ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1 – титульный
Слайд 2 Древняя Греция – совокупность государств на юге Балканского полуострова, части островов Эгейского моря и острове Крит, населённых древнегреческими племенами.
Слайд 3. Вопрос 1. Как еще называли Древнюю Грецию?
В древности Грецию также называли Эллада (Hellas). Это название происходит от имени сына Девкалиона и Пирры - Эллина, который упоминаются в сказе Овидия про Древний потоп в произведении «Метаморфозы». Мифический Девкалион, сын Промятея (кто дал людям огонь), был спасителем рода человеческого от Великого Потопа. Девкалион и Пирра вновь заселяют землю после того, как воды потопа отступают. Они бросают камни на землю, видя, как те оживают и становятся людьми. Первым из них был Эллин.
Слайд 4. Историю Древней Греции принято отсчитывать от середины III тысячелетия до нашей эры и до конца I тысячелетия нашей эры.
Слайд 5. В Греции не существовало религии в смысле определенного богословского учения, установленных основ нравственности или обрядов. Если мы понимаем под религией систему догматов, учение о Боге, символ веры, то у древних греков это самое слово подразумевало обряды, церемонии и действия, соединенные с внешней стороной культа. На практике религия складывалась из целого ряда самостоятельных культов, имевших каждый свое особое богослужение, свои праздники, свои церемонии и обряды.
Господствующей формой был культ богов-покровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан.
Слайд 6. Религия Древней Греции имеет две главные характеристики:
1. Политеизм — многобожие. При всем множестве греческих богов можно выделить 13 главных.
2. Антропоморфизм — человекоподобие богов.
Слайд 7-11. Какие 13 главных богов вам известны?
-
Зевс — верховный бог греков, отец и царь всех богов -
Гера – покровительница браков -
Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. -
Аид – бог – владыка царства мертвых. -
Афродита – богиня любви и красоты. -
Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительни-ца материнства -
Аполлон - бог света, врачевания и предсказаний покровитель искусств. -
Артемида – богиня живой природы. -
Арес – бог войны. -
Гефест – бог огня и кузнечного мастерства. -
Дионис – бог виноградства и виноделия. -
Гермес – бог торговли и прибыли. -
Афина – богиня мудрости и знаний.
Слайд 12. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве... И только бессмертие, поддерживаемое волшебным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его настоящим и будущим. Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, и мифы не учили морали.
Вопрос 3. Как называется напиток богов Древней Греции?
По словам Гомера, напиток богов называется нектаром, а их пища – амброзией. Божественный нектар состоит из трёх ингредиентов: цветочного нектара, фруктового сока и пряностей.
Слайд 13. Греки стремились основать мораль на религии, но религия не совсем удовлетворяла моральным потребностям.
частые столкновения, возникавшие между религией и моралью
Нормами морали служили обычай и закон. И тот и другой имели религиозную санкцию – наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.
Слайд 14. Мораль не находила для себя достаточной опоры в религиозных воззрениях.
У греков не было создано такой идеи бога, которая бы воплощала идею о справедливом управлении миром.
Многочисленных богов Эллады вряд ли можно было считать справедливыми, что подтверждается мифами. Боги служили идеалом с точки зрения эстетической функции, но никак не этической.
Между мифологическими образами и хранителями нравственности не существовало никакой связи, кроме имен.
Слайд 15. Греки испытывали серьезные сомнения в божественной справедливости. Это отразилось в учении Платона, считавшего богов воплощением идеи Добра, но одновременно допускавшего, что земной мир существует сам по себе.
Это показывает, как мало ощущали греки свою связь с богами.
Слайд 16. Большее значение в качестве религиозных оснований для морали могли бы иметь представления о потустороннем мире, нашедшие свое отражение в таинствах и мистериях. Но и в них было слишком мало этического, гораздо больший смысл имели мистические элементы.
Хотя то, что представлялось в Элевсине, и имело большое значение для счастья или несчастья в будущем, но оно не возбуждало никакого морального чувства и не направляло к деятельности или к практическому выполнению добродетели.
Картинка: Элевсин – город в Древней Греции, расположенный в 20 км от Афин. Третий по величине город в Греции во время Античности.
Слайд 17. Вопрос 4. Что такое «мистерии»?
Мистерии – это тайные культовые мероприятия, посвящённые божествам. Участвующие в них, должны были строго соблюдать тайны, совершать жертвоприношения.
В Древней Греции проводили самофракийские мистерии (уберегали об опасностях в море), орфические мистерии (посвящались богу Дионису) и критские мистерии (посвящались Зевсу).
Однако, Элевсинские мистерии были самыми значимыми, совершались они в небольшом городке Элевсине, посвящались богине плодородия Деметре.
Было два вида мистерий: Великие и Малые. Малые мистерии праздновались в антестерионе (март), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами. Великие мистерии проходили в боэдромионе (октябрь) и продолжались девять дней.
Слайд 18-19. Вопрос 5. Что происходило в Элевсине?
Что происходило в течение девяти дней Великих Элевсинских ритуалов:
Первый день был посвящён общей встрече, в ходе которой кандидатов расспрашивали о том, на что они способны.
Второй день был посвящён процессии к морю, вероятно для того, чтобы погрузить в пучину моря статую верховной богини.
Третий день открывался жертвой кефали (рыба) .
На четвёртый день мистический сосуд с начертанными на нём священными символами несли в Элевсин.
Вечером пятого дня были факельные шествия.
На шестой день процессия направлялась к статуе Вакха (бог растительности и виноделия) .
На седьмой день проводились атлетические игры.
Восьмой день посвящался повторению предыдущих церемоний ради пропустивших их.
Девятый день посвящался глубочайшим философским темам Элевсинских мистерий.
Слайд 20. Греки искали в религии руководства для нравственной жизни – и не нашли. Их главные добродетели – мудрость, мужество, благоразумие, справедливость – имеют к богам лишь косвенное отношение. У этого народа, с его высокими стремлениями и обостренным чувством свободы, грех заключался главным образом в несоблюдении должных границ и в гордости.
Слайд 21. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что ни один народ древности не брал на себя таких возвышенных задач и не чувствовал столь глубоко своих недостатков. Греки старались достигнуть блаженства в гармоническом существовании, подобно тому как своих богов они представляли блаженными. Но они не нашли условий такого счастья и не выяснили, что именно ему препятствует.