Файл: Экономики и сервиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение

к рабочей программе дисциплины

«Управление техносферной безопасностью»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Международный институт туризма и гостеприимства

Кафедра туризма и экологии

Фонд оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Управление техносферной безопасностью

Направление и профиль подготовки:
05.03.06. Экология и природопользование

Экологическая безопасность

Форма обучения

очная

Владивосток 2020
1 Перечень формируемых компетенций*

Таблица – Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программе



п/п

Код компетенции

Формулировка компетенции

Номер

этапа

(1– 8)

1

ПК-4

Способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф, принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий

1

Компетенция считается сформированной на данном этапе (номер этапа таблица 1 ФОС) в случае, если полученные результаты обучения по дисциплине оценены положительно (диапазон критериев оценивания результатов обучения «зачтено», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В случае отсутствия положительной оценки компетенция на данном этапе считается несформированной.

2 Описание критериев оценивания планируемых результатов обучения

ПК-4

Планируемые результаты обучения*

(показатели достижения заданного уровня планируемого результата обучения)

Критерии оценивания результатов обучения

Знает

теоретические основы общей экологии

  • владеет теорией, ответ на поставленный опрос полный и правильный, на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный

Умеет

принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий

  • корректно выбирает методы решения задач;

  • анализирует и обобщает информацию из разных источников;

  • выделяет приоритетные источники техногенного воздействия на окружающую среду, последствия техногенного воздействия с учетом физико-географических особенностей территории

Владеет навыками и/или опытом деятельности.

способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф

  • выявляет причинно-следственные связи при установлении закономерностей воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду


Таблица заполняется в соответствии с разделом 2 Рабочей программы дисциплины (модуля).

3 Перечень оценочных средств

Контролируемые планируемые результаты обучения

Контролируемые темы дисциплины

Наименование оценочного средства и представление его в ФОС*

текущий контроль

промежуточная аттестация

Знания:

Методы экологического мониторинга

Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 2 Управление техносферной безопасностью

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг.

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 5 Система управления ГОЧС

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 6 Охрана труда и система охраны труда

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов.

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации

Собеседование, тест

Тест (п.5.2)


Умения:

Использовать фундаментальные законы экологии в сфере профессиональной деятельности

Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 2 Управление техносферной безопасностью

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг.

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 5 Система управления ГОЧС

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 6 Охрана труда и система охраны труда

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов.

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


Навыки:

Современных методов обработки и интерпретации экологической информации для оценки состояния, устойчивости и прогноза развития природных комплексов

Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 2 Управление техносферной безопасностью

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг.

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 5 Система управления ГОЧС

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 6 Охрана труда и система охраны труда

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов.

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)

Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации

Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест

Тест (п.5.2)


4 Описание процедуры оценивания

Качество сформированности компетенций на данном этапе оценивается по результатам текущих и промежуточных аттестаций при помощи количественной оценки, выраженной в баллах. Максимальная сумма баллов по дисциплине (модулю) равна 100 баллам.

Вид учебной деятельности

Оценочное средство

Собеседование

Разноуровневые задачи и задания

Тест

Итого

Лекции

10

 

 

10

Практические занятия

 

50

 

50

Самостоятельная работа

10

 

 

10

Промежуточная аттестация

 

 

30

30

Итого

20

50

30

100

Сумма баллов, набранных студентом по всем видам учебной деятельности в рамках дисциплины, переводится в оценку в соответствии с таблицей.

Сумма баллов

по дисциплине

Оценка по промежуточной аттестации

Характеристика качества сформированности компетенции

от 91 до 100

«зачтено»


Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

от 76 до 90

«зачтено»


Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

от 61 до 75

«зачтено»


Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

от 41 до 60

«не зачтено»


У студента не сформированы дисциплинарные компетенции, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков.

от 0 до 40

«не зачтено»


Дисциплинарные компетенции не сформированы. Проявляется полное или практически полное отсутствие знаний, умений, навыков.


5 КОМПЛЕКС ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1 Контрольные вопросы для собеседования


  1. Дайте определения понятий: «техносфера», «техносферные опасности», «техносферная безопасность».

  2. Опишите алгоритм управления техносферной безопасностью (ТБ).

  3. Перечислите методы управления ТБ.

  4. Назовите функциональные системы обеспечения ТБ.

  5. Почему охрана труда (ОТ) является элементом социальной политики общества и государства?

  6. Как выстраивается государственное управление ОТ в РФ?

  7. В чем заключается деятельность службы ОТ?

  8. Приведите пример системы управления охраной труда (СУОТ) организации.

  9. Назовите обобщенные трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом специалиста по ОТ.

  10. Какие особые требования предъявляются к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты (ОПО)?

  11. Какова роль декларации промышленной безопасности (ПБ) в управлении ПБ?

  12. Перечислите виды ответственности за нарушения в области ОТ и ПБ.

  13. Какая цель осуществления идентификации опасностей на производстве?

  14. Что необходимо рассмотреть при идентификации опасностей?

  15. Что необходимо использовать в качестве основных источников информации для идентификации опасностей?

  16. Какие именно опасности рассматриваются в ходе идентификации?

  17. Какой сценарный метод анализа необходимо применить при идентификации опасных событий?

  18. Какие меры управления определяются для идентифицированных опасностей?

  19. Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к объектам?

  20. Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к процедурам?

  21. Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к персоналу?

  22. Что включают в себя оценка рисков в области охраны труда?

  23. Что такое контур управления в Техносферной безопасности?

  24. Что такое система управления Техносферной безопасностью?

  25. Что регламентируют организационно – правовые методы управления в Техносфере?

  26. Что такое субъект управления в Техносферной безопасности?

  27. Что такое объект управления в Техносферной безопасности?

  28. Что такое санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?

  29. Какие группы мероприятий включают в себя обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения?

  30. На какие основные группы делятся техногенные радионуклиды?

  31. Что такое радионуклидные загрязнения?

  32. Каковы основные источники радионуклидых загрязнений природных и сельскохозяйственных экосистем?

  33. Где на территории России происходили крупнейшие радиационные аварии и каковы их последствия?

  34. Каковы особенности абиотической вертикальной миграции радионуклидов в агрегированных и дезагрегированных почвах?

  35. Каковы особенности поведения радиоцезия в лесных экосистемах?

  36. Какие свойства почвы влияют на прочность закрепления радиостронция?

  37. Какие существуют пути выноса техногенных радионуклидов из естественных и сельскохозяйственных экосистем?

  38. Каковы особенности поведения плутония в почвах, растениях, организме животных и человека?

  39. Каково значение трансурановых элементов в долгосрочном прогнозе радионуклидного загрязнения биосферы?

  40. Дайте определение экологической опасности.

  41. Что такое механизм управления экологической безопасностью?

  42. Каковы принципы механизма управления экологической безопасностью?

  43. Перечислите уровни экологической безопасности.

  44. Из каких основных элементов состоит механизм управления экологической безопасностью?

  45. Что такое экологическая сертификация и экологический аудит?

  46. Назовите основные направления развития рыночных отношений в области экологии.

  47. Какой документ определяет права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны (ГО)?

  48. Как осуществляется обучение работающего населения (не входящего в состав сил ГО) по ГО и ЧС?

  49. Какой документ определяет права и обязанности граждан РФ в области ГО?

  50. В каком законе РФ определены задачи в области ГО и правовые основы их осуществления?

  51. Дайте определение понятия «Гражданская оборона»

  52. Кто осуществляет руководство ГО в Российской Федерации?

  53. Кто осуществляет руководство ГО на объекте?

  54. Какой документ определяет организацию и порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при возникновении военных конфликтов?

  55. В каком документе отражены основные принципы защиты населения и территорий от ЧС?

  56. Что понимается под защитой населения от ЧС?

  57. Что означает понятие охраны труда?

  58. К чему приводит воздействие на работника вредного производственного фактора?

  59. Кто несет ответственность за правильность действий обучаемого и соблюдение им правил?

  60. Обязан ли работодатель предусматривать средства на финансирование мероприятий по охране труда?

  61. Что должен изучить работник в процессе стажировки?

  62. Какова продолжительность рабочего времени для подростков в возрасте от 16 до 18 лет?

  63. На какие группы подразделяются защитные средства?

  64. В каких случаях проводится внеочередная проверка знаний по ОТ у руководителей и специалистов?

  65. Какой инструктаж проводится при выполнении разовых работ?

  66. Может ли работник отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда?

  67. Что представляет собой естественная и искусственная радиоактивность?

  68. В чем суть радиоактивного распада?

  69. Что называют периодом полураспада, постоянной распада, временем релаксации, активностью ядер?

  70. Какие частицы называются тяжелыми?

  71. В чем отличие прохождения через вещество электронов и позитронов от тяжелых заряженных частиц?

  72. Какие механизмы потери энергии у электронов и позитронов вы знаете?

  73. Что называется критической энергией и как она рассчитывается?

  74. Что называется радиационной длиной и в чем она измеряется?

  75. Охарактеризуйте прохождение нейтронов через вещество.

  76. Какие параметры влияют на оценку риска в радиационной безопасности?



Краткие методические указания

При поиске ответов на вопросы рекомендована основная и дополнительная литература (список литературы представлен в рабочей программе дисциплины).

Шкала оценки

Оценка

Баллы

Описание

зачтено

8-10

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на итоговом уровне, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями.

зачтено

5-7

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на среднем уровне: основные знания освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и на новые, нестандартные ситуации.

зачтено

3-4

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

не зачтено

1-2

Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на уровне ниже базового, проявляется недостаточность знаний.

не зачтено

0

Студент не отвечает на вопрос.


5.2 Примеры тестовых заданий
1. Система управления – это:

1) «конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);

2) строение управляющей системы, связи элементов субъекта управления между собой;

3) состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления;

4) все вышеизложенное.
2. Функции управления – это:

1) организация, планирование и учет выполнения поставленных задач;

2) планирование, координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач;