Файл: Место и роль административного права в правовой системе российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 497

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»
Тема: МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Институт финансов и права
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)
Кафедра

Конституционного и международного права
Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент

Зюзина Арина Александровна

Группа Ю-20-1

Руководитель

Кожевников Олег Александрович, д.ю.н., профессор


Екатеринбург

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1 Административное право отрасль российского права

5

1.1 Понятие и сущность административного права

5

1.2 Предмет и субъекты административного права

8

2 Место и роль административного права в правовой системе Российской Федерации

15

2.1 Место административного права в правовой системе Российской Федерации

15

2.2 Роль административного права в правовой системе Российской Федерации

19

Заключение

24

Список использованных источников

26



ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия наше государство находится в поиске направлений развития во всех сферах жизни общества – в экономической, социальной, политической и духовной. Методом проб и ошибок власти на протяжении всего этого времени пытаются реформировать наше государство, однако сегодня Россия все еще далека от образа развитого, социального,  демократического как провозглашено в Конституции, государства.

Понимание того, что в государственной системе и естественно в государственном аппарате существуют и с каждым разом появляются  основополагающие проблемы, приводит государственных деятелей к постоянному преобразованию государственного аппарата, как на законодательной основе, так и по структурным составляющим.

Сегодня, как и собственно десять, и двадцать лет назад работу этого аппарата с трудом можно назвать эффективной, что сохраняет актуальность административных преобразований.

Направления и инструменты административных преобразований выбираются, внедряются и корректируются в России в силу её специфики, и стоит отметить, что оценивать качество этих преобразований, не учитывая этот факт, было бы достаточно поверхностно.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что административное право является одной из важнейших отраслей российского законодательства. Его местоположение в правовой системе России определяется тем, что административно-правовые нормы закрепляют основополагающие юридические основы  административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются нормы целого ряда областей публичного и частного права.

Для того чтобы более детально изучить предмет и метод административно-правового регулирования, в первую очередь необходимо раскрыть место административного права в правовой системе России и провести  взаимосвязь указанной дисциплины с иными отраслями российского права. Это и является причиной выбора темы данной курсовой работы.

Цель исследования – определить место и  роль административного права в правовой системе России. Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность административного права, как одной из отраслей российского права;

- изучить предмет и субъекты административного права;

- определить место административного права в правовой системе Российской Федерации

;

- исследовать роль административного права в правовой системе Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования.

Предмет исследования - место и роль административного права в российской правовой системе.

Теоретической основой исследования послужили труды следующих ученых: Д.П. Бахраха, В.В. Лазарева, А.Б. Агапова, A.М. Волкова, Е.А. Дориной, А.С. Вишняковой, Д.В. Осинцева, И.Т. Тарасова, М.Б. Смоленского, М.А. Масленникова, A.Л. Атапиной, Ю.В. Старилова, А.И. Стахова, И.П. Кононова, О.Н. Шерстобоева, Ю.Н. Старилова, А. И. др.

Методологическая база исследования достаточно разнообразна. В основу методологии данной курсовой работы положены общенаучные методы и принципы диалектической и формальной логики, метод анализа, методы наблюдения и обобщения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников.
1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА


    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Учитывая такие факторы российского государства, как территория, многонациональность, сложившиеся на протяжении веков великие традиции все это предопределило большое значение государственной власти и администрации  в жизни общества. В связи, с чем и обуславливается первостепенное, важнейшее место административного права в правовой системе российского государства.

Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение [3, с.24].

В современной науке административного права существует масса определений отрасли административного права.

Так, начиная с профессора И.Т. Тарасова, определявшего административное право как совокупность «правил и норм, определяющих организацию, власть и деятельность администрации в данном государстве, в данную эпоху» [13, с.47].

В эпоху советского государства Б.М. Лазаревым было сформулировано следующее понятие: «советское административное право: может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т.е. те отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами: государства исполнительной и распорядительной деятельности» [15, с.110].


Административное право и сейчас определяется как «самостоятельная публичная правовая отрасль, которая упорядочивает общественные отношения, связанные с государственной административной деятельностью» [9, с.77].

Дригола Э.В.  характеризуют административное право как «отрасль права, составную часть современной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также другие отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, возникающие в сфере исполнительной власти» [17, с.201].

Смоленский М.Б., в своем учебнике административное право характеризуют как отрасль права, «составную часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также другие отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении разных форм государственной деятельности, а также отношения, возникающие в сфере исполнительной власти» [19, с. 115].

На наш взгляд, данное определение обладает некоей тафтологичностью, т.к. исполнительная власть и есть частью государственного управления, но при этом в определении подчеркивается значимость административного права для всей национальной правовой системы.

Согласно формулировке Конина М.Н. «административное право является фундаментальной отраслью российского права и занимает, наряду с конституционным и гражданским правом, ведущее место в регулировании общественных отношений» [11, с. 15].

По мнению Попова Н.Ф., «административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности» [17, с. 95].

Рассматривая вышеизложенные определения различных ученых можно прийти к выводу, что административное право призвано реализовывать в жизнь задачи и функции государственного управления. Кроме того, оно связанно с внутриорганизационной деятельностью государственных органов и государственной службой, а также с административным судопроизводством. Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований.

Игачев Ю.И. утверждает, что «если административное право как отрасль права, система юридических норм регулирует действия разных субъектов, то наука административного права изучает, анализирует, систематизирует нормы, выявляет их роль. Итоги научных исследований отражаются не в нормах административного права, а в научных выводах, классификациях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги» [14, с. 44].


Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и понятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями [14, с. 45].

В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора – науки гражданского права, вопросов административного [11, с.84].

Вместе с тем при формулировании понятия административного права необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.  Такое определение позволяет не только раскрыть предмет и метод отрасли, но также проследить ее видовую принадлежность к отраслям публичного права и целевую направленность на обеспеченность общественных интересов.
1.2 ПРЕДМЕТ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Административное право  самостоятельная отрасль российского права [18, с.230].

Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по тому, какие общественные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет их правового регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений. Например, трудовое, земельное, семейное, уголовно-процессуальное.