Файл: Воспитание на занятиях дополнительного образования история, основные формы и направления по дисциплине "Дополнительное образование детей история и современность".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) По принципу вступления ребенка в воспитательную организацию являются добровольными; 5) Призваны поддерживать воспитанников в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб; 6) Педагог дополнительного образования выступает в нестандартных социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.

Глава 2. Осуществление воспитательного процесса на примере детского оздоровительного лагеря
Подростковый возраст – время усиленного развития самосознания, личного самопознания, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Переживания подростка отличаются от переживаний младшего школьного возраста более распространенным характером. Имея большой социальный опыт, подросток может осознать свои переживания, выразить их, понять, чем они вызваны. Чем старше человек, тем точнее он определяет природу своих трудностей и понимает, что ему может помочь. В практической части курсовой работы я представлю работу в детском оздоровительном лагере «Лесная Сказка», где в период прохождения практики с помощью социального педагога изучались особенности организаторских способностей детей в подростковом возрасте. Организаторские способности в подростковом возрасте важно развивать вследствие того, что в условиях общественных изменений не мало важные требования предоставляются к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения, к развитию социальной грамотности. Организаторские способности проявляются в умении убеждать людей, сплачивать их для достижения определенных целей. Таким образом, организаторские способности, как и коммуникативные, на мой взгляд, могут анализироваться как важнейший структурный компонент социальной компетентности. Организаторские предрасположения представляют собой важную часть и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением, с организацией коллективной работы. [10, c. 128]

2.1. Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере.

В своей практической работе я решила рассмотреть работу социального педагога по развитию организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере более подробно. На основе изученного материала мы попытались структурировать и составить собственный материал, который можно разделить на два практических направления:


1.Социально-педагогическое диагностирование для исследования и выявления последующих задач работы с детьми и временным коллективом.

2.Психологические игры, тренинги, упражнения для проявления процессов самопознания, гармоничного развитие личностных качеств, поступательной коррекции эмоционально-познавательной области, межличностного взаимодействия.

3.Не мало важным направлением в работе социолога является психологическая диагностика ребенка и временного коллектива в лагере, так как на основе полученных результатов строится дальнейшая работа социального педагога с ребенком и отрядом в целом. [11, c. 15]

Цели, поставленные социальным педагогом детского лагеря при использовании тех или иные диагностических средств, на наш взгляд, могут быть поставлены таким образом:

• Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.

• Более подходящими являются методики:

-"Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач".

-Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

-Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера).

-Тест на объективность.

-Методика проявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2).

-Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири).

2.Освоение межличностных отношений во временной детской группе (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, взаимодействие, дружба и другое), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в группе.

Для этого подходят такие методики как:

-Социометрическая методика.

-Тестовая методика "Я -лидер" (Тихомировой Е.И).

Используемые методики должны придерживаться следующим требованиям:

-простота для проводящих исследования педагогов;

-непродолжительность процедуры по времени, неутомительная для подростков;

-присутствие элементов занимательности, возможны игровые формы.

Изложенные выше методики можно разделить по некоторым параметрам в зависимости от длительности нахождения в лагере. [12, c. 2]

-Входная диагностика (организационного периода). Надо собрать следующие данные: общие сведения о ребенке, ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, самооценку, круг интересов.



-Текущая диагностика (основной период). Складывает эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие подростка, характер межличностных отношений.

-Итоговая диагностика (итоговый период). Тестируется личностный рост каждого члена отряда, удовлетворенность подростка пребыванием в лагере.

На основе освоенной литературы и проведенных исследований был подготовлен тренинг для знакомства детей в первые дни лагерной смены. Мы выбрали именно это направление, потому что [13, c. 12]:

1.Первые дни ребенка в лагере самые трудные. Они подразумевают обустройство детей в комнатах, знакомство друг с другом, выбор симпатий, адаптацию в коллективе.

2.В организационный период проводятся первые диагностики каждого ребенка и коллектива в целом. Данный тренинг поможет детям объединиться, почувствовать себя в едином целом коллективе.

Проведенная первичная диагностика общения допустит коррекцию дальнейшей программы деятельности.

Учитывая данные положения определено, что данные занятия являются важнейшими в начале деятельности в рамках воспитательного процесса.

Была определена тема тренинга: общение, умение вступать в контакт.

Цель: знакомство детей друг с другом.

Задачи: создать доброжелательную атмосферу; обеспечить взаимодействие всех детей друг с другом; сподвигнуть детей к высказыванию своих мыслей; дать возможность детям познакомиться и пообщаться друг с другом. [14, c. 19]
Тренинг из 4-х упражнений: "Улыбка", "Знакомство", "Если б я был вожатым то…", "Друг к дружке". Каждое упражнение имеет свою цель и инструкции к проведению.

