Файл: Ее нормативноправового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;

— обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.

К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.

Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.

4.Принципы административной деятельности органов внутренних дел.

Для успешного решения задач, возлагаемых на органы внутренних дел, их организационное построение осуществляется на основе нескольких прин-ципов – принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства (территориальном принци-пе), линейном принципе и функциональном принципе.

В   соответствии с территориальным принципом аналогично делению РФ на субъекты, ее составляющие, и дальнейшего их деления на районы, города и другие территориальные образования, образуются органы внут-ренних дел, действующие в пределах РФ, субъектов РФ, в пределах райо-нов, городов и других территориальных образованиях. В соответствии с линейным принципом построены органы внутренних дел на транспорте.

По функциональному принципу образуются учебные заведения МВД России, научно-исследовательские институты МВД России и др. учреждения.

Система принципов и их классификация. 
Под принципами административной деятельности ОВД понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

  • (1) общие (конституционные);

  • (2) специальные: (а) организационные; (б) тактические.

  • 1. Общие (конституционныепринципы.

  • (1) законности;

  • (2) гуманизма;

  • (3) уважения прав человека и национального равноправия;

  • (4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

  • (5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

  • 2. Специальные организационные принципы:

    • (1) научность и комплексный подход к решению задач;

    • (2) плановость;

    • (3) сочетание территориального и линейного принципов;

    • (4) единоначалие и коллегиальность;

    • (5) сочетание убеждения и принуждения;

    • (6) профилактическая направленность административной деятельности.

  • 3. Специальные тактические принципы:

    • (1) оперативность;

    • (2) непрерывность и гибкость;

    • (3) комплексность сил и средств;

    • (4) маневренность;

    • (5) наличие резерва сил и средств.

5.Соотношение административной деятельности органов внутренних дел с оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

Согласно традиционной точке зрения ОВД выполняют три основные функции: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную. Несложно предположить, что под первой подразумевается деятельность по привлечению лиц, виновных в совершении преступления, к уголовной ответственности; ко второй – деятельность по сбору информации негласными методами, но что следует понимать под административной деятельностью?

Основным критерием административной деятельности традиционно выступает ее опосредованность нормами административного права. Действительно, доминирование данной отрасли права в сфере нормативного обеспечения административной деятельности полиции имеет место, признается в научном мире и в значительной мере определяет существенные признаки рассматриваемой категории (такие, как исполнительно-распорядительный характер, подзаконность и т.д.). Не случайно одно из самых распространенных на сегодняшний день определений административной деятельности ОВД, существующее уже почти 50 лет, звучит какисполнительно-распорядительная деятельность по организации работы служб и подразделений органов внутренних дел и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью (

проф. М.И. Еропкин).

Однако в реальности административную деятельность ОВД нельзя сводить к совокупности административных правоотношений с участием полиции. Совершенно очевидно, что административная деятельность полиции регулируется не только нормами административного права, но и, например, нормами уголовного, уголовно-процессуального, трудового, гражданского и иных отраслей права, и наоборот, нормы административного права применяются полицией при осуществлении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Любое из направлений деятельности полиции регламентируется одновременно целой совокупностью отраслей права. Для административной же деятельности характерно доминирование административного права.

Поскольку административная деятельность регламентируется в первую очередь нормами административного права, закономерен вывод о чрезвычайной множественности правовых актов, составляющих ее правовую основу. Это Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные, федеральные законы, Конституции (Уставы), законы субъектов РФ, правовые акты Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Например, изучение только одной темы "Обеспечение законности в административной деятельности органов внутренних дел" связано более чем с сотней различных правовых актов.

В чем же суть административной деятельности полиции? Как одним определением объединить совершенно разнородные действия, например, помещение подростка в ЦВСНП, направление водителя находящегося в состоянии опьянения на медицинское освидетельствование и награждение отличившегося сотрудника ценным подарком, личный досмотр и контроль за выполнением приказа? Сфера административной деятельности ОВД невероятно обширна. Даже процесс лекционного занятия в учебном заведении МВД России подпадает под признаки этой категории!

Приходится констатировать, что всякое определение административной деятельности полиции посредством перечисления ее существенных признаков обречено на значительную условность. В этих условиях наиболее обоснованным способом определения понятия административной деятельности ОВД представляется предложенная Ю.П. Соловьем «отрицательная» характеристика. Административная деятельность ОВД, таким образом, – «это та деятельность ОВД, которая не является сыскной или процессуальной»[1]
.

Таким образом, административная деятельность ОВД есть по существу собирательное понятие. Ее содержание выражается в таких видах полицейской деятельности, как прогнозирование и планирование, организация, регулирование, учет, контроль; обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности; защита жизни, чести и достоинства личности; обеспечение безопасности дорожного движения; охрана собственности по договорам; оказание социальной помощи населению; кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности полиции и т.д.

К числу признаков административной деятельности, отличающих ее от уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, можно отнести следующие:


1. Осуществление общественного контроля за административной деятельностью полиции.

Эта характерная черта получила четкое закрепление в статье 50 Федерального закона «О полиции», согласно которому «Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом».

Также согласно данной статьи общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

2. Государственно-властный характер.

Государственно-властный характер административной деятельности ОВД выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством властных полномочий. Сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью официально выступают в качестве представителей власти. Кроме того, они непосредственно используют меры правового принуждения (например, применение физической силы и специальных средств). В этом также состоит одно из основных отличий административной деятельности органов внутренних дел от деятельности общественных формирований, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы, и не наделенных государственно-властными полномочиями.