ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 789
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деяниям следует причислить административные проступ- ки.83
Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответс- твенность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Административная ответственность за правонарушения в области нало- гов и сборов наступает за совершенное деяние, если последнее не содержит признаков состава преступления.
Полагаем спорным мнение С.Р. Футо, что «административные правона- рушения в области налогов и сборов не являются общественно опасными, по- скольку при их совершении общественным отношениям, охраняемым право- выми нормами, наносится лишь определенный вред, но не возникает угроза их существованию вообще, как это происходит при совершении налого вых преступлений».84
Безусловно, следует признать, что степень общественной опасности ад- министративного правонарушения, в общем, ниже степени общественной опас- ности преступления. Однако, несмотря на то, что общественная опасность неко- торых, на первый взгляд, вполне безобидных правонарушений не столь очевид- на как опасность преступлений, в своей массе они приобретают это качество.85 То есть общественная опасность отдельных административных проступков ха- рактеризуется массовостью и масштабом тех вредных последствий, которые они несут.
Обращаясь к административным правонарушениям в области налогов и сборов, становится ясным, что они являются значимыми для общества и пред- ставляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства. Трудно возразить против утверждения по поводу опасности, к примеру, грубо-
83 Коваль. Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев: Высшая школа, 1979.- С.83. 84 Футо С.Р. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и
сборов. Дисс…. канд. юрид. наук. Омск, 2004. - С.51
85 См., напр.: Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалифика- ция: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 6.
го нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер- ской отчетности, поскольку искажение сумм начисленных налогов и сборов влечет за собой их неуплату либо неполную уплату.
Или возьмем для примера нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). Приводятся мнения, что нарушение сроков представления налоговой декларации не представляет большой степени обще- ственной опасности. Наряду с этим, факт ненадлежащего исполнения указан- ной публично-правовой обязанности, предусмотренной законом; массовый ли- бо неоднократный характер таких деяний; неуплата налогов, как следствие не- представления налоговой декларации, безусловно, приобретают реальную угро- зу для общества. Неуплата, неполная либо несвоевременная уплата налогов способны подорвать экономические основы государства, нанести вред суще- ствующим общественным отношениям, а в ряде случаев составить угрозу без- опасности граждан.
Мы полностью согласны, что одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является пося- гательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязан- ность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права.86
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить за- конно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных
средств в бюджетную систему Российской Федерации.87 Невыполнение или не- надлежащее выполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги не только подрывает бюджетную систему страны, но и
86 См.: Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 5-е изд., перераб и доп. - М.: Издатель- ство Юрайт, 2011. - С.201.
87 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006г. N64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственно- сти за налоговые преступления»// Российская газета", N 297, 31.12.2006,
неизбежно «парализует» надлежащее осуществление государством своих задач и функций.
Ю.А. Крохиной справедливо отмечено, что нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой одну из главных угроз для экономичес- кой безопасности государства. Это обусловлено тем, что подобные посягатель- ства наносят вред системе налогообложения, разрушают существующие меха- низмы формирования доходов бюджета. 88
Антиобщественная направленность административного правонарушения в области налогов и сборов проявляется в том, что оно причиняет вред или созда- ет реальную угрозу причинения вреда установленному порядку осуществления налогообложения, интересам личности, общества и государства. Общественная опасность указанных правонарушений заключается в пренебрежительном отно- шении субъектов к исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотрен- ных законодательством о налогах и сборах.
Мы разделяем позицию В.Р. Кисина, которым справедливо отмечено, что
«если бы административные поступки не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы уста- навливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат борьбы с ними».89
Тот факт, что законодатель не упоминает признак общественной опасности
в определении административного и налогового правонарушения, не может слу- жить основанием для отрицания такого признака, поскольку само включение законодателем того или иного деяния в ряд правонарушений уже означает, что оно представляет опасность, как для государства, так и для общества.
В обоснование нашей позиции, следует указать, что 85% должностных лиц налоговых органов и 70% граждан считают, что административные правонару- шения в области налогов и сборов обладают признаком общественной опаснос-
88 См.: Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2007. - С.343;
89 См.: Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М.,1991. С.6.
ти, которая заключается в пренебрежительном отношении субъектов к исполне- нию публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством.
Становление и развитие современной российской налоговой системы соп- ровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. Нару- шения законодательства о налогах и сборах выявляются практически у всех организаций из числа проверенных. Наряду с этим, указанная категория право- нарушений характеризуется исключительно высокой латентностью.
Принимая во внимание, что административные правонарушения в облас- ти налогов и сборов представляют серьезную угрозу для безопасности госу- дарства, личности и общества, поскольку в силу их масштабности и массовос- ти оказывают громадное влияние на полное и своевременное формирование доходной части бюджетов всех уровней, что, в свою очередь, отражается на надлежащем функционировании государства и общества, приходим к выводу, что административные правонарушения в области налогов и сборов, следует характеризовать
Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответс- твенность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Административная ответственность за правонарушения в области нало- гов и сборов наступает за совершенное деяние, если последнее не содержит признаков состава преступления.
