ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 793
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
налогах и сборах определен и Высшим Арбитражным Судом РФ.114
В связи с вышеизложенным, административные правонарушения, свя- занные с контрольной деятельностью налоговых органов, можно классифици- ровать следующим образом:
114 См.: пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопро- сах, связанных с ведением в действие Кодекса Российской Федерации об административ- ных правонарушениях»// Вестник ВАС РФ.2003. №3.
твующими нормативно-правовыми актами. Указанные правонарушения сосре- доточены в иных главах КоАП РФ. К ним можно отнести, например, наруше- ния, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных рас- четов с населением; нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка про- изводства и оборота подакцизной продукции; а также некоторые другие соста- вы правонарушений.
Заметим, что объективной стороне каждого административного правона- рушения в области налогов и сборов, корреспондирует норма Налогового Ко- декса РФ, предусматривающая соответствующую обязанность, неисполнение
либо ненадлежащее исполнение которой влечет административную ответствен- ность.
Необходимо подчеркнуть, что сравнительный анализ норм НК РФ, преду- сматривающих обязанности налогоплательщиков, и норм КоАП РФ, устанавли- вающих ответственность за их неисполнение, свидетельствует о различиях и некоторой несогласованности в указанных нормах. Так, КоАП РФ (ст. 15.6) предусматривает ответственность за непредставление «документов (сведений), необходимых для осуществления налогового контроля», однако НК РФ (подп.6 п.1 ст.23) предусматривает обязанность представлять «документы, необходи- мые для исчисления и уплаты налогов». Также, ст. 15.11 КоАП РФ предусмат- ривает ответственность за «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», а подп.3 п.1 ст.23 НК РФ устанавливает обязанность «вести в установленном порядке учет своих дохо- дов, расходов и объектов налогообложения», и подп. 5 п.1 ст. 23 НК РФ устана- вливает обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском уче- те». Таким образом, отсутствие четкого понятийного аппарата и использование законодателем довольно расплывчатых формулировок одних и тех же понятий в разных правовых нормах, несомненно, влекут за собой ряд трудностей, свя- занных с применением данных норм на практике.
Тем не менее, неисполнение (ненадлежащее исполнение) каждой предус- мотренной законодательством о налогах и сборах обязанности образует объек- тивную сторону административных правонарушений в области налогов и сбо- ров, выражающихся в совершении указанных противоправных деяний, что и служит основанием для объединения указанных правонарушений в одну груп- пу.
С учетом изложенного, административные правонарушения в областиналогов и сборов, сосредоточенные в главе 15 КоАП РФ, можно условно разде- лить на следующие группы:
К данной группе следует
отнести 5 следующих составов:
К данной группе следует отнести 4 следующих состава:
Следует отметить, что аналогичные составы налоговых правонарушений объединены законодателем в главу 18 НК РФ «Виды нарушений банком обя- занностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответ- ственность за их совершение».
Полагаем, что не только теоретическое, но и практическое выделение ад- министративных правонарушений, совершаемых банками, в составе админи- стративных правонарушений в области налогов и сборов, на наш взгляд, явля- ется целесообразным, ввиду особого субъектного состава указанной группы, а
именно: должностных лиц банков, неисполняющих либо исполняющих ненад- лежащим образом обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Вышеизложенная классификация административных правонарушений в области налогов и сборов, по нашему мнению, наиболее полно учитывает спе- цифику общественных отношений, возникающих в области налогов и сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и охраняемых нормами административного права.
Правоприменительный аспект административной ответственности приоб- ретает особую значимость, поскольку, несмотря на немалый срок действия Ко- декса об административных правонарушениях Российской Федерации, круг
проблем, связанных с применением норм об ответственности за правонаруше- ния в области налогов и сборов достаточно широк. Специфика правоотноше- ний, складывающихся в налоговой сфере, обуславливает комплексный, межди- сциплинарный подход к их разрешению.
Не имея возможности рассмотреть все возникающие проблемные аспек- ты, связанные с применением указанных норм, мы убеждены, что особого вни- мания заслуживают вопросы соотношения норм, предусматривающих ответст- венность за административные правонарушения в области налогов и сборов и налоговые правонарушения, выявление пробелов и несовершенства действую- щих правовых норм и выработка правовых рекомендаций по их разрешению.
Данные проведенного нами опроса115 указывают, что к числу наиболее часто применяемых составов административных правонарушений в области на- логов и сборов следует отнести нарушение сроков представления налоговой де- кларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налого- вого контроля; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и пред- ставления бухгалтерской отчетности. часто
В этой связи в рамках настоящего исследования перед нами встает задача более подробно остановиться на исследовании трудностей, возникающих в хо- де привлечения к ответственности именно за данные составы правонарушений.
Главные усилия в этом направлении должны быть сосредоточены на исс-
В связи с вышеизложенным, административные правонарушения, свя- занные с контрольной деятельностью налоговых органов, можно классифици- ровать следующим образом:
-
административные правонарушения в области налогов и сборов, т.е. правонарушения, имеющие в качестве объекта общественные отношения, регу- лируемые законодательством о налогах и сборах, осуществление налогового контроля над которыми является обязанностью налоговых органов, возложен- ной на них законодательством о налогах и сборах. Указанные правонарушения сосредоточены в главе 15 КоАП РФ. -
административные правонарушения, связанные с осуществлением на- логовыми органами иных видов государственного контроля, за исключением налогового, т.е. правонарушения, имеющие в качестве объекта общественные отношения, регулируемые иными нормативно-правовыми актами, за исключе- нием законодательства о налогах и сборах, осуществление контроля над кото- рыми является обязанностью налоговых органов, возложенной на них соответс-
114 См.: пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопро- сах, связанных с ведением в действие Кодекса Российской Федерации об административ- ных правонарушениях»// Вестник ВАС РФ.2003. №3.
