Файл: Курсовая работа по дисциплине Микроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство науки и высшего образования РФ
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Институт экономики и управления
Направление подготовки 38.003.01«Экономика»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине
«Микроэкономика»
Тема: Регулирование монополий, частных и государственных.
Автор:
Цой Давид Александрович, 1 курс, 11 группа, очная форма обучения
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Вдовенко
Анатолий
Анатолиевич
Тверь 2022г.

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3 1. Теоретическое содержание монополий…………………………….………5 2. Организация контроля над монополиями по форме собственности в ряде стран…………………………………………………………………………12 3. Особенности функционирования частных монополий в
России……………..........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………………………..……………31

3
Введение.
Актуальность темы определяется тем, что монополии включены в экономику любой страны с рыночной системой хозяйствования. Роль монополии значительна в современном мире: малые субъекты предпринимательства составляют основу конкурентной среды либо вытесняются монополистами, уровень развития малого бизнеса напрямую зависит от уровня развития монополии, на насыщенность рынка товарами и услугами, беря на себя функцию по созданию дополнительных рабочих мест.
Иными словами, монополии задействованы во всех сферах общественной жизни, способствуя повышению благосостояния населения и общества.
В то же время знакомство с практикой хозяйствования монополии обнаруживает целый ряд проблем в их функционировании как в нашей стране, так и в мировой экономике, которые разрешаются либо определенным воздействием на них государством, либо через кооперирование с малым бизнесом. Встает вопрос, почему? Именно данный аспект актуальности проблемы монополий вызвал у нас интерес для более глубокого теоретического осмысления темы курсовой работы «Регулирование монополий, частных и государственных» в части понимания причины, по которой государство должно регулировать монополии и следить за их уровнем развития.
Степень изученности данной темы достаточно высока. К проблемам монополии обращались как российские, так и зарубежные ученые. Среди них можно выделить работы Роберта Познера «Теория монополии» и Алекс
Моазед, Николас Джонсон. «Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели».
Цель – применение и углубление знаний микроэкономики при анализе социально–экономической природы и функционирования монополий с учётом различных точек зрения и их критического анализа.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи курсовой работы:


4 1.
Рассмотреть точки зрения на социально–экономическую природу, место и роль монополий в рыночной экономике;
2.
Изучить особенности функционирования монополий;
3.
Провести анализ проблем и способов государственного регулирования монополий в России.
Объект курсовой работы – монополии как структурный элемент современной рыночной экономики.
Предмет курсовой работы – сущность, особенности функционирования и проблемы монополии в России.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам монополий. Также, при написании курсовой работы, использовались электронные ресурсы, такие как РБК, elibrary. Статистика и показатели, на которых публикуются свежие статистические данные и актуальная информация.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, изложены цели и задачи исследования, указаны объект и предмет исследования.
В первом разделе раскрываются теоретические аспекты монополий.
Во втором разделе рассматриваются особенности функционирования монополий.
Третий раздел содержит в себе анализ проблем монополий и меры государственного регулирования данного сектора экономики.
В заключении сформулированы основные выводы о функционировании монополий.

5
Глава 1. Теоретическое содержание монополий.
Монополия — организация, осуществляющая контроль над объёмом и ценой предложения на рынке, что приводит к способности максимизации прибыли, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии
1.
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции. То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.
При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист. Фирма-монополист
2
производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.
Причины создания монополий:
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
Установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот
3
;
Значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
Укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
1
Топалова Е. И. Монополия: сущность, типы, "за" и "против" монополии / Е. И. Топалова, Т. А. Шолохова //
Инновационные научные исследования. – 2020. – № 12-2(2). – С 273-278.
2
Фирма - монополист — это крупная компания, которая может устанавливать стандарты качества и производства продукции, регулировать объемы производимой продукции на рынке.
3
Долгушева А. В. Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс для специальностей 080504 – Государственное и муниципальное управление / А. В. Долгушева. Благовещенск: Изд- во Амурского Государственного Университета. – 2007, – 56 с.


6
Политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии:
1. Вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
2. Компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
3. Производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
4. Производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
5. Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
На практике выделяют следующие виды монополий:
4 1. естественная монополия
2. искусственная монополия
3. открытая монополия
4. государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка (рис.1).
Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных
4
Липсиц И.В. Экономика / И.В. Липсиц. - 4-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2018. - с. 154.

7 монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Рисунок 1- График естественной монополии на рынке.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки, газоснабжение.
5
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий. Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
1. ценовое маневрирование.
2. хозяйственный бойкот.
3.
Демпинг цен
6 4. промышленный шпионаж.
4
Естественные монополии: сущность понятия и характерные признаки Рубан А.О., Шевченко С.А. С 27.
6
Демпинг цен – это п родажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.


8 5. спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия
7
– это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
Государственная монополия субъект монополии;

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
На практике выделяют следующие формы монополий:
Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами – членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы.
Проблема согласования решений между фирмами – членами картеля (рис. 2):
7
Доронина Н. Г. Актуальные проблемы правового регулирования государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. – 2020. – № 10. – С 144.

9
Рисунок 2 - Основные организационные формы монополии

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Наличие средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение.
К недостаткам монополии можно отнести:


10 1. Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены;
2. Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции;
3. Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
8 1. Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов;
2. Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
3. Предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
8
Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И. В. Князева. – М. : Омега – Л. – 2009,
– 494 с.

11 4. Осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных объектов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:
1. отсутствию стимула развивать новые технологии;
2. дефициту продукции;
3. не эффективному расходованию ресурсов;
4. не справедливому распределению доходов.
Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства, которое существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
9
Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:
1. формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;
2. определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;
3. контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;
9
Чанцева А. Д. Анализ антимонопольного законодательства Соединенных Штатов Америки: сравнение с законодательством Российской Федерации / А. Д. Чанцева // Право и правосудие в современном мире: общегуманитарные, теоретические, исторические и конституционно-правовые аспекты : Сборник научных статей молодых исследователей / Верховный Суд Российской Федерации; Северо-Западный филиал ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия». – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2020. – С 155.