ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;
— обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.
Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.
К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.
Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.
Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.
4.Принципы административной деятельности органов внутренних дел.
Для успешного решения задач, возлагаемых на органы внутренних дел, их организационное построение осуществляется на основе нескольких прин-ципов – принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства (территориальном принци-пе), линейном принципе и функциональном принципе.
В соответствии с территориальным принципом аналогично делению РФ на субъекты, ее составляющие, и дальнейшего их деления на районы, города и другие территориальные образования, образуются органы внут-ренних дел, действующие в пределах РФ, субъектов РФ, в пределах райо-нов, городов и других территориальных образованиях. В соответствии с линейным принципом построены органы внутренних дел на транспорте.
По функциональному принципу образуются учебные заведения МВД России, научно-исследовательские институты МВД России и др. учреждения.
Система принципов и их классификация.
Под принципами административной деятельности ОВД понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:
-
(1) общие (конституционные); -
(2) специальные: (а) организационные; (б) тактические. -
1. Общие (конституционные) принципы. -
(1) законности; -
(2) гуманизма; -
(3) уважения прав человека и национального равноправия; -
(4) сочетания гласности и профессиональной тайны; -
(5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами. -
2. Специальные организационные принципы:-
(1) научность и комплексный подход к решению задач; -
(2) плановость; -
(3) сочетание территориального и линейного принципов; -
(4) единоначалие и коллегиальность; -
(5) сочетание убеждения и принуждения; -
(6) профилактическая направленность административной деятельности.
-
-
3. Специальные тактические принципы:-
(1) оперативность; -
(2) непрерывность и гибкость; -
(3) комплексность сил и средств; -
(4) маневренность; -
(5) наличие резерва сил и средств.
-
5.Соотношение административной деятельности органов внутренних дел с оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.
Согласно традиционной точке зрения ОВД выполняют три основные функции: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную. Несложно предположить, что под первой подразумевается деятельность по привлечению лиц, виновных в совершении преступления, к уголовной ответственности; ко второй – деятельность по сбору информации негласными методами, но что следует понимать под административной деятельностью?
Основным критерием административной деятельности традиционно выступает ее опосредованность нормами административного права. Действительно, доминирование данной отрасли права в сфере нормативного обеспечения административной деятельности полиции имеет место, признается в научном мире и в значительной мере определяет существенные признаки рассматриваемой категории (такие, как исполнительно-распорядительный характер, подзаконность и т.д.). Не случайно одно из самых распространенных на сегодняшний день определений административной деятельности ОВД, существующее уже почти 50 лет, звучит какисполнительно-распорядительная деятельность по организации работы служб и подразделений органов внутренних дел и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью (
проф. М.И. Еропкин).
Однако в реальности административную деятельность ОВД нельзя сводить к совокупности административных правоотношений с участием полиции. Совершенно очевидно, что административная деятельность полиции регулируется не только нормами административного права, но и, например, нормами уголовного, уголовно-процессуального, трудового, гражданского и иных отраслей права, и наоборот, нормы административного права применяются полицией при осуществлении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Любое из направлений деятельности полиции регламентируется одновременно целой совокупностью отраслей права. Для административной же деятельности характерно доминирование административного права.
Поскольку административная деятельность регламентируется в первую очередь нормами административного права, закономерен вывод о чрезвычайной множественности правовых актов, составляющих ее правовую основу. Это Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные, федеральные законы, Конституции (Уставы), законы субъектов РФ, правовые акты Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Например, изучение только одной темы "Обеспечение законности в административной деятельности органов внутренних дел" связано более чем с сотней различных правовых актов.
В чем же суть административной деятельности полиции? Как одним определением объединить совершенно разнородные действия, например, помещение подростка в ЦВСНП, направление водителя находящегося в состоянии опьянения на медицинское освидетельствование и награждение отличившегося сотрудника ценным подарком, личный досмотр и контроль за выполнением приказа? Сфера административной деятельности ОВД невероятно обширна. Даже процесс лекционного занятия в учебном заведении МВД России подпадает под признаки этой категории!
Приходится констатировать, что всякое определение административной деятельности полиции посредством перечисления ее существенных признаков обречено на значительную условность. В этих условиях наиболее обоснованным способом определения понятия административной деятельности ОВД представляется предложенная Ю.П. Соловьем «отрицательная» характеристика. Административная деятельность ОВД, таким образом, – «это та деятельность ОВД, которая не является сыскной или процессуальной»[1]
.
Таким образом, административная деятельность ОВД есть по существу собирательное понятие. Ее содержание выражается в таких видах полицейской деятельности, как прогнозирование и планирование, организация, регулирование, учет, контроль; обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности; защита жизни, чести и достоинства личности; обеспечение безопасности дорожного движения; охрана собственности по договорам; оказание социальной помощи населению; кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности полиции и т.д.
К числу признаков административной деятельности, отличающих ее от уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, можно отнести следующие:
1. Осуществление общественного контроля за административной деятельностью полиции.
Эта характерная черта получила четкое закрепление в статье 50 Федерального закона «О полиции», согласно которому «Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом».
Также согласно данной статьи общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
2. Государственно-властный характер.
Государственно-властный характер административной деятельности ОВД выражается в том, что она осуществляется от имени государства с использованием предоставленных государством властных полномочий. Сотрудники органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью официально выступают в качестве представителей власти. Кроме того, они непосредственно используют меры правового принуждения (например, применение физической силы и специальных средств). В этом также состоит одно из основных отличий административной деятельности органов внутренних дел от деятельности общественных формирований, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы, и не наделенных государственно-властными полномочиями.