ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение
к рабочей программе дисциплины
«Управление техносферной безопасностью»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Международный институт туризма и гостеприимства
Кафедра туризма и экологии
Фонд оценочных средств
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Управление техносферной безопасностью
Направление и профиль подготовки:
05.03.06. Экология и природопользование
Экологическая безопасность
Форма обучения
очная
Владивосток 2020
1 Перечень формируемых компетенций*
Таблица – Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программе
№ п/п | Код компетенции | Формулировка компетенции | Номер этапа (1– 8) |
1 | ПК-4 | Способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф, принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий | 1 |
Компетенция считается сформированной на данном этапе (номер этапа таблица 1 ФОС) в случае, если полученные результаты обучения по дисциплине оценены положительно (диапазон критериев оценивания результатов обучения «зачтено», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В случае отсутствия положительной оценки компетенция на данном этапе считается несформированной.
2 Описание критериев оценивания планируемых результатов обучения
ПК-4
Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня планируемого результата обучения) | Критерии оценивания результатов обучения | ||
Знает | теоретические основы общей экологии |
| |
Умеет | принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий |
| |
Владеет навыками и/или опытом деятельности. | способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия, планировать мероприятия по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф |
|
Таблица заполняется в соответствии с разделом 2 Рабочей программы дисциплины (модуля).
3 Перечень оценочных средств
Контролируемые планируемые результаты обучения | Контролируемые темы дисциплины | Наименование оценочного средства и представление его в ФОС* | ||
текущий контроль | промежуточная аттестация | |||
Знания: | Методы экологического мониторинга | Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) |
Тема 2 Управление техносферной безопасностью | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг. | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 5 Система управления ГОЧС | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 6 Охрана труда и система охраны труда | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов. | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации | Собеседование, тест | Тест (п.5.2) | ||
Умения: | Использовать фундаментальные законы экологии в сфере профессиональной деятельности | Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) |
Тема 2 Управление техносферной безопасностью | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг. | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 5 Система управления ГОЧС | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 6 Охрана труда и система охраны труда | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов. | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Навыки: | Современных методов обработки и интерпретации экологической информации для оценки состояния, устойчивости и прогноза развития природных комплексов | Тема 1 Введение в дисциплину «Управление техносферной безопасностью». Идентификация опасностей | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) |
Тема 2 Управление техносферной безопасностью | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 3 Источники поступления радиоактивных нуклидов в биосферу | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 4 Управление экологической безопасностью. Мониторинг. | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 5 Система управления ГОЧС | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 6 Охрана труда и система охраны труда | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 7 Радиоэкологические проблемы ядерной энергетики. Добыча и переработка ядерного топлива. Переработка и захоронение ядерных отходов. | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) | ||
Тема 8 Снятие АЭС с эксплуатации | Собеседование, разноуровневые задачи и задания, тест | Тест (п.5.2) |
4 Описание процедуры оценивания
Качество сформированности компетенций на данном этапе оценивается по результатам текущих и промежуточных аттестаций при помощи количественной оценки, выраженной в баллах. Максимальная сумма баллов по дисциплине (модулю) равна 100 баллам.
Вид учебной деятельности | Оценочное средство | |||
Собеседование | Разноуровневые задачи и задания | Тест | Итого | |
Лекции | 10 | | | 10 |
Практические занятия | | 50 | | 50 |
Самостоятельная работа | 10 | | | 10 |
Промежуточная аттестация | | | 30 | 30 |
Итого | 20 | 50 | 30 | 100 |
Сумма баллов, набранных студентом по всем видам учебной деятельности в рамках дисциплины, переводится в оценку в соответствии с таблицей.
Сумма баллов по дисциплине | Оценка по промежуточной аттестации | Характеристика качества сформированности компетенции |
от 91 до 100 | «зачтено» | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности. |
от 76 до 90 | «зачтено» | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. |
от 61 до 75 | «зачтено» | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний, умений, навыков по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации. |
от 41 до 60 | «не зачтено» | У студента не сформированы дисциплинарные компетенции, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков. |
от 0 до 40 | «не зачтено» | Дисциплинарные компетенции не сформированы. Проявляется полное или практически полное отсутствие знаний, умений, навыков. |
5 КОМПЛЕКС ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1 Контрольные вопросы для собеседования
-
Дайте определения понятий: «техносфера», «техносферные опасности», «техносферная безопасность». -
Опишите алгоритм управления техносферной безопасностью (ТБ). -
Перечислите методы управления ТБ. -
Назовите функциональные системы обеспечения ТБ. -
Почему охрана труда (ОТ) является элементом социальной политики общества и государства? -
Как выстраивается государственное управление ОТ в РФ? -
В чем заключается деятельность службы ОТ? -
Приведите пример системы управления охраной труда (СУОТ) организации. -
Назовите обобщенные трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом специалиста по ОТ. -
Какие особые требования предъявляются к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты (ОПО)? -
Какова роль декларации промышленной безопасности (ПБ) в управлении ПБ? -
Перечислите виды ответственности за нарушения в области ОТ и ПБ. -
Какая цель осуществления идентификации опасностей на производстве? -
Что необходимо рассмотреть при идентификации опасностей? -
Что необходимо использовать в качестве основных источников информации для идентификации опасностей? -
Какие именно опасности рассматриваются в ходе идентификации? -
Какой сценарный метод анализа необходимо применить при идентификации опасных событий? -
Какие меры управления определяются для идентифицированных опасностей? -
Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к объектам? -
Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к процедурам? -
Что включают в себя меры управления рисками, относящиеся к персоналу? -
Что включают в себя оценка рисков в области охраны труда? -
Что такое контур управления в Техносферной безопасности? -
Что такое система управления Техносферной безопасностью? -
Что регламентируют организационно – правовые методы управления в Техносфере? -
Что такое субъект управления в Техносферной безопасности? -
Что такое объект управления в Техносферной безопасности? -
Что такое санитарно-эпидемиологическое благополучие населения? -
Какие группы мероприятий включают в себя обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения? -
На какие основные группы делятся техногенные радионуклиды? -
Что такое радионуклидные загрязнения? -
Каковы основные источники радионуклидых загрязнений природных и сельскохозяйственных экосистем? -
Где на территории России происходили крупнейшие радиационные аварии и каковы их последствия? -
Каковы особенности абиотической вертикальной миграции радионуклидов в агрегированных и дезагрегированных почвах? -
Каковы особенности поведения радиоцезия в лесных экосистемах? -
Какие свойства почвы влияют на прочность закрепления радиостронция? -
Какие существуют пути выноса техногенных радионуклидов из естественных и сельскохозяйственных экосистем? -
Каковы особенности поведения плутония в почвах, растениях, организме животных и человека? -
Каково значение трансурановых элементов в долгосрочном прогнозе радионуклидного загрязнения биосферы? -
Дайте определение экологической опасности. -
Что такое механизм управления экологической безопасностью? -
Каковы принципы механизма управления экологической безопасностью? -
Перечислите уровни экологической безопасности. -
Из каких основных элементов состоит механизм управления экологической безопасностью? -
Что такое экологическая сертификация и экологический аудит? -
Назовите основные направления развития рыночных отношений в области экологии. -
Какой документ определяет права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны (ГО)? -
Как осуществляется обучение работающего населения (не входящего в состав сил ГО) по ГО и ЧС? -
Какой документ определяет права и обязанности граждан РФ в области ГО? -
В каком законе РФ определены задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? -
Дайте определение понятия «Гражданская оборона» -
Кто осуществляет руководство ГО в Российской Федерации? -
Кто осуществляет руководство ГО на объекте? -
Какой документ определяет организацию и порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при возникновении военных конфликтов? -
В каком документе отражены основные принципы защиты населения и территорий от ЧС? -
Что понимается под защитой населения от ЧС? -
Что означает понятие охраны труда? -
К чему приводит воздействие на работника вредного производственного фактора? -
Кто несет ответственность за правильность действий обучаемого и соблюдение им правил? -
Обязан ли работодатель предусматривать средства на финансирование мероприятий по охране труда? -
Что должен изучить работник в процессе стажировки? -
Какова продолжительность рабочего времени для подростков в возрасте от 16 до 18 лет? -
На какие группы подразделяются защитные средства? -
В каких случаях проводится внеочередная проверка знаний по ОТ у руководителей и специалистов? -
Какой инструктаж проводится при выполнении разовых работ? -
Может ли работник отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда? -
Что представляет собой естественная и искусственная радиоактивность? -
В чем суть радиоактивного распада? -
Что называют периодом полураспада, постоянной распада, временем релаксации, активностью ядер? -
Какие частицы называются тяжелыми? -
В чем отличие прохождения через вещество электронов и позитронов от тяжелых заряженных частиц? -
Какие механизмы потери энергии у электронов и позитронов вы знаете? -
Что называется критической энергией и как она рассчитывается? -
Что называется радиационной длиной и в чем она измеряется? -
Охарактеризуйте прохождение нейтронов через вещество. -
Какие параметры влияют на оценку риска в радиационной безопасности?
Краткие методические указания
При поиске ответов на вопросы рекомендована основная и дополнительная литература (список литературы представлен в рабочей программе дисциплины).
Шкала оценки
Оценка | Баллы | Описание |
зачтено | 8-10 | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на итоговом уровне, обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, умеет свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, свободно оперирует приобретенными знаниями. |
зачтено | 5-7 | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на среднем уровне: основные знания освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и на новые, нестандартные ситуации. |
зачтено | 3-4 | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на базовом уровне: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие отдельных знаний по некоторым дисциплинарным компетенциям, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации. |
не зачтено | 1-2 | Студент демонстрирует сформированность дисциплинарных компетенций на уровне ниже базового, проявляется недостаточность знаний. |
не зачтено | 0 | Студент не отвечает на вопрос. |
5.2 Примеры тестовых заданий
1. Система управления – это:
1) «конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);
2) строение управляющей системы, связи элементов субъекта управления между собой;
3) состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления;
4) все вышеизложенное.
2. Функции управления – это:
1) организация, планирование и учет выполнения поставленных задач;
2) планирование, координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач;