Файл: Прибыль и рентабельность как важнейшие показатели коммерческой деятельности торгового предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике. Ряд из этих терминов будут дополнительно рассмотрены в процессе изложения конкретных вопросов управления прибылью.
Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением издержек и т.п., а низкое ее качество — ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях. Понятие "качество прибыли" позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий[8].
Распределение и последующее использование прибыли базируются на следующих принципах:
1) прибыль, получаемая в процессе хозяйственной и финансовой деятельности фирмы, распределяется между государством и фирмой как хозяйствующим субъектом и является источником первоначального выполнения обязательств фирмы перед обществом;
2) прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, должна, прежде всего, обеспечивать ее дальнейшее развитие, т.е. направляться на накопление, и только в остальной ее части — на потребление;
3) прибыль должна обеспечивать стимулирование трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
4) распределение прибыли должно быть экономически обосновано, необходима оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли (с помощью коэффициента капитализации прибыли, коэффициента дивидендных выплат, коэффициента участия персонала в прибыли и других экономических показателей).
Часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, определяется законодательно, остальная распределяется по усмотрению предприятия. Но с помощью налоговой политики государство стимулирует отдельные социально значимые направления распределения прибыли (например, отчисления на благотворительность, природоохранные мероприятия и др).
В общем виде направления использования прибыли предприятия представлены следующими фондами: фондом накопления, фондом потребления и резервным фондом.
1.3 Методика анализа показателей прибыли и рентабельности для целей выявления резервов их роста
Показатели финансовых результатов по данным формы №2 бухгалтерской отчетности характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших результатов финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Для учредителей и акционеров анализ финансовых результатов важен с точки зрения возможностей увеличения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность определить, сможет ли предприятие вернуть кредит (заем) и уплатить проценты по нему.
Основными задачами анализа прибыли от реализации товаров являются[9]:
1. проведение расчетов по определению валовой прибыли, прибыли от реализации;
2. изучение факторов формирования валовой прибыли (убытка), прибыли от реализации; абсолютных изменений по сравнению с базовым периодом; выполнение плановых показателей прибыли;
3. обоснование и количественное определение факторов изменения валовой прибыли;
4. обоснование и количественное определение факторов изменения прибыли от реализации;
5. выявление и измерение резервов роста прибыли от реализации товаров.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочнения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Анализ прибыли от реализации товаров проводят в целом по торговому предприятию, а также по его подразделениям. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли от реализации товаров, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и мобилизуют резервы ее роста. Факторный анализ прибыли от реализации ведется с учетом ее формирования.
В процессе анализа производится изучение факторов, влияющих на формирование прибыли и рентабельности до налогообложения
Образующие факторы представляют собой детерминированную систему в виде алгебраической суммы нескольких факторов, воздействующих на формирование величины прибыли до налогообложения. Их анализ производят по предприятию в целом и по отдельным видам, сопоставляя фактические данные с базисными по сумме и удельному весу. Подобный анализ позволяет изучить структуру формирования прибыли до налогообложения, найти соотношение между прибылью, полученной в результате реализации товаров, и прочими видами деятельности.
С точки зрения влияния факторов на то или иное явление различают факторы первого, второго и т.д. порядка. Все они связаны между собой, однако это не исключает, а наоборот, предполагает необходимость их логического обособления в процессе анализа.
В детерминированном анализе для этого используются способы цепной подстановки, абсолютных разниц, пропорционального деления, относительных разниц, интегральный, логарифмирования, балансовый и др.
Наиболее универсальным из них является способ цепной подстановки;он используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется втом случае, если между изучаемыми явлениями существует функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость.
При использовании способа абсолютных разниц величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую; (плановую) величину факторов, которые в мультипликативных моделях находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных в модели слева от него[10].
Способ относительных разниц основан на использовании модели, но здесь учитываются относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах. Его удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого количества факторов.
Способ пропорционального деления вначале предусматривает определение методом цепной подстановки, насколько изменился результативный показатель за счет числителя и знаменателя, а затем расчет влияния факторов второго порядка способом пропорционального деления по алгоритмам факторной модели.
Интегральный метод позволяет получить более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению с предыдущими способами, где результаты расчетов зависят от последовательности замены факторов. Данный метод предусматривает применение готовых рабочих формул, в которые можно подставить необходимые числовые данные; рост результативного показателя, обусловленный взаимодействием факторов, присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними.
При способе логарифмирования результат расчета не зависит от расположения факторов в модели. В отличие от интегрального метода, где дополнительный прирост от взаимодействия факторов распределяется поровну между ними, при логарифмировании результат совместного действия факторов распределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя.
Балансовый метод применяется при наличии строго функциональной зависимости. С его помощью анализируются использование рабочего времени, производственной мощности, наличие и состав трудовых ресурсов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:
1. изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ);
2. анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики (вертикальный анализ);
3. изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
4. выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку;
5. анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;
6. оценку динамики показателей рентабельности и выявление факторов, воздействующих на уровень эффективности использования хозяйственных средств, и др.
Между тем все факторы, влияющие на величину прибыли, можно подразделить на внешние и внутренние.