Файл: Место и роль административного права в правовой системе российской федерации.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1051
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К содержанию предмета административного права можно предложить такое определение это совокупность общественных отношений, возникающих при формировании государственной администрации и осуществлении ею властной деятельности [17, с.113]. Под формированием здесь понимается создание системы органов административной власти, государственных предприятий и учреждений, воинских и других вооруженных формирований, а также должностей в государственных организациях. Сюда же включаются закрепление правовыми нормами компетенции государственных органов и учреждений, правового статуса служащих, порядка взаимоотношений между ними.
Административным правом регламентируется деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.) [9, с.67].
Предмет административного права можно разделить на две части [6, с. 231]:
-
внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, подчиненных им учреждений, строевых подразделений, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах, учреждениях, строевых подразделениях. -
взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности, гарантии от административного произвола, административных импровизаций [4, с.45].
Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией необходимое условие превращения полицейского права в административное [9, с.66].
Вопрос о предмете отрасли права важен для любой юридической науки. Но особенно в настоящее время он актуален для административного права.
Предмет административного права включает в себя пять групп общественных отношений [8, с.94]:
-
общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его уровнях: от Президента РФ до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду, прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они собственно и созданы, а именно, организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности; -
внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, похожи, независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права -
к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых ими действий, но и их целесообразности, что коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от занимаемой ими должности или же штрафные санкции; -
предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в том, что, являясь органом правосудия, они, тем не менее, руководствуются нормами Кодекса АП РФ, что не может быть изъято из предмета административного права; -
к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия.
Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.) [4, с. 39].
Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками общественных отношений, регулируемых административным правом [4, с.41]. Виды субъектов административного права продемонстрированы на рисунке 1.
Рисунок 1 Виды субъектов административного права1
Индивидуальными субъектами права являются, например, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и граждане без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами административного права являются должностные лица - государственные служащие, которые выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов или органов местного самоуправления
Коллективными субъектами административного права могут выступать различные объединения граждан, а в их числе разные по своему назначению и статусу подразделения органов исполнительной власти. Но в итоге и в этом случае от их имени в правоотношениях участвуют конкретные люди, т.е. - индивидуальные субъекты административного права.
К государственным организациям как субъектам административного права могут относиться: органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и их различные объединения (корпорации, концерны), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные самостоятельной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения [11, с.132].
Следовательно, круг субъектов административного права разнообразен, но главное, что их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.
Под административной правоспособностью понимается одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения [18, с.49].
Административная правоспособность выражается в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления [13, с.47].
Административная правоспособность является предпосылкой для возникновения административно-правовых отношений.
Однако следует учитывать, что понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений» не совпадают [5, с.80]. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.
Согласно мнению Дориной Е.А. «под дееспособностью понимается процесс практической реализации административно-правового статуса субъекта в условиях управленческой действительности» [9, с.22].
Таким образом, административное право – это система правовых норм, которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли все они являются носителями административной правоспособности. Однако непосредственно в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют.
2 МЕСТО И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Под правовой системой РФ понимают совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых оказывается регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений [7, с.47].
По мнению Попова Л.Л. «правовая система РФ является средством нормативного закрепления и реализации внутренней и внешней политики государства. Конструктивной основой правовой системы является право, выраженное в национальном законодательстве. Ее функционирование отражается в концепциях развития законодательства, юридического образования и науки, конституционной, судебной, административной реформ, реформы правоохранительных органов и тому подобное [16, с.29].
Место административного права в правовой системе РФ определяется содержанием его влияния на основные ее элементы, к которым относится система права и система законодательства, правоотношения, юридическая практика, правовая политика и идеология, правосознание и правовая культура, юридическая наука и образование.
Сегодня стратегия государства направлена на внедрение единой, согласованной государственной политики реформ, налаживание эффективного механизма взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества с привлечением к сотрудничеству международного сообщества. Кроме того внедрение системного подхода к стратегическому планированию, согласования позиций и мониторинга реализации реформаторских усилий по обеспечению устойчивого развития РФ как предпосылки роста благосостояния населения, достижения европейских стандартов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина [13, с.19].
В соответствии с этим административно-правовое сопровождение публичного администрирования и отношений административных обязательств возникает важным и необходимым фактором определения стратегических интересов государства в правовой, экономической, социальной, научно-технологической, экологической, информационной и других сферах. Административное право, сохраняя своеобразие, выраженное в его предмете и методе, тесно взаимодействует практически со всеми отраслями права [18, 306].
Характеризуя это взаимодействие, А.И. Стаханов и П.И. Кононова трактуют, что «нужно иметь в виду, что право охватывает своим регулятивным воздействием самые разнообразные отрасли и сферы общественной жизни. По месту в иерархической системе юриспруденции административное право связано с многочисленными вертикальными и горизонтальными отношениями с другими отраслями (подотраслям) права и некоторыми отраслями науки» [22, с.114]:
-
административное право РФ является производным от конституционного, которое должно развивать и уточнять его положение в отраслях, сферах и секторах внутригосударственного общественной жизни; -
нормы и институты общего административного права являются исходными (основополагающими) для таможенного, налогового, муниципального права, а в некоторых аспектах и для хозяйственного, финансового, экологического, земельного права и других отраслей публичного права; -
административное право РФ является материальной основой самостоятельной процессуально-правовой отрасли, регулирующей судопроизводство в административных судах (административного процесса РФ) особое административное право связано горизонтальными связями с гражданским, финансовым, хозяйственным, аграрным, земельным и уголовным правом; -
отрасль административного права имеет тесную горизонтальную и вертикальную взаимосвязь с государственным управлением.
Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между административным и конституционным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая и административное. Предметом конституционного права РФ прежде всего являются общественные отношения, возникающие при осуществлении власти народом РФ и обеспечения избранными им органами государственной власти и местного самоуправления прав и свобод человека, и гражданина [22, с. 406].
В своей статье Старилов Ю.Н. описывает, что «распоряжение норм конституционного права являются основополагающими принципами для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность субъектов административно-правового регулирования. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции РФ и других источников конституционного права относительно функционирования различных сфер общественной жизни» [20, с.44].