Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 578
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией. Членами общественной организации в соответствии с законами об отдельных видах общественных объединений и уставом данной организации могут быть физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения (если иное не установлено Федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений).
Высший руководящий орган общественной организации — съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения признается съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение. Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Общественное учреждение — это общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями объединения.
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.
Данный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, за исключением случаев, установленных учредителями. В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблем направлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении этих проблем, и строит свою работу на основе самоуправления. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он в соответствии с его уставом приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица.
Политическое общественное объединение — это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий регулируется Федеральным законом «О политических партиях».
Общественные объединения независимо от организационно-правовой формы вправе создавать союзы и ассоциации общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых этими союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Общероссийским общественным объединением признается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы и представительства. Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения.
Деятельность регионального общественного объединения осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.
Местное общественное объединение работает в пределах территории органа местного самоуправления.
Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным общественным объединением, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение — организация, отделение или филиал и представительство.
Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.
Несмотря на отличия в административно-правовом положении различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие черты.
Это определяется тем, что все общественные объединения:
-
образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; -
не обладают государственно-властными полномочиями; -
не являются субъектами правотворчества; -
действуют от своего имени; -
не являются коммерческими организациями, т.е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.
55 Общая характеристика субъекта и субъективной стороны административного правонарушения
Субъект правонарушения – правонарушитель (дееспособный индивид или организация). Понятие субъекта административного проступка включает в себя совокупность признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением. Эти признаки делятся на общие и специальные.
Общие признаки обязательны для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административного проступка – способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины.
Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.
Хронической душевной болезнью признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.). Временным расстройством душевной деятельности является психическое заболевание, проходящее в виде приступов (острый алкогольный или интоксикозный психоз, так называемые реактивные состояния, патологический аффект и др.). Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятельности. Психопатия является примером в ряду
иных психических заболеваний.
Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состояния) на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими. Таким образом, для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия. Наличие душевного заболевания фатально не предопределяет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемости такого лица решается применительно к конкретному совершенному им деянию.
Специальные признакисубъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам административных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если их совершало должностное лицо, ответственное за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструктором предприятия не образует состава правонарушения.
Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие шестнадцати лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.
Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица (должностное лицо; лицо, ответственное за соблюдение определенных правил), либо семейное положение (родители), либо иные особенности правового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного проступка (военнообязанные, иностранные граждане, лица, состоящие под превентивным надзором, и др.).
Юридическое значение состава административного правонарушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и позволяет осуществить правовую оценку (квалификацию) содеянного.