Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: Происхождение государства и права
Институт финансов и права Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Кафедра Конкурентного права и антимонопольного регулирования Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент Группа Руководитель |
Екатеринбург
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1 Первобытное общество: общая характеристика и его структура | 6 |
1.1 Родоплеменная организация общества: экономические отношения, власть, социальные нормы | 6 |
1.2 Общие предпосылки, условия возникновения, и характеристика ранних форм государства | 11 |
2 Основные теории происхождения государства и права | 16 |
2.1 Теологическая теория происхождения государства и права | 16 |
2.2 Патриархальная теория происхождения государства и права | 17 |
2.3 Теория насилия | 18 |
2.4 Классовая теория | 20 |
Заключение | 22 |
Список используемых источников | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Происхождение государства и права в нынешней отечественной теории государства и права относится к количеству основных и вместе с тем довольно дискуссионных. Она посвящена вопросам формирования государства и права и позволяет понять, когда и в силу каких причин возникают государство и право и появляются ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического совершенствования.
Рождение государства и права процесс весьма неоднозначный и в то же время закономерный. Его возникновение – символ того, что человеческая общность достигла соответствующей ступени организации. Исследование некоторых гипотез возникновения права и государства позволяет выяснить мнения философов, мыслителей, ученых и политиков о сущности и тенденциях этих возникновений.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что она позволяет лучше понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждая из них отражает абсолютно разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ на этот процесс.
Целью данной курсовой работы является проведение методологического исследования теорий государства и права.
Задачами данного исследования являются:
‒ изучение ключевых причин и предпосылок формирования государства, и права;
‒ изучение социальных взаимоотношений в рамках первобытнообщинного жизнеустройства;
‒ проведение анализа концепций происхождения государства и права;
Всего этого можно добиться исследовав теории происхождения государства и права, проанализировав социальный строй первобытного общества, а также рассмотрев общие понятия теории государства и права.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые сложились в процессе становления государства и права.
Предметом исследования являются черты присущие происхождению государства и права. Содержание, структура, особенности и механизм возникновения и развития государства и права.
В качестве информационной базы исследования были использованы:
‒ учебные пособия по данной проблематике
‒ монографическая литература
‒ материалы научных периодических изданий
‒ открытая информация, размещенная на официальных сайтах сети интернет.
Степень научной разработанности. Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права. Изучением и исследованием теорий происхождения государства и права занимаются Мухаев Р.Т., Морозова Л.А., Радько Т.Н., Першиц А.И., Славова Н.А., Петражицкий Л.И.
Методология исследования. Законы и принципы системного и сравнительного анализа. Вместе с тем исследуемый вопрос рассматривался с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий.
Структура работы представлена введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением, списком использованных источников.
1 ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЕГО СТРУКТУРА
-
РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Первобытнообщинный строй был самым продолжительным по времени периодом истории человечества (завершилась эта эпоха лишь около 5 тыс. лет назад). Известно о нём немного, но всё же общее впечатление о том времени можно себе составить. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от возникновения человека до образования государства, было первобытное общество. Этот период важен для осмысления процесса становления государства. Вначале возникло общество, которое в процессе своего формирования пришло к надобности формирования таких значимых общественных институтов, как государство и право.
Трудно представить, как выглядели наши предки. Однако мы точно знаем: первый человек родился как социальное существо, ведущее стадную природу существования. Таким образом, человек и общество неразрывно связаны, они возникают и развиваются одновременно. В постоянной борьбе за существование, когда люди еще не стали доминирующим биологическим видом на планете, было невозможно выжить одному. Формирование человеческих сообществ предшествует возникновению государства и права [6].
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в законе. Оно полностью мoгло обойтись и обходилось с помощью обычаев, основанных на авторитете власти и советов старейшин, которые регулировали все общественные отношения. Однако ситуация радикально изменилась, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, конфликтующими друг с другом интересами [2].
Древние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях были бессильны. Возникла жизненная потребность в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые могли бы учитывать прижившиеся изменения в обществе и быть обеспеченными не только силой общественного влияния, но и государственным принуждением. Право стало таким регулятором [18].
Важнейшие признаки, свидетельствовавшие о появлении государства и права по мнению исследователей: (в соответствии с рисунком 1)
Рисунок1 – Признаки появления государства и права
Формирование и развитие первобытного общества подразделяется из нескольких периодов:
– Ранний период – это период начала социального развития, где происходило окончание биологического совершенствования. Этот этап также называют эпохой праобщины. Именно в этот период люди жили малыми кровными группами приблизительно по 20 - 30 человек и занимались в основном охотой и собирательством.
– Средний период – это период, где происходит поэтапное укрупнение общества и становление родовых общин. Родовая община предполагала собой общину, которая основана на родственных связях, где каждый член выполняет соответствующую социокультурную функцию. Здесь также появились межродовые связи. Иными словами, это коллектив родственников. Этот период аналогично можно назвать периодом родовой общины. В эту эпоху возникла новая форма власти, которая именовалась вождеством. Она пpедставляла собой социальную организацию, состоящая из обилия общинных селений.
– Поздний период – это период постепенного усложнения социальной жизни. Здесь возникают новые разновидности земледелия, скотоводства и ремесленничества. В этот период также сформировываются предпосылки формирования государства и возникают новые зачатки производящей экономики, а также возникают обменные взаимоотношения [12].
Экономические отношения. Экономическая структура первобытного общества характеризуется присваивающим типом экономики. Продукты питания не производятся, но добываются на охоте, рыбалке или собирательстве. Также имеет место разделение труда по возрасту и половому признаку. Основная задача - приобрести у природы то, что она может дать. Отсюда полная зависимость первобытного общества от окружающей природной среды.
Первобытная экономика характеризуется коллективно организованной совместной работой всех членов общества, а также общественной собственностью на орудия труда и добытые продукты питания. Все полученные продукты передаются в «общий котел», а затем распределяются на справедливой основе, чтобы каждый получил свою долю.
Экономика представляет собой систему отношений для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и заканчивается их потреблением. Отношения, связанные с распространением и обменом выпускаемой продукции, носят промежуточный характер. Формирование экономических отношений породило новые институциональные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право являются общественно-политическими институтами, оживляемыми экономикой, потребностями ее развития и регулирования.
Социальные нормы. Совместная деятельность людей предполагает координацию усилий отдельных лиц для достижения общего результата. Так, единые правила поведения - социальные нормы - формируются для всех членов сообщества. В течение длительного времени в первобытных сообществах формировались системы социальных норм, регулирующие производство и распределение, семейные, религиозные, морально-этические и другие отношения.
Такие нормы также назывались по-другому обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Они возникли в связи с общественной необходимостью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продукции [20].
Обычаи, типичные признаки:
– они исходили от рода и отображали интересы и волю;
– так как обычаи входили в привычку людей, то они соблюдались всем родом и исполнялись самовольно;
– отсутствовали расхождения между правами и должностями членов родового общества [4].
Кроме обычаев существовали и иные разновидности социальных норм. Среди них можно обозначить также:
1. Миф – это изложения о богах, духах, обожествленных персонажах, которые возникли в первобытном обществе;
2. Обряд – это правила поведения, которые заключаются в символических действиях, которые глубоко проникают в психику человека и преследуют воспитательные цели;
3. Ритуал – это символические действия, которые выражают связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, а также способствуют общему настрою на совместную деятельность;
4. Религиозные нормы – это нормы, которые основаны на религиозных представлениях. Особое место занимало отправление религиозных культов и жертвоприношение богам [14].
Эти нормы выполнялись добровольно, но стоит отметить, что нарушение этих норм приводило к наказаниям в виде изгнания из общины.