ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 791
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, подлежащего уплате в связи с привлечением к ответственности. В указанных обстоятельствах факт соверше- ния административного правонарушения предусматривает необходимость при- менения административного штрафа даже при том условии, что ущерба бюдже- ту фактически не причинено.
Поскольку ст. 2.9 устанавливает не обязанность, а возможность судьи, ор- гана, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правона- рушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Усмотрение в данном случае должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оцен- ке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных об- стоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять ре- шение об освобождении от ответственности и ограничиться устным замечани- ем. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противо- правное поведение.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области налогов и сборов выражается в пренебрежительном отношении лица к испол- нению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодатель- ством о налогах и сборах.
Специальный увеличенный срок давности привлечения к административ- ной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов (п.1 ст.4.5 КоАП РФ), свидетельствует о том, что законодатель признает особую важность соблюдения всеми субъектами правоотношений норм законодательства о нало- гах и сборах, и уделяет особое внимание усиленной защите установленного по- рядка в указанной сфере.
Так, результаты проведенного анкетирования указывают, что лишь 15% опрошенных должностных лиц налоговых органов не видят необходимости в выработке критериев малозначительности совершенного административного правонарушения, виду того, что оценка малозначительности входит в компе-
тенцию судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Вместе с тем, 80% опрошенных сотрудников отмечают, что законодательное закрепление понятия и критериев малозначительности административного пра-
вонарушения является необходимым условием для обоснованной оценки мало- значительности совершенного административного правонарушения.
Учитывая особую важность охраняемых законом интересов в области налогов и сборов, представляется насущными разработка и закрепление в зако- нодательстве об административных правонарушениях РФ понятия и специаль- ных критериев, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, совершенного в области налогов и сборов.
Полагаем, что малозначительным возможно признать совершенное адми- нистративное правонарушение в том случае, если санкция, предусмотренная соответствующей статьей КоАП РФ, превышает размер причиненного таким административным правонарушением вреда.
Одновременно с этим, полагаем, что оценка малозначительности право- нарушения в области налогов и сборов, которое изначально несет существен- ную угрозу, выражающуюся в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, должна производиться лишь в системной связи всех обстоятельств, имеющих отношение к совершенному деянию и пра- вонарушителю. Важно учитывать, что главным и основным итогом указанной оценки должна быть надлежащая реализация принципов юридической ответ- ственности и достижение целей административного наказания.
Таким образом, совершение административного проступка не всегда вле- чет применение и реализацию административно-правовой санкции, но возмож- ность их применения является обязательным свойством.
Эффективность противодействия тому или иному правонарушению как негативному явлению, социальному или юридическому антиподу правомерного
поведения, возможно лишь в том случае, если известно, что оно представляет собой, т. е. определено его понятие.93
93 Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.- С.5;
В юридической литературе понятие административное правонарушение исследовалось многими авторами.94 Большинство авторов, исследующих поня- тие административного правонарушения в области налогов и сборов95, указы- вают на административное правонарушение в области налогов и сборов как на противоправное, виновное, действие (бездействие) физического или юридичес-кого лица, посягающее на общественные отношения в области налогов и сбо-ров, за которое Кодексом Российской Федерации об административных право-нарушенийустановленаадминистративнаяответственность.
Ю.А. Крохиной высказано мнение, что административным правонаруше- нием в области налогов и сборов является "...посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере виновное (умышленное или неосторо- жное) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом об админист- ративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлены меры административной ответственности».96
И.И. Кучеров указывает, что "нарушением законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налого- вым проступком).... следует признать посягающее на установленный поря- док налогообложения противоправное, виновное (умышленное или неосто- рожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предус- мотрена административная ответственность».97
Российское административно-деликтное законодательство, не формули- рует понятие «административное правонарушение в области налогов и сборов», раскрывающее его сущность и способствующее правильному пониманию юри- дической природы деяния,
характера, степени его общественной опасности
94 См. напр.: Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961; Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. - Воронеж, 1970 и др.;
95 Футо С.Р. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов. Дисс канд. юрид. наук. Омск, 2004. - С.46.; Коробова Т.Л. Правовое регулирова-
ние административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов. Дисс…… канд. юрид. наук, Саратов, 2006. - С.117. и др.
96 Налоговое право :учебник / Ю.А. Крохина. М.: Издательство Юрайт, 2011. - С.439.
97 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. Изд. 2-е. М.:ЦентрЮрИнформ, 2006.
- С. 266.
(вредности), а также политики государства в области противодействия указан- ным правонарушениям, поскольку использует понятие общего порядка – «ад- министративное правонарушение».
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена администра- тивная ответственность.
Понятие «административное правонарушение в области налогов и сбо- ров» целесообразно формулировать, на наш взгляд, на основе использования как понятия общего порядка «административное правонарушение», содержа- щего все обязательные, отличительные признаки правонарушения, и позволя- ющего сформировать структуру будущего понятия, так и ряда специфических особенностей, связанных со сферой регулируемых отношений в области нало- гов
Поскольку ст. 2.9 устанавливает не обязанность, а возможность судьи, ор- гана, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правона- рушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Усмотрение в данном случае должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оцен- ке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных об- стоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять ре- шение об освобождении от ответственности и ограничиться устным замечани- ем. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противо- правное поведение.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области налогов и сборов выражается в пренебрежительном отношении лица к испол- нению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодатель- ством о налогах и сборах.
Специальный увеличенный срок давности привлечения к административ- ной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов (п.1 ст.4.5 КоАП РФ), свидетельствует о том, что законодатель признает особую важность соблюдения всеми субъектами правоотношений норм законодательства о нало- гах и сборах, и уделяет особое внимание усиленной защите установленного по- рядка в указанной сфере.
Так, результаты проведенного анкетирования указывают, что лишь 15% опрошенных должностных лиц налоговых органов не видят необходимости в выработке критериев малозначительности совершенного административного правонарушения, виду того, что оценка малозначительности входит в компе-
тенцию судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Вместе с тем, 80% опрошенных сотрудников отмечают, что законодательное закрепление понятия и критериев малозначительности административного пра-
вонарушения является необходимым условием для обоснованной оценки мало- значительности совершенного административного правонарушения.
Учитывая особую важность охраняемых законом интересов в области налогов и сборов, представляется насущными разработка и закрепление в зако- нодательстве об административных правонарушениях РФ понятия и специаль- ных критериев, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, совершенного в области налогов и сборов.
Полагаем, что малозначительным возможно признать совершенное адми- нистративное правонарушение в том случае, если санкция, предусмотренная соответствующей статьей КоАП РФ, превышает размер причиненного таким административным правонарушением вреда.
Одновременно с этим, полагаем, что оценка малозначительности право- нарушения в области налогов и сборов, которое изначально несет существен- ную угрозу, выражающуюся в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, должна производиться лишь в системной связи всех обстоятельств, имеющих отношение к совершенному деянию и пра- вонарушителю. Важно учитывать, что главным и основным итогом указанной оценки должна быть надлежащая реализация принципов юридической ответ- ственности и достижение целей административного наказания.
Таким образом, совершение административного проступка не всегда вле- чет применение и реализацию административно-правовой санкции, но возмож- ность их применения является обязательным свойством.
Эффективность противодействия тому или иному правонарушению как негативному явлению, социальному или юридическому антиподу правомерного
поведения, возможно лишь в том случае, если известно, что оно представляет собой, т. е. определено его понятие.93
93 Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.- С.5;
В юридической литературе понятие административное правонарушение исследовалось многими авторами.94 Большинство авторов, исследующих поня- тие административного правонарушения в области налогов и сборов95, указы- вают на административное правонарушение в области налогов и сборов как на противоправное, виновное, действие (бездействие) физического или юридичес-кого лица, посягающее на общественные отношения в области налогов и сбо-ров, за которое Кодексом Российской Федерации об административных право-нарушенийустановленаадминистративнаяответственность.
Ю.А. Крохиной высказано мнение, что административным правонаруше- нием в области налогов и сборов является "...посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере виновное (умышленное или неосторо- жное) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом об админист- ративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлены меры административной ответственности».96
И.И. Кучеров указывает, что "нарушением законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налого- вым проступком).... следует признать посягающее на установленный поря- док налогообложения противоправное, виновное (умышленное или неосто- рожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предус- мотрена административная ответственность».97
Российское административно-деликтное законодательство, не формули- рует понятие «административное правонарушение в области налогов и сборов», раскрывающее его сущность и способствующее правильному пониманию юри- дической природы деяния,
характера, степени его общественной опасности
94 См. напр.: Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961; Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. - Воронеж, 1970 и др.;
95 Футо С.Р. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов. Дисс канд. юрид. наук. Омск, 2004. - С.46.; Коробова Т.Л. Правовое регулирова-
ние административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов. Дисс…… канд. юрид. наук, Саратов, 2006. - С.117. и др.
96 Налоговое право :учебник / Ю.А. Крохина. М.: Издательство Юрайт, 2011. - С.439.
97 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. Изд. 2-е. М.:ЦентрЮрИнформ, 2006.
- С. 266.
(вредности), а также политики государства в области противодействия указан- ным правонарушениям, поскольку использует понятие общего порядка – «ад- министративное правонарушение».
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена администра- тивная ответственность.
Понятие «административное правонарушение в области налогов и сбо- ров» целесообразно формулировать, на наш взгляд, на основе использования как понятия общего порядка «административное правонарушение», содержа- щего все обязательные, отличительные признаки правонарушения, и позволя- ющего сформировать структуру будущего понятия, так и ряда специфических особенностей, связанных со сферой регулируемых отношений в области нало- гов