Возможно, этот тренинг позволит детям на начальном этапе в лагере побыстрее познакомится со сверстниками, освоится в отряде, адаптироваться к лагерной жизни. Так же, тренинг покажет, кто из ребят имеет проблемы с общением, с кем надо продолжать упражнения, как строить свою программу работы. [15, c. 135]

Наравне с применением диагностических материалов, сделан упор на игровые формы, так как именно они, являются многофункциональным средством в развитии и воспитании личности ребенка. Как показывает практика, игровая деятельность достаточно результативна в освоении детьми навыков, самопознания, отождествлении себя в современном мире. Она позволяет педагогу проводить коррекционную работу, замечать нюансы индивидуальных творческих способностей, следить за личным ростом ребенка в целом. Для подростков игровое восприятие социально-педагогического процесса - это, прежде всего, возможность ощутить себя в различных социальных ролях, возможность развития личностных качеств, активное участие в межличностном взаимодействии. При помощи игры ребенок учится общаться со сверстниками, учится критически воспринимать и оценивать свое поведение, поступки, характер, привычки, преодолевать себя. Главное – игровая деятельность несет в себе огромный заряд оптимизма, без которого человеку трудно состояться как личности.


2.2 Апробация программы развития организаторских способностей в детском оздоровительном лагере.

Апробация программы развития организаторских способностей происходила на базе детского оздоровительного лагеря «Лесная Сказка». Осуществление программы было на примере третьего отряда детей в возрасте 14-16 лет, состоящего из 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков). Если проанализировать категории семей, то дети из неполных семей составили 10%, из малообеспеченных 6%, дети из многодетных семей - 5%, остальные дети (69%) - из благополучных семей. Для определения уровня развития организаторских способностей в течение лагерной смены с детьми было проведено анкетирование, тренинги, различные игры и упражнения. [15, c. 165]

В лагере с детьми и подростками работает следующий кадровый состав:

1.Директор лагеря;

2.Старший воспитатель;

3.Вожатые;

4.Социальный педагог;

5.Медсестра;

6.Физкультурный руководитель;

7.Музыкальный руководитель;

8.Преподаватели хобби-классов.

Специалистов выделяет высокий уровень профессионализма и конечно любовь к детям. Специалистами применяются различные формы и методы работы с детьми: это игры, викторины, конкурсы, коллективно-творческие дела, походы. Также, учитывая своеобразность детей для реализации социально-профилактической части, используются разные виды терапии (музыкотерапия, изотерапия, трудотерапия, сказкотерапия и т.п.), также одной из форм работы являются социально-педагогические тренинги, которые адресованы на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских умений. Хорошо влияют на восстановление личности детей физкультурно-оздоровительные мероприятия, вызывающие активность, дух соперничества. [16, c. 109]

Во время работы лагеря вожатые следят за настроением детей (методика САН). В начале смены огромное внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу создавали маленькие компании, не желая включаться в жизнь коллектива. Но по окончанию первой недели основная часть ребят уже принимала активное участие в жизни лагеря. Заметно, что наравне со спортивно-оздоровительной частью популярностью у детей пользовались мероприятия социально-профилактической целенаправленности, в основном разработанные автором тренинги развития способностей. В основном эти занятия выходили за рамки выбранной темы и определенного количества времени.

Основной интерес вызвал «День самоуправления», когда дети смогли проявить свои лидерские и организаторские способности. Инициативно дети обсуждали игры по станциям. Дети делились впечатлениями, обсуждали ее результаты. [18, c. 146]


Большое значение для развития организаторских способностей имеет тренинг "Я-лидер", в результате которого был проведен тест Е.И. Тихомировой. Во время тренинга ребята обсудили способы поведения и признаки, характерные для лидера, для уверенного в себе человека, отработали на практике некоторые из способов поведения. На практике потренировались в отстаивании своих убеждений. Тренинг был некой подготовкой к игре по станциям "Чемодан лидера", в следствии которого были выявлены не только лидерские качества каждого ребенка, но и определились лидеры каждого отряда.

Особый интерес вызвал у ребят тематический праздник «День оживших сказок». При подготовке к мероприятию дети смогли показать все свои организаторские и творческие способности, т.к. самостоятельно, практически без помощи вожатых, придумывали сценарии и занимались организационными вопросами, связанными с исполнением своих проектов. В результате сказка «Снежная королева» 3-го отряда заняла второе место в обще-лагерном зачете. Во время «Выставки достижений» в основном ни один ребенок не остался безучастным. В результате работы социального педагога и поддержки вожатых каждый ребенок смог показать свои таланты и умения. [19, c. 50]

Анализируя программу развития организаторских способностей можно сделать вывод: программа имеет педагогическую целенаправленность. От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали участие в тренингах, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх. Конечно, за одну смену результат программы наблюдать очень сложно, практически невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся постоянно во время лагерных смен. Работа лагеря является частью одного из важнейших направлений работы с детьми, по развитию организаторских способностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый имеет проблемы общения и социализации. Каждый ребенок в лагере ведет себя по-разному. Но во время занятий, проводимых социальным педагогом заинтересованность есть у всех. Общие темы для обсуждения, плавно переходили на конкретные ситуации, похожие ситуации, в которых находились дети. Постепенно для себя в обсуждении таких ситуаций ребята сами находят ответы на волнующие их вопросы. Подводя итоги этой смены можно с точностью говорить о том, что программа, направленная на развитие организаторских способностей, имеет огромное значение в становлении и развитии социально здоровой личности, а также имеет значение для воспитания современных подростков. [20, c. 61]