ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
Тема: "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"
Цель: закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в практической значимости законов наследственности.
Задачи:
образовательные: продолжить формирование знаний о 1, 2 и 3 законах Менделя.
развивающие: продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание.
Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков (творческая мастерская).
Методы:
словесные: рассказ, рассказ с элементами беседы;
практические: решение генетических задач;
наглядные: демонстрация портрета Г.Менделя, решения задач.
Методические приемы:
репродуктивные - самостоятельная работа по карточкам, у доски, тестирование, фронтальный и индивидуальный опрос;
исследовательские – решение задач для нахождения пути выхода из сложной ситуации;
творческие – самостоятельное создание проблемы и нахождения пути решения.
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: медицина, история, математика, космическая биология.
Развиваемые понятия: генетика, наследственность, моногибридное скрещивание, полное доминирование, неполное доминирование, ген, гаметы, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, аллель, анализирующее скрещивание, гибрид, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, материалы презентации к уроку “Решение генетических задач на законы Г.Менделя”, набор “Алгоритм решения прямых задач”, “Алгоритм решения обратных задач”.
Оборудование: инструктивные карточки к практической работе (на каждого учащегося), таблички с названием групп, ситуационные задачи, карточки-задания по вариантам для контроля усвоенного материала.
Список литературы.
-
А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, «Общая биология», 10 класс -
И.Ю. Павлов, Д.В. Москвичев, «Биология».
Ход работы
-
Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.
-
Ознакомление с темой и целями урока. -
Мотивация. -
Актуализация знаний:
-
фронтальный опрос – по генетической терминологии; -
устный опрос:
-
а) характеризовать 1-й закон Г.Менделя; -
б) характеризовать 2-й вопрос Г.Менделя; -
в) характеризовать 3-й закон Г.Менделя;
-
Задания для усвоения нового материала.
Решение генетических задач с помощью алгоритма. Практическая работа.
-
Алгоритм решения задач выводится на экран. Отметить, что пункты алгоритма с 6 по 9 используются только, если в условии задачи рассматривается потомство второго поколения. -
Вместе с учащимися решить задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание.
Задача 1. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения шестипалых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны.
Задача 2. У человека 2 группа крови доминирует над первой, а резус – положительный фактор – над резус – отрицательным. Женщина резус – отрицательная, гомозиготная по второй группе крови, вышла замуж за мужчину с резус – положительным фактором и первой группой крови.
Каков возможный генотип детей от этого брака?
-
Разделение учащихся на 3 группы:
-
медики – генетики; -
зоологи – генетики; -
селекционеры – генетики.
Перед группами ставятся проблемы и задачи. После решения поставленных задачей один представитель из группы докладывает об анализе полученных результатов и выводов.
Группа №1: медики – генетики.
Цель: определить, запасы донорской крови каких групп должны быть сделаны еще на Земле.
Ход работы: в космическую экспедицию отправляются три
супружеские пары:
-
Жена с 1 группой крови, а муж со второй (АА). -
Жена с 3 группой крови (ВВ), а муж с 1 группой. -
Жена с 1 группой крови, а муж с четвертой.
Во время путешествия у первой и второй пары планируется рождение по одному ребенку, а у третьей – двое.
Результаты опыта:
С первой группой крови - … человек.
Со второй группой крови - … человек.
С третьей группой крови - … человек.
С четвертой группой крови - … человек.
Вывод:
Группа №2: зоологи – генетики.
Цель: определить тип доминирования, какие генетические закономерности проявляются при гибридизации кроликов.
Ход работы: зоологам – генетикам необходимо поставить опыт по скрещиванию кроликов в условиях невесомости.
-
Черную крольчиху скрестили с белым кроликом. Все потомство оказалось черным. -
Черных кроликов скрестили и получили потомство: 75% - черные, 25% - белые.
Результаты опыта:
Доминантная окраска шерсти - …
-
Генотип кролика - … , генотип крольчихи - … , генотип крольчат … . -
Генотип кролика - … , генотип крольчихи - … , генотип крольчат … .
Вывод:
Группа №3: растениеводы – генетики.
Цель: определить тип доминирования, тип скрещивания.
Ход работы: растениеводам – генетикам необходимо вырастить экологически чистый овес (без использования фунгицидов), для украшения корабля – флоксы.
1. У овса иммунность – невосприимчивость к грибковому поражению головней, доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить иммунную гомозиготную форму овса с растением, пораженным головней. Каковы результаты поставленного опыта?
