Файл: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине Микроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) они имеются в меньшем объеме, чем необходимо для выпуска потребительских товаров;

г) с их помощью не может быть обеспечено полное удовлетворение всех потребностей общества.

5. К альтернативным издержкам обучения можно отнести:

а) расходы на покупку учебников;

б) заработную плату, которую мог получить студент, если бы работал на предприятии вместо учебы;

в) затраты на проезд к месту учебы;

г) все предыдущие ответы верны.
Задачи
1. Страна производит два вида продукции: пшеницу и металл. Для этого используются два вида ресурсов: 3900 ед. труда и 6000 ед. капитала. Производство 1 т пшеницы требует 10 ед. труда и 5 ед. капитала. Производство 1 т металла требует 4 ед. труда и 8 ед. капитала. Какое количество пшеницы и металла страна может произвести в этих условиях?
2. В условной экономической системе из полностью взаимозаменяемого ресурса производится два вида продукции: X и Y. Для производства единицы продукции X требуется 25 ед. ресурса, а для производства продукции Y – 50 ед. Определите альтернативные издержки единицы продукции X.
Тема 2. Основы теории спроса и предложения
Контрольные вопросы


  1. Какие основные экономические проблемы должно решить любое общество, и в чем они заключаются? Каковы особенности решения этих проблем в рыночной, командной и смешанной системе?

  2. В чем состоит принцип “невидимой руки”?

  3. Что определяет решение трех основных проблем в условиях действия рыночного механизма?

  4. Чем отличаются понятия “спрос” и “потребность”?

  5. Какую взаимосвязь отражает кривая (график) спроса? Что показывает закон спроса?

  6. Приведите основные неценовые факторы спроса и покажите их влияние на спрос.

  7. В чем состоит различие понятий “изменение объема (величины) спроса” и “изменение спроса”?

  8. Сформулируйте понятие предложения.

  9. Чем отличаются предложение и производство?

  10. Какую зависимость отражает кривая (график) предложения? Определите закон предложения.

  11. Охарактеризуйте влияние основных неценовых факторов на предложение.

  12. Чем отличаются понятия “изменение объема (величины) предложения ” и “изменение предложения ”?

  13. Как определяются равновесная цена и равновесное количество продукции на рынке?

  14. Какие факторы влияют на положение равновесия?

  15. Какие последствия может иметь установление фиксированной цены государством?



Тесты
Выберите правильный ответ.

1. Закон спроса означает, что:

а) при увеличении доходов покупатели приобретут больше товаров;

б) цены на заменяемые товары влияют на спрос на данный товар;

в) когда цена товара снижается, объем планируемых покупок увеличивается;

г) если спрос превысит предложение, то произойдет снижение цены.

2. Что может вызвать падение спроса на товар Х?

а) увеличение цен на товары-субституты (заменители) товара Х;

б) уменьшение доходов потребителей;

в) ожидание роста цен на товар Х;

г) снижение предложения товара Х.

3. Закон предложения проявляется в том, что при увеличении цены товара:

а) повышается его предложение;

б) уменьшается объем предложения;

в) снижается предложение;

г) возрастает объем предложения.

4. Изменение какого фактора не вызовет смещения графика предложения?

а) цены данного товара;

б) налога с продаж;

в) количества производителей;

г) цен на сырье.

5. Если спрос на данный товар снизится, а его предложение возрастет, то:

а) количество товара на рынке уменьшится;

б) количество товара увеличится;

в) цена на товар снизится;

г) его цена останется неизменной.
Задачи
1.В таблице представлены данные об объеме спроса и предложения на рынке данного товара при различных ценах.



Объем, ед.

Цена, руб.

5

10

15

20

25

30

35

Спрос

66

50

41

32

25

20

17

Предложение

10

28

41

50

58

63

67


Ответьте на следующие вопросы:

а) чему равна равновесная цена на рынке данного товара?

б) каково равновесное количество продукта на рынке?

в) что изменится на рынке, если цена установится на уровне 5 руб.?

г) какие изменения произойдут при цене 30 руб.?
2. Предположим, что спрос и предложение на рынке данного товара представлены уравнениями:



Qd = 50 - P;

Qs = P - 10,

где Qd - объем спроса, ед.;

Qs - объем предложения, ед.;

P - цена товара, руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем товара на рынке. Какая ситуация сложилась бы на рынке при цене ниже равновесной на 10 р.?
Тема 3. Эластичность спроса и предложения
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой ценовая эластичность спроса и как она определяется?

2. Каковы особенности эластичного, неэластичного и единичного эластичного спроса?

3. С какой целью используют формулу центральной (средней) точки?

4. Что представляет собой совершенно эластичный спрос? 5. Чем характеризуется совершенно неэластичный спрос?

5. Объясните зависимость между типом ценовой эластичности спроса и изменением валовой выручки.

6. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

7. Что показывает эластичность спроса по доходу? Как определяется перекрестная эластичность спроса от цен?

