Файл: Контрольная работа по дисциплине Организация социальной работы в рф для специальности 39. 02. 01 Социальная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной целью социальной работы является усиление адаптивных способностей людей. Социальный работник в решении проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.
В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:
-
экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001); -
модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман, — «Модель жизненного цикла в практике социальной работы» (1996); -
экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002).
В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся. Социально-педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности». Идеи ученого базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он реализуется через систему определенных социальных институтов (семья, школа, СМИ), призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, а другой - на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требований морали и ценностей общественного развития.
Таким образом, социально-педагогическая модель рассматривает социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:
-
социальная работа в контексте культурно-исторического развития общества (макроуровень); -
отдельные виды и направления социальной работы (мезо- уровень); -
практика социальной работы с клиентами в ситуации повседневности (микроуровень).
На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.
На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, городских социальных служб, государственных и муниципальных учреждений и организаций, фондов и т.д.).
Рис. 1. Классификация теорий и моделей социальной работы
На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и поддержки нуждающимся.
В настоящее время большинство отечественных ученых выделяют следующие типы теорий и моделей социальной работы (см. рис. 1).
Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по аналогии с технической сферой социальную работу определяют, как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.
Список используемых источников:
-
Гончарова А.Н., К вопросу о создании единой теории социальной работы // Социальная теория. Социальная политика: сб. науч. ст. - Вып. 3 / отв. ред. Е. В.Жижко. - Красноярск, 2005. -
ПэйнМ., Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. — М., 2013. -
Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. — СПб., 2013. -
Рузанов В.И., Гончарова А.Н. Актуальные проблемы теории социальной работы: моногр. - Красноярск, 2005. -
Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. — М., 2014. -
Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие. — М., 2013. -
Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. — М., 2013.
Вопросы и задания
-
Дайте краткую характеристику различным теоретическим подходам социальной работы. -
В чем заключаются особенности психолого-ориентированных моделей социальной работы? -
Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.
Темы для докладов и рефератов
Теория социальной работы: единство или многообразие.
Теория социальной работы: современное состояние и пути развития новой науки.
Зарубежные теории социальной работы.