твующими нормативно-правовыми актами. Указанные правонарушения сосре- доточены в иных главах КоАП РФ. К ним можно отнести, например, наруше- ния, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных рас- четов с населением; нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка про- изводства и оборота подакцизной продукции; а также некоторые другие соста- вы правонарушений.
Заметим, что объективной стороне каждого административного правона- рушения в области налогов и сборов, корреспондирует норма Налогового Ко- декса РФ, предусматривающая соответствующую обязанность, неисполнение
либо ненадлежащее исполнение которой влечет административную ответствен- ность.
Необходимо подчеркнуть, что сравнительный анализ норм НК РФ, преду- сматривающих обязанности налогоплательщиков, и норм КоАП РФ, устанавли- вающих ответственность за их неисполнение, свидетельствует о различиях и некоторой несогласованности в указанных нормах. Так, КоАП РФ (ст. 15.6) предусматривает ответственность за непредставление «документов (сведений), необходимых для осуществления налогового контроля», однако НК РФ (подп.6 п.1 ст.23) предусматривает обязанность представлять «документы, необходи- мые для исчисления и уплаты налогов». Также, ст. 15.11 КоАП РФ предусмат- ривает ответственность за «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», а подп.3 п.1 ст.23 НК РФ устанавливает обязанность «вести в установленном порядке учет своих дохо- дов, расходов и объектов налогообложения», и подп. 5 п.1 ст. 23 НК РФ устана- вливает обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском уче- те». Таким образом, отсутствие четкого понятийного аппарата и использование законодателем довольно расплывчатых формулировок одних и тех же понятий в разных правовых нормах, несомненно, влекут за собой ряд трудностей, свя- занных с применением данных норм на практике.
Тем не менее, неисполнение (ненадлежащее исполнение) каждой предус- мотренной законодательством о налогах и сборах обязанности образует объек- тивную сторону административных правонарушений в области налогов и сбо- ров, выражающихся в совершении указанных противоправных деяний, что и служит основанием для объединения указанных правонарушений в одну груп- пу.
С учетом изложенного, административные правонарушения в областиналогов и сборов, сосредоточенные в главе 15 КоАП РФ, можно условно разде- лить на следующие группы:
-
административные правонарушения, заключающиеся в неисполненииобязанностей,предусмотренныхзаконодательствомоналогахи сборах.
К данной группе следует
отнести 5 следующих составов:
-
«Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» (ст. 15.3 КоАП РФ); -
«Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации» (ст. 15.4 КоАП РФ); -
«Нарушение сроков представления налоговой декларации» (ст. 15.5 КоАП РФ); -
«Непредставление сведений, необходимых для осуществления налого- вого контроля» (ст. 15.6 КоАП РФ); -
«Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и бухгалтер- ской отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ).
-
административные правонарушения, заключающиеся в неисполнениибанками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сбо-рах.
К данной группе следует отнести 4 следующих состава:
-
«Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации» (ст. 15.4 КоАП РФ); -
«Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику» (ст. 15.7 КоАП РФ); -
«Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)» (ст. 15.8 КоАП РФ); -
«Неисполнение банком решения о приостановлении операций по сче- там налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента» (ст. 15.9 КоАП РФ).
Следует отметить, что аналогичные составы налоговых правонарушений объединены законодателем в главу 18 НК РФ «Виды нарушений банком обя- занностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответ- ственность за их совершение».
Полагаем, что не только теоретическое, но и практическое выделение ад- министративных правонарушений, совершаемых банками, в составе админи- стративных правонарушений в области налогов и сборов, на наш взгляд, явля- ется целесообразным, ввиду особого субъектного состава указанной группы, а
именно: должностных лиц банков, неисполняющих либо исполняющих ненад- лежащим образом обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Вышеизложенная классификация административных правонарушений в области налогов и сборов, по нашему мнению, наиболее полно учитывает спе- цифику общественных отношений, возникающих в области налогов и сборов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и охраняемых нормами административного права.
§ 2. Особенности соотношения норм об ответственности за администрати- вные правонарушения в области налогов и сборов и налоговые правона- рушения
Правоприменительный аспект административной ответственности приоб- ретает особую значимость, поскольку, несмотря на немалый срок действия Ко- декса об административных правонарушениях Российской Федерации, круг
проблем, связанных с применением норм об ответственности за правонаруше- ния в области налогов и сборов достаточно широк. Специфика правоотноше- ний, складывающихся в налоговой сфере, обуславливает комплексный, межди- сциплинарный подход к их разрешению.
Не имея возможности рассмотреть все возникающие проблемные аспек- ты, связанные с применением указанных норм, мы убеждены, что особого вни- мания заслуживают вопросы соотношения норм, предусматривающих ответст- венность за административные правонарушения в области налогов и сборов и налоговые правонарушения, выявление пробелов и несовершенства действую- щих правовых норм и выработка правовых рекомендаций по их разрешению.
Данные проведенного нами опроса115 указывают, что к числу наиболее часто применяемых составов административных правонарушений в области на- логов и сборов следует отнести нарушение сроков представления налоговой де- кларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налого- вого контроля; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и пред- ставления бухгалтерской отчетности. часто
В этой связи в рамках настоящего исследования перед нами встает задача более подробно остановиться на исследовании трудностей, возникающих в хо- де привлечения к ответственности именно за данные составы правонарушений.
Главные усилия в этом направлении должны быть сосредоточены на исс-