Файл: 1. Административнопроцессуальное право понятие, предмет, метод, задачи. Административнопроцессуальное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 497

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно Закону Санкт-Петербурга «Об участии граждан в обеспе­чении правопорядка в Санкт-Петербурге» участие граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге может быть коллективным и индивиду­альным.

Индивидуальными формами участия граждан в обеспечении право­порядка являются:

1) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;

2) сотрудничество, осуществляемое безвозмездно на основе догово­ра, заключаемого между гражданином и органом внутренних дел в поряд­ке, устанавливаемом действующим законодательством.

Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка осу­ществляется путем создания общественных объединений, уставной целью которых является оказание содействия органам внутренних дел в решении возложенных на них задач в пределах, установленных действующим зако­нодательством. Общественные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях». В обеспечении правопорядка не могут участ­вовать политические общественные объединения.

В свою очередь, на основании принципов организации деятельности общественных объединений, последние можно разделить на две большие группы:

1) общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

2) общественные объединения, чья деятельность не имеет выражен­ной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.

При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам - как традиционному и, в свое вре­мя, наиболее распространенному виду общественных объединений право­охранительной направленности.

Народная дружина- это добровольное самоуправляемое некоммер­ческое общественное объединение, созданное на основе свободного воле­изъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обще­ственных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими норма­тивными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.


Народные дружины создаются по решению органов местного само­управления и действуют в соответствии с правовыми актами органов вла­сти субъектов Российской Федерации, а также положением о народной дружине. Как правило, эти положения утверждают органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, а общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

Народная дружина:

1)участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений;

2) проводит профилак­тическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) участвует в мероприятиях по обеспечению безопас­ности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

4) оказывает помощь пограничным войскам и охране государственной границы РФ;

5) участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водое­мах и в местах массового отдыха населения города;

6) оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрез­вычайных ситуаций техногенного и природного характера;

7) организует общественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса;

8) обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок;

9) обобщает и анализирует статистические данные и информа­цию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их па рассмотрение органов власти и управления.

Народные дружинники привлекаются к охране общественного по­рядка по следующим направлениям работы отдельных подразделений по­лиции:

совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы территори­альных ОВД на маршрутах патрулирования, приближенных к местам мас­сового скопления граждан;

- при дежурных частях территориальных ОВД (для обеспечения сви­детельской базы и выполнения оперативных поручений дежурного по ОВД);

- при проведении культурно-массовых, религиозных и спортивных городских, окружных, районных мероприятий;



совместно с участковыми уполномоченными полиции территори­альных ОВД (оказывают помощь участковым уполномоченным полиции в жилом секторе во время приема граждан, в проверке припаркованного бесхозного автотранспорта, при отработке закрепленного участка и по­квартирном обходе);

- совместно с сотрудниками подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (оказывают помощь сотруд­никам ПДН при поквартирном обходе подучетных неблагополучных се­мей, проводят профилактические беседы с «трудными» подростками в школах);

- при проведении специальных оперативно-профилактических ме­роприятий;

- совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД (несут дежурство на стационарных постах-пикетах, в экипажах ДПС, при осуществление пропускного режима и расстановки автотранспорта при проведении массовых и спортивных мероприятий).

Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятель­ность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транс­порте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т.д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и разли­чаются только за счет специфики направленности деятельности этих об­щественных объединений.

Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятни­ков и т.д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций ока­зывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.

К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности - общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Это могут быть, различ­ные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учрежде­ниях - родительские и т.д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаи­модействие перечисленных видов общественных объединений с право­охранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.


Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно клас­сифицировать по предложенной схеме. К ним относятся разного рода ко­миссии, которые нельзя назвать общественными объединениями, по­скольку их членами являются не только граждане, но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т.д. Имеются в виду административные, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних.

Кроме того, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности - объединения ка­зачества. Это не общественное, а социально-этническое объединение (об­разование), члены которого могут привлекаться к следующим видам пра­воохранительной деятельности:

- участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, но гражданской и территориальной обороне, в природоохранных меро­приятиях;

- участие в охране общественного порядка, обеспечении экологиче­ской и пожарной безопасности, охране Государственной границы Россий­ской Федерации, борьбе с терроризмом;

- иной деятельности на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами ис­полнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Казачьи наряды участвуют в охране фермерских хозяйств, предпри­ятий торговли, учебных заведений, организовано взаимодействие с при­родоохранной и экологической службой. Положительные результаты ра­боты казачества отмечены в Краснодарском, Ставропольском краях, Во­ронежской, Оренбургской, Пермской, Ростовский, Самарской, Саратов­ской, Свердловской областях.
29.Принципы и формы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с общественными формированиями.

Наиболее широкое применение в правоохранительной практике имеют следующие формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка:


  • 1. Обмен информацией о состоянии общественного порядка и общественной безопасности. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которой органы внутренних дел обеспечивают общественные формирования, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.

  • 2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, по предупреждению и пресечению правонарушений.

  • 3. Оказание органами внутренних дел содействия и поддержки общественным формированиям в выполнении возложенных на них задач в сфере правопорядка.

  • 4. Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учете их работы.

  • 5. Направление органами внутренних дел материалов о правонарушениях в общественные формирования для рассмотрения и принятия соответствующих мер общественного воздействия к правонарушителям.

  • 6. Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при рассмотрении дела о правонарушении общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к уголовной или административной ответственности.

  • 7. Сотрудничество граждан с органами внутренних дел в охране правопорядка на договорно-возмездной основе за счет средств органов внутренних дел. Принципы – документ.


30. Правовое положение внештатных сотрудников полиции и организация их работы.

Наиболее значима форма индивидуального участия граждан — институт внештатных сотрудников полиции. Эта форма широко используется как в службе подразделений полиции по охране общественного порядка, так и в службе криминальной полиции. Службе полиции общественной безопасности большую помощь оказывают внештатные: участковые инспектора, инспектора ГИБДД, инспектора подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и другие.