ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 795
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новленном законом порядке, и определить размер штрафа с учетом неуплачен- ной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации.
Представление налоговой декларации является главным фактором, обу- славливающим начало проведения камеральной налоговой проверки. Послед- няя проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ), результаты которой обеспечивают фикса- цию выявленного нарушения законодательства о налогах и сборах. Проведение камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налогово- му органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признано основанным на действующем законодательстве, поскольку в по- добных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.121
Наряду с упомянутыми нормами НК РФ, положения иных нормативно- правовых актов содержат нормы, указывающие на необходимость фактическо- го исполнения обязанности в виде представления налоговой декларации в нало- говый орган. К примеру, ст. 132 ГПК РФ; ст. ст.126; п.2 ст. 214 АПК РФ уста- новлено, что к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Ввиду чего, требование налогового органа о взыскании сумм штрафных санкций в судеб- ном порядке должно быть подкреплено соответствующими доказательствами, подтверждающими нарушение срока представления декларации.
121 См.: Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 20 июля 2009 г. по делу N А21-9761/2008 // СПС «Консультант Плюс».
Необходимость фактического представления налоговой декларации в нало-
говый орган подтверждается и судебной практикой. Суды отмечают, что
«нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления деклараций выявляется в момент их представления в налоговый орган».122
Более обоснованной, на наш взгляд, представляется формулировка диспо- зиции, содержащейся в ст.15.5. КоАП РФ, предусматривающей ответственность именно за «нарушение» установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации.
Необходимость приведения диспозиций указанных статей в соответствие друг с другом очевидна, ввиду чего особо важным представляется отразить, что ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций подлежит применению именно при фактическом представлении налоговых де- клараций в налоговый орган.
В этой связи, ст. 119 НК РФ представляется необходимым изложить в сле- дующей редакции:
«Статья119.Нарушениесроковпредставленияналоговойдекларации.
Нарушение налогоплательщиком установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый ор- ган по месту учета, ..»
Следует отметить, что ответственность за нарушение сроков представле- ния налоговых деклараций, предусмотренная ст. 15.5 КоАП РФ, подлежит при- менению именно при фактическом представлении налоговой декларации в налоговый орган с нарушением срока.
Тогда как бездействие в виде непредставления налоговой декларации, т.е. когда декларация фактически не представлена в налоговый орган вообще, не охватывается составом ст. 15.5. КоАП РФ, в связи с чем, наряду с ответствен- ностью за нарушение сроков представления деклараций, представляется необ-
122 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 мая 2007 года по делу N Ф03-А04/07-
2/1317// СПС «Консультант Плюс».
ходимым, также предусмотреть административную и налоговую ответствен- ность за непредставление налоговой декларации.
Представление о соотношении диспозиций норм, предусматривающих ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществле- ния налогового контроля, дает табл. 2:
Таблица 2
Заметим, что административная ответственность (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ) предусмотрена за непредставление (отказ от представления) документов (све- дений), необходимых для осуществления налогового контроля, оформленных в установленном порядке, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако прямого указания на то, каким законодательством предусмот- рена обязанность предоставления указанных документов (сведений), в диспо- зиции указанной нормы КоАП РФ не содержится.
В свою очередь, норма, предусматривающая налоговую ответственность за совершение указанного правонарушения (п. 1 ст. 126 НК РФ) содержит ука- зание, что документы (сведения) должны быть предусмотрены Налоговым Ко- дексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Однако в ней отсутствует указание на то, каким законодательством установлен срок для представления документов; о том, что документы являются необходимыми для осуществления налогового контроля, за исключением указания на данный факт
в самом названии статьи, а также на порядок, в соответствии с которым долж- ны быть оформлены документы и (или) сведения.
Представляется, что основные трудности в применении указанных соста- вов правонарушений возникают в связи с тем, что Налоговый Кодекс РФ не со- держит определения таких понятий как: «документ, необходимый для осу- ществления налогового контроля» или «сведения, необходимые для осуществ- ления налогового контроля».
В статьях НК РФ используются различные формулировки данных поня- тий, в том числе: «документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов» (подп.6 п.1 ст.23 НК РФ); «документы, необходимые для осуществления кон- троля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов» (подп,4 п.3 ст.24 НК РФ); "необходимые для проверки документы" (п.1 ст.93 НК РФ); «документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)» (п.1 ст.93.1 НК РФ); «информация относительно конкретной сделки» (п.2 ст. 93.1 НК РФ) и др.
По мнению ряда авторов123, данные обстоятельства указывают на то, что перечень документов, которые могут быть затребованы налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, является открытым. Налоговому ор- гану достаточно лишь сослаться на то, что те или иные документы необходимы ему для подтверждения правильности исчисления и уплаты налога (сбора), и у налогоплательщика (плательщика сбора) возникнет обязанность представить указанные документы.
В этой связи требует анализа вопрос - что является основанием для при- влечения к административной ответственности в указанном случае: непред- ставление любого документа, необходимого для осуществления налогового контроля; непредставление документов, необходимых для осуществления нало- гового контроля, предусмотренных законодательством о налогах и сбора либо
123 См.: Налоговое право России в вопросах и ответах. Учебное пособие/ Под общ. ред. А.А. Ялбуганова. Юстицинформ, 2007. - С.121; Постатейный комментарий к Кодексу РФ об ад- министративных правонарушениях/ Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. «Гросме- диа», «РОСБУХ», 2008. С. 204.
непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе по требованию налогового органа о представлении документов.
Пунктом 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связан- ных с взысканием единого социального налога" разъяснено, что ответствен- ность, установленная статьей 126 НК РФ, применяется лишь за непредставле-
Представление налоговой декларации является главным фактором, обу- славливающим начало проведения камеральной налоговой проверки. Послед- няя проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ), результаты которой обеспечивают фикса- цию выявленного нарушения законодательства о налогах и сборах. Проведение камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налогово- му органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признано основанным на действующем законодательстве, поскольку в по- добных случаях налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.121
Наряду с упомянутыми нормами НК РФ, положения иных нормативно- правовых актов содержат нормы, указывающие на необходимость фактическо- го исполнения обязанности в виде представления налоговой декларации в нало- говый орган. К примеру, ст. 132 ГПК РФ; ст. ст.126; п.2 ст. 214 АПК РФ уста- новлено, что к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Ввиду чего, требование налогового органа о взыскании сумм штрафных санкций в судеб- ном порядке должно быть подкреплено соответствующими доказательствами, подтверждающими нарушение срока представления декларации.
121 См.: Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 20 июля 2009 г. по делу N А21-9761/2008 // СПС «Консультант Плюс».
Необходимость фактического представления налоговой декларации в нало-
говый орган подтверждается и судебной практикой. Суды отмечают, что
«нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления деклараций выявляется в момент их представления в налоговый орган».122
Более обоснованной, на наш взгляд, представляется формулировка диспо- зиции, содержащейся в ст.15.5. КоАП РФ, предусматривающей ответственность именно за «нарушение» установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации.
Необходимость приведения диспозиций указанных статей в соответствие друг с другом очевидна, ввиду чего особо важным представляется отразить, что ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций подлежит применению именно при фактическом представлении налоговых де- клараций в налоговый орган.
В этой связи, ст. 119 НК РФ представляется необходимым изложить в сле- дующей редакции:
«Статья119.Нарушениесроковпредставленияналоговойдекларации.
Нарушение налогоплательщиком установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый ор- ган по месту учета, ..»
Следует отметить, что ответственность за нарушение сроков представле- ния налоговых деклараций, предусмотренная ст. 15.5 КоАП РФ, подлежит при- менению именно при фактическом представлении налоговой декларации в налоговый орган с нарушением срока.
Тогда как бездействие в виде непредставления налоговой декларации, т.е. когда декларация фактически не представлена в налоговый орган вообще, не охватывается составом ст. 15.5. КоАП РФ, в связи с чем, наряду с ответствен- ностью за нарушение сроков представления деклараций, представляется необ-
122 Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 мая 2007 года по делу N Ф03-А04/07-
2/1317// СПС «Консультант Плюс».
ходимым, также предусмотреть административную и налоговую ответствен- ность за непредставление налоговой декларации.
Представление о соотношении диспозиций норм, предусматривающих ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществле- ния налогового контроля, дает табл. 2:
Таблица 2
Диспозиция ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Не- представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» | Диспозиция п. 1 ст. 126 НК РФ «Не- представление налоговому органу све- дений, необходимых для осуществле- ния налогового контроля» |
Непредставление в установленный законода- тельством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, тамо- женные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в уста- новленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в ис- каженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, | Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведе- ний, предусмотренных настоящим Ко- дексом и иными актами законодатель- ства о налогах и сборах, |
Заметим, что административная ответственность (ч.1 ст.15.6 КоАП РФ) предусмотрена за непредставление (отказ от представления) документов (све- дений), необходимых для осуществления налогового контроля, оформленных в установленном порядке, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако прямого указания на то, каким законодательством предусмот- рена обязанность предоставления указанных документов (сведений), в диспо- зиции указанной нормы КоАП РФ не содержится.
В свою очередь, норма, предусматривающая налоговую ответственность за совершение указанного правонарушения (п. 1 ст. 126 НК РФ) содержит ука- зание, что документы (сведения) должны быть предусмотрены Налоговым Ко- дексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Однако в ней отсутствует указание на то, каким законодательством установлен срок для представления документов; о том, что документы являются необходимыми для осуществления налогового контроля, за исключением указания на данный факт
в самом названии статьи, а также на порядок, в соответствии с которым долж- ны быть оформлены документы и (или) сведения.
Представляется, что основные трудности в применении указанных соста- вов правонарушений возникают в связи с тем, что Налоговый Кодекс РФ не со- держит определения таких понятий как: «документ, необходимый для осу- ществления налогового контроля» или «сведения, необходимые для осуществ- ления налогового контроля».
В статьях НК РФ используются различные формулировки данных поня- тий, в том числе: «документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов» (подп.6 п.1 ст.23 НК РФ); «документы, необходимые для осуществления кон- троля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов» (подп,4 п.3 ст.24 НК РФ); "необходимые для проверки документы" (п.1 ст.93 НК РФ); «документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)» (п.1 ст.93.1 НК РФ); «информация относительно конкретной сделки» (п.2 ст. 93.1 НК РФ) и др.
По мнению ряда авторов123, данные обстоятельства указывают на то, что перечень документов, которые могут быть затребованы налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, является открытым. Налоговому ор- гану достаточно лишь сослаться на то, что те или иные документы необходимы ему для подтверждения правильности исчисления и уплаты налога (сбора), и у налогоплательщика (плательщика сбора) возникнет обязанность представить указанные документы.
В этой связи требует анализа вопрос - что является основанием для при- влечения к административной ответственности в указанном случае: непред- ставление любого документа, необходимого для осуществления налогового контроля; непредставление документов, необходимых для осуществления нало- гового контроля, предусмотренных законодательством о налогах и сбора либо
123 См.: Налоговое право России в вопросах и ответах. Учебное пособие/ Под общ. ред. А.А. Ялбуганова. Юстицинформ, 2007. - С.121; Постатейный комментарий к Кодексу РФ об ад- министративных правонарушениях/ Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. «Гросме- диа», «РОСБУХ», 2008. С. 204.
непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе по требованию налогового органа о представлении документов.
Пунктом 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связан- ных с взысканием единого социального налога" разъяснено, что ответствен- ность, установленная статьей 126 НК РФ, применяется лишь за непредставле-