Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 784

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С.54;

67 Архипенко Т.В. Понятие и сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.// Финансовое право, 2004, N 5. С.16; Пименова О.В. Налоговая ответ- ственность как вид юридической ответственности: миф или реальность// Финансовое право, 2005, N 7. С.18;

68 Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: Автореф. дисс. …д-ра юрид. наук.-СПб., 2002. С.13-14.

твенное функционирование норм об ответственности за правонарушения в области налогов и сборов в случае простого переноса их в КоАП РФ, НК РФ, либо иное простое объединение норм об ответственности за правона- рушения в области налогов и сборов в рамках какого-либо одного нормати- вного акта, не может быть обеспечено без качественного анализа указанных вопросов и внесения серьезных изменений в установленные нормы.

Анализируя последствия переноса норм о налоговых правонарушени- ях в КоАП РФ, следует остановиться на таких важных моментах, как стадии производства по делу, сроки и механизмы обжалования актов, предусмот- ренных КоАП РФ и НК РФ.

Отсутствие четкой стадийности в НК РФ является часто используе- мым аргументом в пользу перенесения норм ответственности за налоговые правонарушения в КоАП РФ69. Однако важно учитывать, что администрати- вно-юрисдикционное производство ориентировано на штрафы, а налоговая проверка преследует цель выявления неисполненных налоговых обяза- тельств налогоплательщика.

Соответствующая позиция изложена и в постановлении Конституци- онного Суда РФ от 14.07.2005г. № 9-П: применение мер ответственности за совершение налогового правонарушения основано на выявлении
в строгой процессуальной форме размера причиненного государству финансового ущерба.

По результатам проведенной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установ- ленной форме акт налоговой проверки, в котором фиксируются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выяв- ленные в ходе проверки или отсутствие таковых.


Рассматривая идею о возможной консолидации, следует отметить, что при выявлении правонарушения по результатам проведенной выездной налоговой

69 Стрельников В.В. Необходимо ли переносить составы налоговых правонарушений в КоАП РФ// Финансовое право, 2007, №7. - С. 31.

проверки потребуется одновременное составление акта налоговой проверки и протокола по делу об административном правонарушении, как это происходит в настоящий момент в отношении должностных лиц, привлекаемых к админи- стративной ответственности,

Таким образом, произойдет одновременное возбуждение двух самостоя- тельных производств. Разделение процессов по штрафам, с одной стороны, и по неисполненным обязательствам по налогам, с другой стороны, на наш взгляд, создаст лишь дополнительные трудности всем субъектам правоприменения.

Далее, исходя из процедуры рассмотрения материалов проверки, установ- ленной НК РФ, вытекает следующее:

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководи- тель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привле- чении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об от- казе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонаруше- ния (п.7 ст.101 НК РФ).

Во-первых, потребуется изменить название указанных процессуальных до- кументов, поскольку привлечение к ответственности за совершение правона- рушений в области налогов и сборов выделено в отдельное производство. Во -

вторых, решение, выносимое налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки, тем не менее, все же потребует фиксации в нем обстоя- тельств совершенного лицом налогового правонарушения, установленных про- веденной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтвержда- ющие указанные обстоятельства; доводов, приводимых лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результатов проверки этих доводов, поскольку без отражения соответствующих фактов представляется безосновательными произведенные доначисления сумм налогов и соответству- ющих пеней, подлежащих уплате налогоплательщиком по результатам прове- денной проверки.

В свою очередь, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;

  2. о прекращении производства по делу об административном правонару- шении (ч.1 ст.29.9 КоАП РФ).

Следует отметить, что решение, выносимое налоговым органом, преду- смотренное ст. 101 НК РФ, безусловно, будет более содержательным, нежели постановление по делу об административном правонарушении, поскольку по- следнее всю специфику налоговых последствий установить не сможет.

Особого внимания при рассмотрении идеи о консолидации норм в едином нормативном акте заслуживает также вопрос о соблюдении процессуальных сроков, предусмотренных КоАП РФ и НК РФ, при фиксации обстоятельств, установленных проведенной налоговой проверкой и являющихся основанием для уплаты налогоплательщиком недоимки и пеней, и привлечении к ответ- ственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов.

Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответ-
ствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в це- лом или по его отдельным положениям (п.6 ст.100 НК РФ). Кроме того, необ- ходимо учитывать, что в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и допол- нительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные про- веряемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в

п.6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Еще одной особенностью, предусмотренной в НК РФ, которую необходи- мо учитывать в процессе рассмотрения материалов, является возможность вы- несения руководителем налогового органа решения о проведении дополнитель- ных мероприятий налогового контроля. В случае необходимости получения до- полнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (за- меститель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о прове- дении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, вынесение решения о проведении дополнительных меро- приятий налогового контроля в ряде случаев является необходимым условием для полного, объективного и всестороннего исследования и оценки всех обсто- ятельств совершенного правонарушения, а, в итоге, основополагающим звеном,
без наличия которого принятие законного и обоснованного решения по резуль- татам рассмотрения материалов проверки, представляется невозможным.

В свою очередь, протокол об административном правонарушении состав- ляется немедленно после выявления совершения административного правона- рушения (ст.28.5 КоАП РФ) и направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмеся- чный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, прото- кола об административном правонарушении и других материалов дела (ч.1.1. ст.29.6 КоАП РФ). В случае поступления ходатайств от участников производс- тва по делу об административном правонарушении либо в случае необходимо- сти в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающи- ми дело, но не более чем на один месяц (ч.2 ст. 29.6 КоАП РФ).

В отличие от сроков, предусмотренных КоАП РФ, АПК РФ устанавливает иные сроки рассмотрения дел. Так, ст. 215 АПК РФ устанавливает двухмесяч- ный (со дня поступления в суд заявления) срок рассмотрения дела.

Заметим, что, руководствуясь порядком исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях (п.6 ст.6.1Н К РФ). Вместе с тем, КоАП РФ вообще не содержит нормы, регулирующей порядок исчисления сроков, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, в связи чем необходимость законодательного закрепления такого порядка в КоАП РФ представляется очевидным.

С учетом изложенного, отметим, что по НК РФ сроки рассмотрения