Файл: Место и роль административного права в правовой системе российской федерации.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1049
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конин Н.М. считает, что «административное право достаточно тесно связано с гражданским, однако нормы гражданского права касаются имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права имущественных отношений, основанных на административном подчинении одной стороны другой. Именно метод правового регулирования в большинстве случаев является ведущим критерием разграничения норм административного и гражданского права в условиях совпадения предмета правового регулирования» [11, с.38].
Тесная связь существует между административным и уголовным правом [20, с.43]. При этом надо помнить, что методологически административное право является базовым для некоторых институтов уголовного права (например, по применению различных мер принуждения) связь между административной и уголовной отраслями права проявляется во взаимодействии между институтами административной и уголовной ответственности, которые вместе создают, так сказать, защитную оболочку для различных общественных отношений.
При этом административная ответственность может рассматриваться как профилактическое средство по многим видам преступных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Часто внешне одинаковые действия в зависимости от степени их общественной опасности могут быть основаниями для как административной, так и уголовной ответственности.
Д.В. Осинцев утверждает, что «существуют некоторые трудности с выявлением взаимосвязей между административным правом и экологическим, налоговым, таможенным, земельным правом. В частности предметом области экологического права являются общественные экологические отношения, сложившиеся по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, налогового права система финансово-правовых отношений, которая регулирует налоговые отношения государственных органов и налогоплательщиков относительно установления, изменения и взыскании с налогоплательщиков части их доходов в соответствующий бюджет» [15, с. 462].
В целом механизм соотношения этих отраслей с административным правом заключается в том, что значительная часть отношений, относящихся к предмету указанных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему методами. Более того, в юридической литературе таможенное право прямо рассматривается как одно из направлений первичного правового образования административного права [5, с.157].
Без всякого сомнения, административное право имеет тесную связь с такой процессуальной отраслью юриспруденции, как «Административный процесс РФ», или в трактовке других ученых «Административное судопроизводство» [9, с.86].
С одной стороны, нормы административного права является материальной основой для административного процесса, который осуществляется в процессе административного судопроизводства с целью защиты в специальном судебном порядке прав, свобод и законных интересов частных лиц от неправомерных действий (решений) субъектов властных полномочий. С другой стороны, нормы административного процесса развивают административные процедуры административного права - например, в процессе производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, место административного права в правовой системе РФ определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения. Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.
2.2 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современное российское административное право призвано регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.) [8, с.158].
Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного права соответственно подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственный орган федерального и регионального уровня. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся основой административного права.
В нормативных правовых актах отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, государственно-правовых и общественных институтов, которые в прошлых подобных правовых документах служили фиктивным прикрытием тоталитарного государства. Сейчас конституционно закреплены многопартийность и идеологическое разнообразие.
Административное право, по мнению А.Б. Агапова «играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права» [4, с.78].
Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие [5, с.218]:
-
сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования; -
существенное возрастание роли региональных регуляторов; -
усиление значимости рекомендательных норм; -
обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; -
усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.
Во-вторых, характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса [5, с.219-220].
По мнению Дориной Е.А., «важное значение имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п. Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должного регулирования налоговых, земельных, трудовых и иных отношений, ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права» [9, с.78] .
Итак, административное право строгих границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, как уже отмечалось выше, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Анализ роли административного права в правовой системе России представляется целесообразным завершить обращением к содержанию его задач и функций. Их исследование позволить более полно раскрыть сущность исследуемой системы права в его современном понимании, поскольку именно функциональная составляющая, реализуемая через цели и задачи, позволяет очертить всю полноту роли административного права в регулировании общественных отношений в российском государстве.
По общему правилу, к целям административного права как отрасли права можно отнести установление и регламентацию таких общественных отношений и непосредственных взаимоотношений между субъектами, при которых каждому гражданину должно быть гарантировано государственно-властным субъектом реальное обеспечение прав и свобод в случае их нарушения.
Закономерно, что цель административно-правового регулирования обуславливает постановку задач административного права как отрасли права. В наиболее общем виде они представлены в ст. 1.2 Кодекса АП РФ.
Более детализировано задачи административного права как отрасли права можно изложить в таком виде [3, с.98]:
-
обеспечение публичных субъективных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, не облеченных властными полномочиями; -
обеспечение нормального функционирования публичных институтов государства и общества; -
обеспечение развития основ гражданского общества в России; -
развитие конституционно-правовых основ по предоставлению административных услуг; -
развитие административно-правовых основ по предотвращению и противодействию коррупции; -
обеспечение предупреждения (профилактики) правонарушений средствами административного права.
Агапов А.Б. считает, что «характеристику роли административного права в правовой системе России, также дополняют перечень его функций и внутренняя система построения. Функции административного права определяются, прежде всего, спецификой его предмета и метода административного права, а также задач, которые стоят перед ним. Традиционным является отнесение к числу основных функций административного права регулятивной и охранительной функций» [3, с.49].
Административное право в системе отраслей российского права [6, с.204]:
-
определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права; -
регулируют правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права; -
устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права; -
определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права.
Таким образом, роль административного права в правовой системе РФ сводится к тому, что оно юридически обеспечивает и сопровождает властную деятельность публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридически обеспечивает реальное действие этих норм. Административное право занимает особое место в процессе преодоления искусственного противопоставления государства и рынка, осознании того, что основным субъектом политики экономического роста, дальнейшей демократизации общества и углубления интеграционных процессов является государство, которое должно стать надежным гарантом конституционных прав и свобод граждан. На административное право приходится основная нагрузка по юридическому обеспечению административной реформы и создания эффективной управленческой системы, соответствующей стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административное право Российской Федерации как понятие многогранно и рассматривается в трех формах:
-
как отрасль права в системе национального права; -
как наука, изучающая административные нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; -
как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики.
Административное право Российской Федерации как отрасль права составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении различных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления.