Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 577

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


52 Характерные особенности института дисциплинарной ответственности. Отличия от иных видов юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность – это установленное законом применение мер дисциплинарных взысканий к работнику (служащему) за совершение дисциплинарного проступка, состоящему в трудовых (служебных) правоотношениях с предприятием, учреждением, организацией, государственным органом. Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности отличается от других видов юридической ответственности рядом характерных черт (особенностей).

Если основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то в основе административной ответственности лежит административное правонарушение (административный проступок). Основанием уголовной ответственности является преступление, существенно отличающееся степенью общественной опасности от других видов правонарушений, а материальной – дисциплинарный проступок, повлекший причинение материального ущерба.

Субъектами дисциплинарной, как и материальной, ответственности являются работники, состоящие в трудовых (служебных) правоотношениях и соответственно находящиеся в определенной (трудовой, служебной, организационной) зависимости от органов, наделенных правами наложения дисциплинарных взысканий. Уголовная ответственность распространяется на физические лица, административной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица, не находящиеся в какой–либо подчиненности, зависимости от госоргана, его должностного лица, применяющего меры административной ответственности. За дисциплинарные проступки предусмотрены меры дисциплинарного взыскания, за административные правонарушения – административные взыскания, за преступления – уголовные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

Дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности, в рамках трудовых (служебных) отношений органами (руководителями), наделенными дисциплинарной властью в отношении рабочих и служащих. Уголовные наказания налагаются только судом. Административные взыскания налагаются широким кругом полномочных государственных органов (должностных лиц) на не подчиненных им правонарушителей. Привлечение к материальной ответственности осуществляется в административном (по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника определенной суммы) или в судебном порядке.


Объектом дисциплинарного правонарушения является трудовая (служебная) дисциплина (внутренний трудовой распорядок конкретного предприятия, учреждения, государственного органа, организации). Урегулированная нормами административного права сфера реализации исполнительной власти, общий порядок государственного управления являются объектами административного правонарушения. Объектами преступных посягательств являются мир и безопасность человечества, человек, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, природная среда, общественные и государственные интересы, правопорядок и конституционный строй Республики Беларусь.

Если привлечение к уголовной ответственности влечет судимость, то привлечение к дисциплинарной ответственности может повлечь увольнение с работы (со службы). Наложение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры дисциплинарной ответственности применяются в соответствии с нормами трудового права, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с Уголовно–процессуальным кодексом Республики Беларусь. К административной ответственности привлекаются лица в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях. Порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю, регламентируется нормами Трудового кодекса или Гражданского и Гражданского процессуального кодексов.

Основной нормативно–правовой базой административной ответственности является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Уголовная ответственность устанавливается только законом (Уголовным кодексом). В отличие от этого дисциплинарная ответственность устанавливается законодательством о труде (Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами о дисциплине, положениями о прохождении службы); материальная ответственность – нормами законодательства о труде и гражданского законодательства

53 Общие правила назначения административных наказаний

  • Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.



2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.


3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

54 . Административно-правовое положение общественных объединений: понятие, характеристика.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: