ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральный закон "О полиции" в ч. 5 ст. 18 конкретизирует, что программа специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии с программой[2] введена ежегодная проверка (в конце года) и персональная ответственность руководителей органов внутренних дел РФ за организацию ежегодных проверок сотрудников.
Соответствующую подготовку проходят сотрудники полиции, имеющие право применять световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, по окончании которой, они получают в установленном порядке соответствующий допуск (ч. 6 ст. 18). Это вызвано характером функционирования указанных специальных средств и обеспечением соответствующих мер безопасности их применения.
Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О полиции" перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством РФ. Нс допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
При отсутствии необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудники полиции вправе использовать любые подручные средства, а также применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О полиции" (ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона).
Применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия должно предшествовать сообщение сотрудника полиции лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие
, как правило, делается голосом, а при большом скоплении граждан с использованием средств усиления речи.
Предупреждение может и не делаться, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Очевидно, нецелесообразно делать предупреждение в ситуации, когда требуется использовать фактор внезапности, например в засаде.
В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) данное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О полиции"). Чаще всего эту функцию выполняет руководитель подразделения или руководитель операции.
Федеральный закон "О полиции" обязывает сотрудника полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19). В данном случае рассматривается нс только минимизация причинения вреда здоровью гражданина, но и минимизация ущерба материальным объектам.
С целью минимизации причинения вреда здоровью сотрудник полиции наряду с физической силой и специальными средствами имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения (ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О полиции"). Минимизация возможного ущерба материальным объектам осуществляется строгим выполнением требований правил применения специальных средств, например требования не применять специальные газовые средства в помещениях, в которых возможно наличие легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.
В случае когда по каким-либо причинам в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия избежать причинения телесных повреждений не удалось, сотрудник полиции обязан оказать пострадавшему первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (ч. 4 ст. 19 Федерального закона "О полиции").
Первая помощь представляет собой комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых пострадавшему на месте происшествия[3].
В соответствии с Перечнем мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н, сотруднику полиции надлежит в первую очередь устранить угрожающие факторы жизни и здоровью (п. 3 ч. 1), прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего (п. 4 ч. 1), перенести пострадавшего из опасной зоны (п. 7 ч. 1). Как видим, на начальном этапе оказания первой помощи,
проведение каких-либо действий, предполагающих наличие медицинской подготовки, не требуется.
Меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок предусматривают вызов сотрудником полиции либо самостоятельно, либо через дежурного органа внутренних дел скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых окажут первую медицинскую помощь.
Задержанному медицинская помощь оказывается в территориальном органе внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 18.03.2013 № 141 "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи задержанным лицам в территориальных органах МВД России". В соответствии с приказом оказание медицинской помощи задержанным осуществляется по их требованию.
При нахождении задержанных лиц в состоянии, угрожающем их здоровью или жизни, оперативный дежурный докладывает об этом начальнику территориального органа и вызывает бригаду скорой помощи, до приезда которой принимает меры по оказанию задержанному первой помощи.
Отметим, что оказание первой помощи является обязанностью сотрудника полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 и п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О полиции". Неоказание помощи сотрудником полиции влечет дисциплинарную ответственность и уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 "Оставление в опасности" УК РФ.
Федеральный закон "О полиции" обязывает сотрудника полиции в срок не более 24 ч уведомить близких родственников или близких лиц гражданина о причинении ему телесных повреждений[4] в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (ч. 5 ст. 19). Однако нормой закона не определено, в какой форме и кем это уведомление делается.
О каждом случае причинения гражданину ранения[5] либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 ч (ч. 6 ст. 19 Федерального закона "О полиции").
Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. Это необходимо для составления объективной картины происшедшего и правовой оценки действий сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие.
О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью[6] гражданина или материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 ч с момента их применения представить соответствующий рапорт.
24.Понятие и основания применения физической силы сотрудниками полиции.
Применением физической силы следует считать не сопровождающиеся применением спецсредств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных лиц либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами в целях прекращения активного противоправного поведения данных лиц или, в случае их противоправного бездействия, а также самостоятельного исполнения сотрудниками милиции своего законного требования.
Применение физической силы- это такое принудительное воздействие, которое основано на использовании мускульной силы и индивидуальных физических возможностей каждого конкретного сотрудника полиции и состоит во вступлении его в непосредственный физический (телесный) контакт с объектом воздействия (человеком, животным, предметами, веществами, механизмами) и может сопровождаться причинением боли, вреда здоровью или смерти людям и животным, повреждением или разрушением предметов, механизмов, временным изъятием предметов, веществ и механизмов.
Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Следует отметить, что ограничений по кругу лиц на применение физической силы ФЗ «О полиции» не устанавливает.
Для пресечения преступлений и административных правонарушенийфизическая сила применяется прежде всего в отношении деяний, которые совершаются путем действия. При совершении деяний путем бездействия физическая сила может применяться для преодоления противодействия нарушителя, либо для его задержания. Речь в Законе идет только о прекращении административно или уголовно наказуемых деяний.
Для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, физическая сила применяется в целях доставления (препровождения) лиц к месту разбирательства (например, в участковый пункт, дежурную часть органа внутренних дел).
Под задержанием в данном случае следует понимать, в частности, действия сотрудника полиции по захвату лица, совершившего преступление, и доставлению его в орган внутренних дел для дальнейшего разбирательства и применения к нему меры уголовно-процессуального пресечения.
Для преодоления противодействиязаконным требованиям сотрудника полиции физическая сила применяется, прежде всего, в связи с совершением деяний, совершаемых в форме бездействия. К примеру, для преодоления таких форм противодействия, как неповиновение работнику милиции (ст. 19.3 КоАП РФ), выражающееся в отказе от обязательного исполнения законных, как правило, неоднократно повторенных распоряжений и требований сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Необходимость применения физической силы возникает тогда, когда обязанные лица отказываются выполнить следующие законные требования сотрудника полиции: