Файл: Курсовая работа по дисциплине Микроэкономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 4. вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
5. принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим
Федеральным законом методов регулирования.
Таким образом, роль государственного регулирования монополий находится на достаточно высоком уровне и постоянно совершенствуется.
Глава 2. Организация контроля над монополиями по форме собственности
в ряде стран.
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинакова. Формы государственного участия в управлении естественными монополиями варьируются от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).
В США государственное регулирование применялось в отраслях об- щественного пользования. Это, прежде всего газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение, различные отрасли связи. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в пределах одного и того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зре- ния общества было бы чрезмерно расточительным, то государство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по ограничению конкуренции. В частности, оно освободило эти отрасли от действия антитрестовских законов. Более того, оно стимулировало в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри

13 одного и того же района, снижению единичных издержек, улучшению обслуживания потребителей.
10
В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые пре- доставлялись государством отраслям общественного пользования, последние были обязаны выполнять определенные требования, например обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами. Государственное воздействие на экономику этих отраслей проявлялось, прежде всего, в регулировании их деятельности в области финансов, заработной платы, цен, а также качества продукции и предоставляемых услуг. Кроме того, количество компаний и строительство новых предприятий контролировались органами местной или федеральной власти путем выдачи на них специальных разрешений — сертификатов.
Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию.
11
Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширение производства, и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компании-потребителя, и, во-вторых, обеспечить определенную прибыль для компаний отраслей общественного пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов.
В области ценообразования такое регулирование осуществлялось путем установления верхнего предела цены, который фирмы не должны были превышать при продаже своей продукции. Основным принципом построения
10
Тюленев, И. В. Уточнение понятия "естественная монополия": первый шаг в реформировании правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий / И. В. Тюленев // Конкурентное право. – 2018.
– № 4. – 37 с. – EDN YLWSBF.
11
Оспанова, А. З. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий / А. З.
Оспанова // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2004. – № 1. – С 65.


14 такой цены является возмещение издержек плюс «разумная» прибыль. Под
«разумной» прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности
12
Очень часто регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов. Ограничение размеров прибыли определенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать норму прибыли, ее массу, что достигается главным образом путем расширения сбыта своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее.
При определении тарифов компании отрасли общественного пользо- вания учитывают в основном два фактора: издержки производства, ха- рактеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающую величину и динамику спроса.
Использование принципа «ценности услуги» позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек, а лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании-производителя на каком-либо рынке
13
В 80-е годы прошлого столетия в США наметилась тенденция к
Дерегуляции, сокращению вмешательства государства в экономическую деятельность. В этот период правительство предприняло шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях
12
Радюкова, Я. Ю. Государственное регулирование монополий как элемент обеспечения экономической безопасности страны / Я. Ю. Радюкова, И. Е. Белова // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. –
№ 5(21). – С 95.
13
Федотовская, О. А. Государственное регулирование тарифной политики предприятий с естественной монополией / О. А. Федотовская // Современные аспекты экономики. – 2013. – № 7-8(191-192). – С 117.

15 общественного пользования (телефонной связи, энергетики и т. п.). В то же время, несмотря на тенденцию снижения государственного вме- шательства, общество считает нежелательным полное де-регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время будет оставаться сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
Основными методами государственного регулирования естественных монополий за рубежом являются:
• конкуренция за монопольный рынок;
• регулирование нормы прибыли;
• регулирование верхнего предела тарифа
Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса
(аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.
Эффективную конкуренцию за вход на монопольный рынок можно организовать далеко не на всяком монопольном рынке. В частности, ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству. Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения страны снабжается водой частными фирмами
14
. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятель- ность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.д.) либо принадлежат государству, либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае неважно) средств.
14
Меркулова Ю. А. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. А. Меркулова // Общество и экономика. – 2009. – №4/5. – 46 с.


16
Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство.
Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством.
Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принципе, конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, ибо здесь участие в конкурсе обусловливается наличием у участника собственного капитала или доступа к кредиту.
Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями. Это и неудивительно, поскольку они имеют существенные преимущества в конкуренции за рынки (более полную информацию, сложившуюся репутацию, «подход» к организующим конкурс лицам и т.д.)
15
Для организации эффективной конкуренции в железнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжении и т. п. необходим доступ к сетям, владельцы которых сами предоставляют эти услуги и противятся конкуренции. Неудивительно, что конкуренция здесь—явление редкое.
Компании—владельцы сетей способны устранить соперников, отказывая в доступе к сетям или запрашивая за это столь высокую цену, что потенциальные конкуренты будут вынуждены отказаться от своих намерений.
Одним из решений может стать принудительное организационное разделение сетевого обслуживания и поставки конечных продуктов — путем полного выделения из компании или раздельного ведения счетов. Ведь не представленный на рынке конечных продуктов владелец сети уже не заинтересован отказывать ее пользователям. Так, собственно говоря, часто и делается, особенно при приватизации.
16 15
Организация и методы государственного регулирования естественных монополий за рубежом //
(
https://studopedia.ru/3_186463_organizatsiya-i-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-estestvennih-monopoliy-za- rubezhom.html
) (Дата обращения: 30 апреля 2022г.), (дата публикации: 30 октября 2014г.)
16
Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909-р.

