Файл: Контрольная работа по дисциплине Организация социальной работы в рф для специальности 39. 02. 01 Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа по дисциплине: Организация социальной работы в РФ
Для специальности: 39.02.01 Социальная работа
Основные понятия
Модель, диагностический подход, социальный диагноз, психосоциальные методы, психолого-ориентированные теории.
Первоначальный этап становления теории социальной работы берет свое начало в конце XIX - начале XX в. и связан с разработкой этико-терапевтической модели. Она опиралась на изучение разнообразных форм благотворительности. Книга американской исследовательницы М.Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» стала первым научным трактатом по социальной работе. В ней предпринята попытка анализа особенностей взаимодействия социального работника и клиента. В другой книге - «Социальные диагнозы» М. Ричмонд подробно описала методы работы с клиентами: социальную диагностику, методы вмешательства в проблемную ситуацию, социальную терапию. По ее мнению, технология социальной работы должна включать следующие этапы:
-
получение информации о проблеме клиента; -
постановку диагноза (исследование социального отклонения); -
прогнозирование как анализ перспектив улучшения; -
осуществление терапии или лечения (оказание помощи клиенту).
Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения. Диагноз должен был носить научно обоснованный характер. Цель деятельности социальных работников заключалась в высвобождении ресурсов человека и гармонизации его отношений с социальным окружением. Социальная помощь организовывалась как косвенным «недирективным» методом (воздействие на среду), так и непосредственным «директивным» методом (прямое воздействие на клиента). Директивный метод ориентировал на вовлечение клиента в выработку и принятие решения, например, при помощи советов, обсуждении, уговоров. Центральным лицом оказания помощи выступал социальный работник. Поэтому данный теоретический подход к социальной работе стал называться «работа с клиентом» или «работа со случаем».
В своем труде «Научная школа социальной работы» М. Ричмонд предложила обширный набор схем оценки качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Просветительская деятельность М. Ричмонд заложила основы теоретического подхода, который вошел в историю под названием
«диагностическая школа» или «диагностический подход» в социальной работе.
Важную роль в формировании диагностической школы социальной работы сыграли идеи психоанализа 3. Фрейда. По мнению Фрейда и его последователей, «не человек является проблемой, а у него есть проблемы». Основная задача психоанализа — это направленность на выявление структурных бессознательных элементов психики и прояснение истинных мотивов поведения личности. Особенное внимание уделялось анализу отношений человека со значимыми близкими, начиная с раннего детства. Целями социальной работы становились гармоничное развитие личности, установление добрых отношений со своим социальным окружением. Отклонения в поведении клиента связывались с неадекватной интерпретацией чувств, потребностей, побуждений.
Для эффективной социальной деятельности специалисту-консультанту требовались тонкая наблюдательность, невмешательство, проницательность, эмоциональная стабильность, способность к адекватному объяснению (интерпретации) поведения клиента. Его практическими задачами были «снятие болезненных симптомов» и достижение сбалансированного развития личности клиента.
Данное направление вошло в историю социальной работы как психодинамическая модель (3. Фрейд, Э.Берн и др.), в которой были обоснованы принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования терапевтических технологий помощи.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в «функциональной школе социальной работы». Идеологами данного направления выступали О.Ранк и Таффт. Основное внимание здесь уделяется результату взаимодействия социального работника и клиента, а не постановке диагноза. Задача социальной работы заключалась в том, чтобы помощь была признана и осознана клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливались особые взаимоотношения: они становились партнерами и несли равную ответственность за изменение ситуации. Функциональная школа социальной работы стала основой для деятельности различных агентств и служб, которые предоставляли клиентам необходимые дополнительные ресурсы для их личностного и социального развития.
В 20-30-е гг. XX в. начался новый этап теоретического осмысления социальной работы, который был «клиентоцентрированным» и получил название
психосоциального подхода. Его особенностью стало включение в структуру практической работы психосоциальных методов. Помощь клиентам оказывалась на основе учета особенностей личности клиента и его социального окружения. Основная задача состояла в поддержании равновесия между внутренней психической деятельностью человека и отношениями с окружающими, влияющими на его жизнедеятельность. Поскольку люди принадлежат к различным социальным группам, то и их качество жизни различно. Социальному работнику важно выявить влияние всех факторов и постараться компенсировать недостатки в развитии личности, обусловленные принадлежностью к той или иной среде.
В результате в практику были включены новые принципы, ориентирующие социального работника на понимание того, что:
-
каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию под воздействием как внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности; -
отношения клиента с социальным работником непостоянны и в процессе работы могут изменяться; -
отношения клиента с его социальным окружением также непостоянны и могут быть подвержены изменениям; -
оказываемая помощь должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность, специфику отношений с другими людьми; -
в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.
Наиболее полно психосоциальное направление отражено в работах Холлис и Вудс.
В настоящее время психосоциальный подход находит все более широкое применение в различных сферах социальной работы: охрана детства, помощь семье, работа с пожилыми и инвалидами, работа с этническими меньшинствами, в различных областях здравоохранения.
Распространение бихевиоризма привело к появлению бихевиористского, или поведенческого, подхода в психосоциальной практике. Данная теория основывается на идеях зависимости поведения человека от воздействий окружающей среды Дж. Уотсона, Б. Скиннера, Э. Л. Торндайка и др. Достаточно правильно выстроить систему социальных стимулов и подкреплений, задать «правильные» образцы для подражания, чтобы устранить нежелательные формы поведения у клиентов. Целью социальной работы становится усиление желаемого поведения путем использования различных видов подкрепления и социального обучения, в основе которого лежит процесс подражания. Социальный работник может помочь клиенту решить его проблемы, представив ему образцы социально одобряемого поведения. В настоящее время бихевиористские методы используются в различных тренингах, в программах устранения причин насилия, в брачном консультировании, при решении проблем безработицы и сокращения правонарушений.
Бихевиоризм — направление западной психологии, предметом которого является поведение и закономерности его формирования.
Близкой к бихевиоризму считается когнитивная теория в социальной работе. Эта психологическая теория в социальной работе ориентирована на достижение клиентами правильного понимания ситуации. Мышление формирует поведение, поэтому, изменяя когнитивные (мыслительные) процессы, можно изменять дисфункциональные эмоциональные и поведенческие проявления личности (Бек, Элис, Глессер, Скотт). В рамках когнитивной теории успешно применяются такие методы практической работы с клиентами, как объяснение, убеждение, интерпретация и конфронтация.
Чаще всего когнитивный подход применяют при решении эмоциональных проблем, особенносвязанных с преодолением депрессии, тревожности, гнева. Особенно эффективен данный метод при работе в рамках супервизорства со специалистами, которые подверглись «профессиональной деформации».
Идеи когнитивной психологии нашли свое отражение в «задача-ориентированной» модели социальной работы. Она строится на признании врожденной склонности человека к рациональному мышлению. В ее рамках социальный работник выступает в роли учителя, побуждающего клиента к решению его жизненных проблем через осознание ошибок и разработку шагов к их исправлению. Данный метод был предложен в 1970 г. С. Рейдом и Р. Эпштейном и успешно апробирован в социальных агентствах Развитие гуманистических идей в психологии привело к возникновению гуманистической модели социальной работы (В. Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу и др.). В рамках модели социальный работник воспринимает клиента как человека, способного самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за свои действия и поступки. В своей работе социальный работник должен исходить из следующих гуманистических установок:
-
каждый клиент уникален и самоценен; -
каждый клиент наделен потенциалом для непрерывного развития; -
терапия должна быть ориентирована на личностный рост клиентов; -
методы воздействия носят недирективный характер.
Основная задача - в рамках данного подхода помочь клиенту научиться принимать себя таким, каким он есть в действительности. И это становится залогом позитивных изменений, так как происходит сокращение между «я» реальным и идеальным, воображаемым. Социальные работники «лечат словом», используя метод логотерапии, поэтому важная роль в гуманистической модели социальной работы отводится личности терапевта, ее коммуникативным способностям и техникам общения. Социальный работник должен помочь клиенту найти свой неповторимый жизненный стиль, позволяющий получать удовольствие от жизни.
С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу. Развитие идей гуманизма в современном обществе привело не только к признанию за каждым человеком права на жизнь в условиях не ниже установленного Прожиточного минимума, но и предоставлению каждому нуждающемуся минимальной социально-психологической помощи и поддержки, оказываемой на безвозмездных началах за счет средств общества и государства.
Психолого-ориентированное направление в социальной работе возникло как результат признания обществом права человека на получение не только материальной, но и психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.
После Второй мировой войны произошла коренная переориентация проблематики социальной работы. Она стала формироваться на базе долгосрочных программ по оказанию помощи различным группам нуждающихся: сиротам, беженцам, эмигрантам, инвалидам.
Получают развитие социально ориентированные модели социальной работы. В соответствии с новыми идеями решение проблем оказания помощи клиенту должно опираться на совершенствование деятельности, всевозможных окружающих человека социальных систем:
-
естественных (семья, друзья, коллеги по работе); -
формальных (различные общественные организации; -
социэтальных (различные государственные структуры - коммунальные, социальные службы, милиция и т.д.).
Задачи социальных работников заключаются в оптимизации функционирования различных типов систем через профессиональную работу в них и осуществление посреднической деятельности между клиентом и различными системами и, наконец, активизацию собственных потенциалов клиента как саморегулирующейся системы. Данный подход ориентирован на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы. В основе данного подхода идеи теории систем Л. фон Берталанфи.
Экологический подход в социальной работе анализирует «систему во взаимодействии», где под системой понимается сама личность и то окружение, в котором она живет. Социальный работник действует в пограничных зонах и является преимущественно посредником, задачей которого является воздействие как на личность, так и окружающую его среду. Экологический подход активно используется в работе с семьями, группами людей, имеющих одинаковые проблемы; в работе с общественностью на конкретной территории; в работе с органами власти на подчиненной им территории в направлении совершенствования социальной политики.