Полагаем спорным мнение С.Р. Футо, что «административные правона- рушения в области налогов и сборов не являются общественно опасными, по- скольку при их совершении общественным отношениям, охраняемым право- выми нормами, наносится лишь определенный вред, но не возникает угроза их существованию вообще, как это происходит при совершении налого вых преступлений».84
Безусловно, следует признать, что степень общественной опасности ад- министративного правонарушения, в общем, ниже степени общественной опас- ности преступления. Однако, несмотря на то, что общественная опасность неко- торых, на первый взгляд, вполне безобидных правонарушений не столь очевид- на как опасность преступлений, в своей массе они приобретают это качество.85 То есть общественная опасность отдельных административных проступков ха- рактеризуется массовостью и масштабом тех вредных последствий, которые они несут.
Обращаясь к административным правонарушениям в области налогов и сборов, становится ясным, что они являются значимыми для общества и пред- ставляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства. Трудно возразить против утверждения по поводу опасности, к примеру, грубо-
83 Коваль. Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев: Высшая школа, 1979.- С.83. 84 Футо С.Р. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и
сборов. Дисс…. канд. юрид. наук. Омск, 2004. - С.51
85 См., напр.: Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалифика- ция: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 6.
го нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер- ской отчетности, поскольку искажение сумм начисленных налогов и сборов влечет за собой их неуплату либо неполную уплату.
Или возьмем для примера нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). Приводятся мнения, что нарушение сроков представления налоговой декларации не представляет большой степени обще- ственной опасности. Наряду с этим, факт ненадлежащего исполнения указан- ной публично-правовой обязанности, предусмотренной законом; массовый ли- бо неоднократный характер таких деяний; неуплата налогов, как следствие не- представления налоговой декларации, безусловно, приобретают реальную угро- зу для общества. Неуплата, неполная либо несвоевременная уплата налогов способны подорвать экономические основы государства, нанести вред суще- ствующим общественным отношениям, а в ряде случаев составить угрозу без- опасности граждан.
Мы полностью согласны, что одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является пося- гательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязан- ность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права.86
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить за- конно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных
средств в бюджетную систему Российской Федерации.87 Невыполнение или не- надлежащее выполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги не только подрывает бюджетную систему страны, но и
86 См.: Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 5-е изд., перераб и доп. - М.: Издатель- ство Юрайт, 2011. - С.201.
87 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006г. N64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственно- сти за налоговые преступления»// Российская газета", N 297, 31.12.2006,
неизбежно «парализует» надлежащее осуществление государством своих задач и функций.
Ю.А. Крохиной справедливо отмечено, что нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой одну из главных угроз для экономичес- кой безопасности государства. Это обусловлено тем, что подобные посягатель- ства наносят вред системе налогообложения, разрушают существующие меха- низмы формирования доходов бюджета. 88
Антиобщественная направленность административного правонарушения в области налогов и сборов проявляется в том, что оно причиняет вред или созда- ет реальную угрозу причинения вреда установленному порядку осуществления налогообложения, интересам личности, общества и государства. Общественная опасность указанных правонарушений заключается в пренебрежительном отно- шении субъектов к исполнению публично-правовых обязанностей, предусмотрен- ных законодательством о налогах и сборах.
Мы разделяем позицию В.Р. Кисина, которым справедливо отмечено, что
«если бы административные поступки не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы уста- навливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат борьбы с ними».89
Тот факт, что законодатель не упоминает признак общественной опасности
в определении административного и налогового правонарушения, не может слу- жить основанием для отрицания такого признака, поскольку само включение законодателем того или иного деяния в ряд правонарушений уже означает, что оно представляет опасность, как для государства, так и для общества.
В обоснование нашей позиции, следует указать, что 85% должностных лиц налоговых органов и 70% граждан считают, что административные правонару- шения в области налогов и сборов обладают признаком общественной опаснос-
88 См.: Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2007. - С.343;
89 См.: Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М.,1991. С.6.
ти, которая заключается в пренебрежительном отношении субъектов к исполне- нию публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством.
Становление и развитие современной российской налоговой системы соп- ровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. Нару- шения законодательства о налогах и сборах выявляются практически у всех организаций из числа проверенных. Наряду с этим, указанная категория право- нарушений характеризуется исключительно высокой латентностью.
Принимая во внимание, что административные правонарушения в облас- ти налогов и сборов представляют серьезную угрозу для безопасности госу- дарства, личности и общества, поскольку в силу их масштабности и массовос- ти оказывают громадное влияние на полное и своевременное формирование доходной части бюджетов всех уровней, что, в свою очередь, отражается на надлежащем функционировании государства и общества, приходим к выводу, что административные правонарушения в области налогов и сборов, следует характеризовать