Файл: Контрольная работа по дисциплине Организация социальной работы в рф для специальности 39. 02. 01 Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главной целью социальной работы является усиление адаптив­ных способностей людей. Социальный работник в решении про­блем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.

В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:

  • экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001);

  • модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман, — «Модель жизненного цикла в практике со­циальной работы» (1996);

  • экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002).

В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся. Социально-педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности». Идеи ученого базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он ре­ализуется через систему определенных социальных институтов (се­мья, школа, СМИ), призванных корректировать формирование со­циальных качеств личности в соответствии с общественно значи­мыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной рабо­ты предполагает включение в нее, как минимум, двух типов соци­альных педагогов. Один из них призван решать задачи социализа­ции и ресоциализации на уровне личности, а другой - на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требо­ваний морали и ценностей общественного развития.


Таким образом, социально-педагогическая модель рассматрива­ет социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:

  • социальная работа в контексте культурно-исторического развития общества (макроуровень);

  • отдельные виды и направления социальной работы (мезо- уровень);

  • практика социальной работы с клиентами в ситуации по­вседневности (микроуровень).

На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.

На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, город­ских социальных служб, государственных и муниципальных уч­реждений и организаций, фондов и т.д.).

Рис. 1. Классификация теорий и моделей социальной работы
На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и под­держки нуждающимся.

В настоящее время большинство отечественных ученых вы­деляют следующие типы теорий и моделей социальной работы (см. рис. 1).

Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешаю­щих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по ана­логии с технической сферой социальную работу определяют, как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.

Список используемых источников:

  1. Гончарова А.Н., К вопросу о создании единой теории социальной ра­боты // Социальная теория. Социальная политика: сб. науч. ст. - Вып. 3 / отв. ред. Е. В.Жижко. - Красноярск, 2005.

  2. ПэйнМ., Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. — М., 2013.

  3. Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. — СПб., 2013.

  4. Рузанов В.И., Гончарова А.Н. Актуальные проблемы теории соци­альной работы: моногр. - Красноярск, 2005.

  5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. — М., 2014.

  6. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и мето­ды психосоциальной практики: учеб. пособие. — М., 2013.

  7. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. — М., 2013.



Вопросы и задания

  1. Дайте краткую характеристику различным теоретическим под­ходам социальной работы.

  2. В чем заключаются особенности психолого-ориентированных моделей социальной работы?

  3. Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.

Темы для докладов и рефератов

Теория социальной работы: единство или многообразие.

Теория социальной работы: современное состояние и пути разви­тия новой науки.

Зарубежные теории социальной работы.