8. Что представляет собой ценовая эластичность предложения и как она определяется?

9. Охарактеризуйте типы ценовой эластичности предложения.

10. Приведите формулу центральной (средней) точки, используемую для определения эластичности предложения.

11. Какое влияние на ценовую эластичность предложения оказывает фактор времени?

12. Чем отличаются три типа рыночных периодов?

13. Как устанавливается мгновенное равновесие? Охарактеризуйте краткосрочное равновесие.

14. Каковы особенности длительного равновесия?

15. Что представляет собой “нормальная цена”?
Тесты
Выберите правильный ответ.

1. Если увеличение цены товара на 1% приводит к снижению объема спроса на него на 3%, то спрос является:

а) эластичным;

б) неэластичным;

в) единичным эластичным;

г) совершенно эластичным.

2. Если при снижении цены товара валовая выручка увеличилась, то коэффициент ценовой эластичности спроса:

а) равен 0;

б) меньше 1;

в) равен 1;

г) больше 1.

3. Какое утверждение характеризует неэластичный спрос?

а) данный товар является предметом первой необходимости;

б) у товара много заменителей в потреблении;

в) расходы на покупку данного товара составляют значительную долю в семейном бюджете большинства покупателей;

г) все предыдущие ответы верны.

4. Если уменьшение цены товара на 5% приводит к снижению объема его предложения на 8%, то предложение является:


а) эластичным;

б) неэластичным;

в) единичным эластичным;

г) совершенно эластичным.

5. При каком типе равновесия ниже равновесная рыночная цена?

а) при мгновенном;

б) при краткосрочном;

в) при длительном;

г) в зависимости от степени изменения рыночного спроса.
Задачи
1.По данным таблицы определите коэффициент эластичности спроса по доходу и вид товара (предмет первой необходимости, предмет роскоши, низкокачественный товар) при условии, что цены в течение двух лет не изменялись. Заполните таблицу.


Приобретаемые товары

Расходы на покупку, тыс. руб.

Коэффициент эластичности спроса по доходу

Вид товара

1-й год

2-й год

Товар А

3

3,5







Товар В

4

7







Товар С

2

1,5







Итого

9

12








2. Используя данные таблицы, определите коэффициент и тип ценовой эластичности предложения на всех участках графика спроса. Вычислите валовую выручку (валовой доход) при всех комбинациях, представленных в таблице, и установите зависимость между типом ценовой эластичности спроса и изменением валовой выручки. Определите точку единичной эластичности.

Данные для построения графика спроса на пшеницу


Номер положения


Цена за 1т, руб. (Р)

Объем спроса в месяц, млн т (Qd)

1

1050

2,0

2

900

2,4

3

750

2,8

4

600

3,3

5

450

4,0

6

300

4,8

7

150

5,8




Тема 4. Теория потребительского выбора
Контрольные вопросы


  1. Что является основой стоимости товара с точки зрения классической школы? Чем определяется цена товара с позиции теории предельной полезности?

  2. От чего зависит рыночная цена, по мнению представителей неоклассической школы?

  3. Каковы главные принципы маржинализма?

  4. Что такое полезность товара? Что представляет собой общая полезность и как она изменяется по мере потребления дополнительных порций данного товара?

  5. Как определяется предельная полезность? Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.

  6. В чем проявляется взаимосвязь между законами убывающей предельной полезности и снижающегося спроса?

  7. Назовите факторы, определяющие рациональный потребительский выбор.

  8. Что представляет собой условие потребительского равновесия?

  9. В чем проявляется эффект замещения (замены)?

  10. Что представляет собой эффект дохода? От чего зависит степень влияния эффекта дохода на спрос?

  11. Объясните зависимость влияния эффекта замещения на спрос от предпочтений потребителя и от особенностей товара.

  12. Что представляет собой кривая безразличия? Объясните закон замещения (замены). Что называется картой безразличия?

  13. Приведите уравнение бюджетной линии. Как определяется коэффициент трансформации?

  14. Каким образом графически определяется оптимальный потребительский выбор? При каком соотношении предельной нормы замещения и коэффициента трансформации потребитель находится в положении равновесия?

  15. Что представляет собой кривая “цена-потребление”? Что показывает кривая “доход-потребление”?


Тесты
Выберите правильный ответ.

1. Какая последовательность значений общей полезности при увеличении потребления единиц данной продукции отражает закон убывающей предельной полезности?

а) 10, 9, 7, 4;

б) 10, 7, 5, 4;

в) 10, 16, 19, 21;

г) 10, 12, 14, 16.

2. В соответствии с теорией потребительского выбора покупатель получит наибольшее удовлетворение от потребления двух товаров в том случае, если:

а) общая полезность всех единиц первого товара равна общей полезности всех единиц второго товара;

б) предельная полезность первого товара равна предельной полезности второго товара;

в) отношение общей полезности первого товара к его цене равно отношению общей полезности второго товара к его цене;