятия, дольше сохраняется в памяти. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.

2. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторе­ния теоретического материала, т.е. с работы над учебником.

Повторение теоретического материала, необходимого для выполнения письменных заданий, вызвано в основном двумя причинами.

Во-первых, перед выполнением письменных заданий всегда хо­рошо вспомнить теоретический материал, для того чтобы проще было найти способ решения письменных заданий и обосновать свой выбор.

Во-вторых, повторение материала в результате устной и письменной работы повышает прочность закрепления материа­ла. Дело в том, что различают четыре типа памяти: зрительную, слуховую, моторную (двигательную) и смешанную. У большин­ства людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени развиты элементы всех трех основных типов памяти (зрительной, слуховой и моторной). В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием, собственным пересказом.

По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярко выраженным доминированием одного основного типа (например, только зрительную память), то он усваивает мате­риал значительно лучше, если использует все три основных способа.

При работе с учебником порядок действий учащихся сле­дующий:

- вспомнить то, что осталось в памяти от урока (по записям в тетради и рисункам в учебнике);


- прочитать заданный на дом параграф учебника, выделяя в нем основную мысль текста, выделенные правила;

- попытаться воспроизвести материал (пересказать вслух или про себя, составить план прочитанного, ответить на вопросы учебника);

- в случае возникновения затруднений необходимо еще раз проштудировать учебник и добиться свободного воспроизведения материала.

Активное воспроизведение знаний и самоконтроль в процессе усвоения изучаемого материала повышают заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении им знаний. Благодаря это­му материал запоминается прочнее.

Работа по усвоению и воспроизведению трудного учебного ма­териала имеет свою специфику. Сложный материал (текст) целесо­образно разделять на несколько смысловых единиц. Если текст очень большой и сложный, то каждую часть необходимо учить и воспроизводить отдельно. При этом между каждыми из частей же­лательно устраивать короткий отдых (5-10 мин).

При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень инте­реса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной рабо­ты. Высокий уровень интереса не только усиливает упорство и на­стойчивость в овладении знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности - ученик стара­тельно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные спо­собы и приемы учебной работы.

Очень важное значение имеет степень осознания учащимися изучаемого материала. Знания, основанные на понимании закономерностей и причинно-следственных связей, сохраняются более продолжительное время. По данным профессора Н.А.Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше меха­нического. Поэтому при усвоении изучаемого материала не нуж­но в первую очередь обращать внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, основные усилия учитель должен направлять на поиск внутренней связи знаний, на то, чтобы уча­щиеся увидели и осознали причины, которые привели к появле­нию того или иного явления. А затем уже, когда ученик понял -«почему», переходить к заучиванию правил и обобщенных выво­дов. Необходимо, чтобы выводы и обобщения заучивались не ме­ханически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.

3. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе,
и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе, быстрее вспомнить особенности выполнения заданий данного типа.

4. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами.

Это означает, что после выполнения заданий по всем предме­там необходимо сделать перерыв на 10-15 мин, и после этого по­вторить выполненные задания, воспроизводя их в той же после­довательности, что и в первый раз. Такое отсроченное повторение повышает степень запоминания материала и способствует выра­ботке у учащегося навыка быстрого переключения с одной темы на другую.

Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высо­кой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения этой задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические спо­собности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитив­ное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше. Поэтому на­до предложить учащимся циклический способ выполнения сложных заданий.

Если ребенок при выполнении домашнего задания по матема­тике не смог решить задачу, то не надо отчаиваться, а следует про­сто отложить эту задачу и закончить выполнение остальных за­даний по этому предмету. После этого следует начать выполнять задания по другому предмету. Когда задания по всем другим предметам выполнены, необходимо сделать перерыв. После не­большой передышки, перейдя ко второму циклу, учащийся про­водит повторение уже выполненного и опять возвращается к решению невыполненной задачи. Здесь он, повторив теоретиче­ский материал проведенного в классе урока, опять делает по­пытку решить задачу. Если задание опять не решается, то после некоторого времени он оставляет ее и заканчивает повторение других предметов. После окончания второго цикла необходимо сделать небольшой перерыв и в третий раз попытаться решить сложную задачу.

Такое цикличное обращение к заданию позволяет повысить вероятность его решения. Это обусловлено в основном тем, что во время перерывов и выполнения других заданий условие сложной задачи продолжает осваиваться и осознаваться. Ведь если ребенок неудовлетворен тем, что задание не решается, то даже при выпол­нении заданий по другим предметам в подсознании идет работа над этой неподдающейся задачей. Установлено, что после вос­приятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепле­ния в сознании продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10-20 мин после перехода к другим заданиям.