2. У флокса белая окраска венчика доминирует над розовой. Скрещено гетерозиготное растение с белой окраской венчика с растением, имеющим розовые цветки. Какие цветы зацветут в оранжерее космического корабля?
Результаты опыта:
1. Потомство будет…
2. В оранжерее космического корабля зацветут флоксы с _____________________________________ венчиками.
Вывод:
-
Задания для контроля усвоения нового материала.
Самостоятельное решение задач по карточкам.
-
Домашнее задание. § 40, 41, вопросы, решить задачу,* составить и решить задачи. -
Подведение итогов.
-
оценки за активную работу с комментариями преподавателя; -
отчет по результатам практической работы.
-
Рефлексия
Приложение
Терминология
-
Аллели или аллельные гены называют парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного признака (например, цвета волос, глаз, формы уха и т. д.). Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: A, a, B, b, C, c и т.д. -
Альтернативный признак – это гены, несущие противоположные качества одного признака. -
Генотип – совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей. -
Гетерозигота – это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), т.е. несущая альтернативные признаки. -
Гибридами называют организмы, полученные от скрещивания двух генотипически разных организмов. -
Гибридологический метод – это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков у потомства. -
Гомозигота – это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа). -
Гомологичные хромосомы – хромосомы,содержащие одинаковый набор генов, сходных по морфологическим признакам, конъюгирующие в профазе митоза. -
Доминантный признак (ген) – господствующий, преобладающий признак, проявляется всегда как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Доминантный признак обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д. -
Изменчивость – это способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под воздействием факторов среды. -
Кариотип – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида. -
Локус – гены располагаются в определённых участках хромосом. -
Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свою способность организма сохранять и передавать свою генетическую информацию, признаки и особенности развития потомству. -
Рецессивный признак (ген) – подавляемый признак, проявляющийся только в гомозиготном состоянии. В гетерозиготном состоянии рецессивный признак может полностью или частично подавляться доминантным. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, в, с и т.д. -
Решётка Пеннета – для удобства расчёта результатов скрещивания принято использовать схему, предложенную учёным Пеннетом. В ней по вертикали указываются гаметы женской особи, а по горизонтали – мужской. В местах пересечений записывают генотипы зигот, полученных в результате случайного оплодотворения. -
Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития организма. -
Чистая линия – это организмы, гомозиготные по одному или нескольким признакам, полученные от одной самоопыляемой или самооплодотворяемой особи и не дающих в потомстве проявления альтернативного признака.
Решение задач
Задача № 1.
У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска - над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные желтые плоды. В потомстве 25% растений дали круглые красные плоды, 25% - круглые желтые, 25% -грушевидные красные, 25% - грушевидные желтые. Каковы генотипы родителей и потомства?
Задача № 2.
У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска - над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные желтые плоды. В потомстве 50% растений дали круглые красные плоды, 50% - круглые желтые. Каковы генотипы родителей и потомства?
Тестовый опрос.
Тест 1. Сколько пар хромосом отвечает за наследование окраски семян (желтая, зеленая) и формы семян (гладкая, морщинистая) у гороха?
-
Одна пара. 3. Три пары. -
Две пары. 4. Четыре пары.
Тест 2. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян — ААвв. Сколько различных типов гамет будет образовываться у данного сорта?
-
Один сорт. 3. Три сорта. -
Два сорта. 4. Четыре сорта.
Тест 3. Генотип гороха с желтой окраской и гладкой формой семян АаВв. Сколько различных типов гамет будет образовываться у данной особи?
-
Один сорт. 3. Три сорта. -
Два сорта. 4. Четыре сорта.
Тест 4. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве?
-
Один фенотип. 3. Три фенотипа. -
Два фенотипа. 4. Четыре фенотипа.
Тест 5. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. Сколько различных генотипов ожидается в потомстве?
-
Шестнадцать разных генотипов. -
Двенадцать разных генотипов. -
Девять разных генотипов. -
Четыре генотипа.
**Тест 6. Желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки.
Какие генотипы могут быть у гороха с желтыми и гладкими семенами?
1.ААВВ. 3. ааВВ. 5. Аавв. 7. ААВв.
2. ААвв. 4. АаВВ. 6. АаВв. 8. ааВв.
Тест 7. Желтый цвет и гладкая форма горошин — доминантные признаки.
Какой генотип может быть у гороха с зелеными и морщинистыми семенами?