Файл: Ее нормативноправового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, по способу воздействия применение огнестрельного оружия как полномочие, закрепленное ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции», включает в себя производство выстрела из огнестрельного оружия. При реализации данного полномочия защита (пресечение) осуществляется в форме контрнападения в целях выведения самого нападающего (задерживаемого) из строя, то есть приведения его путем причинения огнестрельного ранения в беспомощное состояние для того, чтобы тем самым сделать физически невозможным дальнейшее продолжение им противоправных действий.

Выстрелы из огнестрельного оружия производятся также для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия, подачи сигнала тревоги или вызова помощи; а, следовательно, нейтрализация опасности, возникшей для охраняемых законом общественных отношений, предполагается без нанесения телесных повреждений человеку.

Все иные допускаемые законом манипуляции с огнестрельным оружием — обнажение, приведение в готовность для стрельбы, предупреждение о намерении произвести выстрел (словесное или путем демонстрации оружия, наведения огнестрельного оружия на нападающего, но без производства предупредительного выстрела), употребление огнестрельного оружия в качестве предмета для нанесения ударов — применением огнестрельного оружия по смыслу ст. 23 Закона РФ «О полиции» не являются.

28.Понятие и основания использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;


6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 347 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления,

совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

29.Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для выполнения основного предназначения по­лиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собст­венности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудни­ков полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» указано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, спе­циальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе под­разделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федераль­ными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы примене­ния полицией физической силы, специальных средств и огнестрель­ного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоя­тельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специаль­ных средств и огнестрельного оружия.

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников поли­ции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с при­менением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профес­сиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с при­менением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должно­сти. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, свя­занных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.


Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрель­ного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинар­ную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельно­го оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие ко­торых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

  • предупредить о намерении их применить. Закон прямо не гово­рит, какие действия сотрудников полиции являются предупре­дительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или по­вреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

  • предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специ­альных средств или огнестрельного оружия создает непосредст­венную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников поли­ции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;

  • применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;

  • оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств
    или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

  • в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотруд­ником полиции физической силы, специальных средств или ог­нестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредст­венному начальнику либо руководителю ближайшего территори­ального органа или подразделения полиции;

  • сохранить без изменения место совершения преступления, ад­министративного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ра­нение либо наступила его смерть.


Применение физической силы, специальных средств и огне­стрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

30.Ответственность сотрудников полиции за неправомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Решение о применении физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия сотрудник полиции принимает, как правило, само­стоятельно и поэтому полностью отвечает за последствия их применения.

Применение физи­ческой силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышени­ем полномочий влечет для сотрудника полиции ответственность, установ­ленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисципли­нарной, материальной, уголовной и гражданско-правовой.

Незаконное применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении служеб­ных обязанностей расценивается как превышение должностных полномо­чий только тогда, когда он не находился в состоянии необходимой оборо­ны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совер­шившего преступление.

Наряду с привлечением к уголовной ответственности к сотруднику полиции, незаконно применившему физическую силу, специальные сред­ства или огнестрельное оружие, потерпевшим может быть предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба в связи с полученными телесными повреждениями, а также морального вреда в порядке гражданского судо­производства.

За нарушение правил применения и использования огнестрельного оружия, если это не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения из органов внутренних дел.

Таким образом, поскольку решение о применении физической силы, специальных средств и ог­нестрельного оружия сотрудник полиции принимает, как правило, само­стоятельно он полном объеме несет ответственность за последствия их применения.