Файл: Вопрос Как еще называли Древнюю Грецию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слайд 1 – титульный

Слайд 2 Древняя Греция – совокупность государств на юге Балканского полуострова, части островов Эгейского моря и острове Крит, населённых древнегреческими племенами.

Слайд 3. Вопрос 1. Как еще называли Древнюю Грецию?

В древности Грецию также называли Эллада (Hellas). Это название происходит от имени сына Девкалиона и Пирры - Эллина, который упоминаются в сказе Овидия про Древний потоп в произведении «Метаморфозы». Мифический Девкалион, сын Промятея (кто дал людям огонь), был спасителем рода человеческого от Великого Потопа. Девкалион и Пирра вновь заселяют землю после того, как воды потопа отступают. Они бросают камни на землю, видя, как те оживают и становятся людьми. Первым из них был Эллин.

Слайд 4. Историю Древней Греции принято отсчитывать от середины III тысячелетия до нашей эры и до конца I тысячелетия нашей эры.

Слайд 5. В Греции не существовало религии в смысле определенного богословского учения, установленных основ нравственности или обрядов. Если мы понимаем под религией систему догматов, учение о Боге,  символ веры, то у древних греков  это самое слово подразумевало обряды, церемонии и действия, соединенные с внешней стороной культа. На практике религия складывалась из целого ряда самостоятельных культов, имевших каждый свое особое богослужение, свои праздники, свои церемонии и обряды.

Господствующей формой был культ богов-покровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан.

Слайд 6. Религия Древней Греции имеет две главные характеристики

1. Политеизм — многобожие. При всем множестве греческих богов можно выделить 13 главных.

2. Антропоморфизм — человекоподобие богов.

Слайд 7-11. Какие 13 главных богов вам известны?

  1. Зевсверховный бог греков, отец и царь всех богов

  2. Гера – покровительница браков

  3. Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией.

  4. Аид – бог – владыка царства мертвых.

  5. Афродита – богиня любви и красоты.

  6. Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительни-ца материнства

  7. Аполлон - бог света, врачевания и предсказаний покровитель искусств.

  8. Артемида – богиня живой природы.

  9. Арес – бог войны.

  10. Гефест – бог огня и кузнечного мастерства.

  11. Дионис – бог виноградства и виноделия.

  12. Гермес – бог торговли и прибыли.

  13. Афина – богиня мудрости и знаний.



Слайд 12. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве... И только бессмертие, поддерживаемое волшебным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его настоящим и будущим. Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, и мифы не учили морали.
Вопрос 3. Как называется напиток богов Древней Греции?

По словам Гомера, напиток богов называется нектаром, а их пища – амброзией. Божественный нектар состоит из трёх ингредиентов: цветочного нектара, фруктового сока и пряностей.

Слайд 13. Греки стремились основать мораль на религии, но религия не совсем удовлетворяла моральным потребностям.



частые столкновения, возникавшие между религией и моралью
Нормами морали служили обычай и закон. И тот и другой имели религиозную санкцию – наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.
Слайд 14. Мораль не находила для себя достаточной опоры в религиозных воззрениях.



У греков не было создано такой идеи бога, которая бы воплощала идею о справедливом управлении миром.
Многочисленных богов Эллады вряд ли можно было считать справедливыми, что подтверждается мифами. Боги служили идеалом с точки зрения эстетической функции, но никак не этической.



Между мифологическими образами и хранителями нравственности не существовало никакой связи, кроме имен.

Слайд 15. Греки испытывали серьезные сомнения в божественной справедливости. Это отразилось в учении Платона, считавшего богов воплощением идеи Добра, но одновременно допускавшего, что земной мир существует сам по себе.



Это показывает, как мало ощущали греки свою связь с богами.

Слайд 16. Большее значение в качестве религиозных оснований для морали могли бы иметь представления о потустороннем мире, нашедшие свое отражение в таинствах и мистериях. Но и в них было слишком мало этического, гораздо больший смысл имели мистические элементы.

Хотя то, что представлялось в Элевсине, и имело большое значение для счастья или несчастья в будущем, но оно не возбуждало никакого морального чувства и не направляло к деятельности или к практическому выполнению добродетели.

Картинка: Элевсин – город в Древней Греции, расположенный в 20 км от Афин. Третий по величине город в Греции во время Античности.

Слайд 17. Вопрос 4. Что такое «мистерии»?

Мистерии – это тайные культовые мероприятия, посвящённые божествам. Участвующие в них, должны были строго соблюдать тайны, совершать жертвоприношения.

В Древней Греции проводили самофракийские мистерии (уберегали об опасностях в море), орфические мистерии (посвящались богу Дионису) и критские мистерии (посвящались Зевсу).

Однако, Элевсинские мистерии были самыми значимыми, совершались они в небольшом городке Элевсине, посвящались богине плодородия Деметре.

Было два вида мистерий: Великие и Малые. Малые мистерии праздновались в антестерионе (март), хотя точная дата не установлена. Священники очищали кандидатов в посвящение, жертвовали свинью Деметре и очищались сами. Великие мистерии проходили в боэдромионе (октябрь) и продолжались девять дней. 

Слайд 18-19. Вопрос 5. Что происходило в Элевсине?

Что происходило в течение девяти дней Великих Элевсинских ритуалов:

Первый день был посвящён общей встрече, в ходе которой кандидатов расспрашивали о том, на что они способны.

Второй день был посвящён процессии к морю, вероятно для того, чтобы погрузить в пучину моря статую верховной богини.

Третий день открывался жертвой кефали (рыба) .

На четвёртый день мистический сосуд с начертанными на нём священными символами несли в Элевсин.


Вечером пятого дня были факельные шествия.

На шестой день процессия направлялась к статуе Вакха (бог растительности и виноделия) .

На седьмой день проводились атлетические игры.

Восьмой день посвящался повторению предыдущих церемоний ради пропустивших их.

Девятый день посвящался глубочайшим философским темам Элевсинских мистерий.

Слайд 20. Греки искали в религии руководства для нравственной жизни – и не нашли. Их главные добродетели – мудрость, мужество, благоразумие, справедливость – имеют к богам лишь косвенное отношение. У этого народа, с его высокими стремлениями и обостренным чувством свободы, грех заключался главным образом в несоблюдении должных границ и в гордости.

Слайд 21. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что ни один народ древности не брал на себя таких возвышенных задач и не чувствовал столь глубоко своих недостатков. Греки старались достигнуть блаженства в гармоническом существовании, подобно тому как своих богов они представляли блаженными. Но они не нашли условий такого счастья и не выяснили, что именно ему препятствует.