17
В ряде стран единый электроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку на локальные компании—распределители энергии, производящие компании и национальную энергосистему. Нечто подобное осуществляется в отношении железных дорог — поддержание путевого хозяйства отделяется от организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.
Но дезинтеграция не всегда может быть лучшим решением. Альтернатива дезинтеграции компании — контроль над платой, взимаемой ею за доступ к сети. Обычно считается, что здесь, в отличие от других отраслей, компания не должна исходить из предельных издержек последней единицы продукции, поскольку из-за значительных постоянных расходов и наличия экономии на масштабах предельные издержки снижаются. Обычным поэтому является варьирование платы за доступ к сети в зависимости от спроса, проще говоря, ее повышение в пиковые периоды.
Большая часть американских регулирующих органов санкционирует такие действия, аналогичная практика предусматривается и для британской газовой промышленности. Дезинтеграция вертикально интегрированных коммунальных компаний и контроль над платой за использование принадлежащих им сетей способствуют конкуренции в производствах, примыкающих к естественным монополиям.
Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей происходит в соответствии с двумя различающимися моделями. В основе одной из них лежит регулирование нормы прибыли, в основе другой — регулирование тарифов.
В обоих случаях регулирование осуществляют специальные агентства. В
США эти функции возложены на Федеральную комиссию по связи,
Федеральную комиссию межштатных перевозок и т. п., а также на со-


18 ответствующие органы штатов
17
.В Великобритании для контроля над отраслями, где возможности возникновения монопольного положения, а значит, и злоупотребления фактически или потенциально велики, созданы управления телефонной связи, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения.
Принципы регулирования различаются в зависимости от выбора цент- рального контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других содержательных и процедурных факторов.
В США доминировавшей до недавнего времени практикой регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый после налоговый доход в определенных пределах. При такой системе все аспекты деятельности компаний — тарифы, инвестиции, прибыльность — подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. ( рис.3).
Рисунок 3

История монополий США.
Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по
17
Конкуренция за монопольный рынок // (
https://vuzlit.com/1829653/konkurentsiya_monopolnyy_rynok
) (дата обращения 30 апреля 2022 г.)

19 каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например объемов производства, размеров продаж, величины прямых издержек, получаемых прибылей и т. п.
Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что, как правило, происходит в случае, если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия получают разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.
Процедура согласования тарифа в отдельных штатах различна. Обычно компания подсчитывает понесенные текущие издержки, примененный капитал и цену капитала за согласованный период (обычно последние 12 месяцев), за который имеются полные данные. Назначенный штатом Тарифный совет сверяет собственные свидетельства с оценкой предложений компании. Стороны могут либо обсудить различия в позициях и прийти к соглашению, которое должно быть одобрено регулятором, либо передать дело на рассмотрение административного суда
18
Процедура определения тарифа состоит из трех этапов — выявления те- кущих издержек, инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.
1. Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.
2. Оценка инвестиций — один из самых сложных аспектов в данной модели регулирования предприятий общественного пользования. Капитальные вложения можно оценивать по-разному — в ценах приобретения за вычетом
18
Конкуренция за монопольный рынок // (
https://vuzlit.com/1829653/konkurentsiya_monopolnyy_rynok
) (Дата обращение 30 апреля 2022 г)


20 амортизации; в ценах восстановления оборудования; наконец, в ценах восстановления услуг, а не оборудования, которое производит эти услуги. На практике регулирующие органы отдают предпочтение оценке капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости весьма затруднительно. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулятором нормативов.
19
Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается — встает вопрос о том, какая часть инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включена в базу, на которую рассчитывается разрешенная норма прибыли, а какая нет.
3. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней — доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей. Расчет величины допустимой нормы прибыли сопряжен с решением массы, казалось бы, чисто технических вопросов: что должно быть принято за цену капитала — цена для данной конкретной компании или среднеотраслевая, ее прошлая или ожидаемая в будущем величина; как при расчете прибыли должны учитываться налоги — фактически уплаченные или начисленные к уплате
20
По мнению критиков, данная модель поощряет режим затратного це- нообразования — установление тарифа на базе фактических издержек позволяет перекладывать затраты на потребителей.
Недостатки модели регулирования по принципу «издержки плюс прибыль» состоят в нарушении стимулов к капиталовложениям, в поощрении
(если компания функционирует на рынках с разной степенью конкурентности) перекладывания издержек с одного из них на другой, в недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг
21 19
Матюхин С.В. ГК РФ. Гражданский кодекс Части 1, 2, 3 и 4 по сост. на 05.11.21 с таблицей изменений и с путеводителем по судебной практике / Матюхин С.В., Романовский В.А. — Из-во: Проспект — 2023 —с. 897 20
Кочинев, Ю. Ю. Учет и аудит налога на прибыль по операциям, результаты которых не включаются в чистую прибыль / Ю. Ю. Кочинев, Н. В. Неелова // Аудитор. – 2020. – Т. 6. – № 1. – С 30.
21
Шюкюров, И. А. Возможности и ограничения для роста конкурентности среднего и малого бизнеса в современной российской экономике / И. А. Шюкюров // Вестник Челябинского государственного университета.
– 2014. – № 18(347). – С 152.

21
Во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.