Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаки социальных норм в первобытном обществе: (в соответствии с рисунком 2)
Рисунок 2 – Признаки социальных норм
Власть и управление. В условиях первобытнообщинного строя они носят характер общественного самоуправления. Источником власти здесь является общая воля всего сообщества, которое непосредственно формирует органы самоуправления.
Власть основывалась главным образом на социальных нормах, которые регулировали все сферы жизни. Говоря о власти в первобытном обществе, можно выделить ее основные черты:
– она носит общественный характер;
– строилась по кровнородственному принципу (распространялась на всех членов рода);
– власть основывалась на качествах будущей главы;
___________________
2Составлено автором по: [10]
– не существовало особого аппарата управления (управление осуществлялось самостоятельно);
– не является аппаратом, который бы управлял или принуждал людей;
– регулирует общественный строй с использованием особых средств (мононормы) [10].
Таким образом, первобытное общество являлось простой организацией жизнедеятельности людей, которая была выстроена на близкородственных связях, совместном труде и социальном равенстве всех членов. Это общество было самым продолжительным этапом в истории мироздания. Данная тематика остается актуальной до сих пор, потому что наличествует обилие различных убеждений по поводу трудностей возникновения государства, так как мы не можем в полной степени понять, в каком мире мы сейчас живем, и что будет после нас. В первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, которые являются нецелесообразными. Власть в этом обществе носила всенародный характер и возводилась на самостоятельном планировании. Никакого специального аппарата управления здесь не существовало. Доисторическое общество стремилось подчиняться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом.
1.2 ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, И ХАРАКТЕРИСТИКА РАННИХ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
В понимании первобытного общества ученые прежде всего выделяют те знания, которые характеризуют развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. В настоящее время в исторической науке эти проблемы обсуждаются и уточняются. Особую методологическую ценность для теории государства и права имеет периодизация, основанная на археологических данных и oтмечающая в качестве одного из основных направлений развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» – новый каменный век) [3].
Нaчинaя хaрaктeристикy прeдпoсылoк вoзникновения гoсудaрства, следует отметить, что всю их совoкупнoсть принятo дeлить нa нескoлько грyпп (каждая из которых будет рассмотрена в Таблице 1).
Таблица 1 – Предпосылки возникновения государства [14]
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА | |
Экономические предпосылки | Вопрос о факторах, которые определили переход к производящей экономике, остается достаточно спорным. Среди всевозможных причин, побудивших людей заняться вместо собирательства земледелием, называют следующие: 1) демографическая обстановка (увеличение народонаселения и сокращение по мере развития человеческого общества продукта для потребления, даваемого природой); 2) изменение климата (произошедшая в то время на Земле экологическая катастрофа заставила человека задуматься о новых средствах существования в связи с начавшимся похолоданием и вымиранием наилучшей добычи людей – крупной фауны); 3) воля случая (предположение о том, что человек совершенно случайно нашел способ устойчивого получения пропитания, например, обнаружив всходы оброненных зёрен злаков); 4) интеллектуальный фактор (в ходе эволюции человек научился мыслить, и вследствие этой особенности своего сознания он смог перейти от присваивающего хозяйства к производящему). |
Продолжение таблицы 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА | |
Политические предпосылки | Здесь обращается внимание в основном на 3 момента: 1) необходимость регулирования отношений в обществе (усложнение организации производства, появление новых управленческих функций, связанных с переходом к производящей экономике, и тем самым с назревшей потребностью регламентирования сельскохозяйственного производства, объективно привели к выделению группы организаторов производства, работников, ведающих учетом труда и распределением его результатов и т.п.); 2) острая потребность в существовании стабильного порядка в обществе для гарантированного и устойчивого осуществления производства (контроль за соблюдением регламентирующих норм); 3) необходимость регулирования отношений с соседними сообществами людей. Всё это требовало организации некой единой властной структуры, способной более или менее адекватно реагировать на изменяющиеся жизненные обстоятельства с целью непрерывного развития общества. |
Продолжение таблицы 1
Идеологические предпосылки | Господствующей формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т.е. поклонение многим богам, потом, со временем, появилась своеобразная иерархия божеств, а затем в различных регионах земного шара в разное время стало возникать и укрепляться единобожие. Многие исследователи справедливо считают, что религия консолидировала древнее общество, способствуя объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность – народ. Более того, считается, что возникновение монотеистической религии у тех или иных народностей является показателем формирования у них государств. |
Психологические предпосылки | На начальном этапе становления общества общие интересы осознаются людьми лишь в очень небольшой мере. Но со временем, отчасти под воздействием военных нашествий и необходимости защиты от них, у людей возникает понимание о том, что эти общие интересы, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества, реализовывать некому. И постепенно в развитом обществе цель его существования начинает рассматриваться исключительно в качестве некой правовой цели (т.е. развития и обеспечения права), которая, помимо прочего, включает в себя и контроль и управление властью, осуществляющей принуждение в связи с необходимостью определенной организации жизни людей. Подобный сформировавшийся у людей тип самосознания, по мнению Гоймана-Червонюка, в немалой степени способствует образованию у них государства. |
Таким образом, для формирования государства на данном этапе развития в первобытной общине существовало множество предпосылок. Главный итог, который можно подвести из их краткого анализа – это утверждение их практической равнозначимости. Разные процессы, которые развиваются в обществе в изучаемый период времени, указывают также и на трудности предстоящего перехода к государственности.
2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
С момента формирования первого государства прошло около 5 тысяч лет, и можно утверждать, что всё это время общество, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) конкретного государства, размышляло над вопросами о предпосылках и путях его зарождения.
На сегодняшний день известно множество всевозможных теорий, различно трактующих предпосылки возникновения государства. Это объясняется тем, что создавались они в различные исторические периоды времени, и их составители руководствовались различными философскими и идеологическими взглядами, акцентируя внимание лишь на те или иные исторические особенности становления общества, присущие определенным регионам земного шара, народам, которым вскоре придавалось многофункциональное значение. Таким образом и делался всеобщий вывод об формировании государства [5].
Теологическая теория возникновения государства является старейшей из существующих в мире. Также в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе.
Основатели этой теории, выражая ранее широко распространенное религиозное сознание, утверждали, что государство было создано и существует по воле Бога. В этом отношении церковная власть имеет приоритет над светской властью. Вот почему вступление каждого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие дает светской власти особую силу и aвторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Эта теория широко использовалась для оправдания и обоснования неограниченной монархии, а также для пропаганды смирения граждан перед государственной властью [16].
Оценивать теологическую теорию возникновения государства весьма сложно: её нельзя подтвердить, нельзя также и прямо оспорить. Вопрос об подлинности данной теории решается совместно с вопросом о существовании Бога, т. е. в окончательном счете с вопросом религии. Одни исследователи говорят, что здесь налицо очевидная ненаучность, что гипотеза не руководствуется объективными историческими фактами, в чём заключается её основной недостаток. Другие в ответ указывают на то положительное, по их мнению, обстоятельство, что во все времена вышеописанная теория строго порицала преступность, содействовала утверждению в обществе взаимопонимания и благоразумного порядка, что у неё до сих пор в наличии немалые возможности для совершенствования духовно-нравственной жизни в стране и укрепления государственности. Автор настоящей работы в данном вопросе склонен придерживаться некого нейтралитета, дабы не принижать чувства ни тех, ни других (тем более, что свобода совести закреплена в Российской Федерации её Основным законом).
2.2 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В основе патриархальной теории лежит идея о том, что государство возникает непосредственно из разродившейся семьи, а власть монарха над своими подданными исходит из власти отца-патриарха над его домочадцами. Основателем этой теории является великий греческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг.), который утверждал, что государство возникает из разросшейся семьи. Причиной появления государства является желание людей общаться, поддерживать контакт друг с другом. Результатом такого общения является формирование деревень, кланов, родов, из которых неизбежно формируется государство [17].
Аристотель связывает возникновение государства с инстинктивным стремлением людей к общению благодаря дару речи, служащему не только для выражения радости и грусти, свойственной животным, но и для высказывания. Следовательно, государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, поскольку человек по природе создан для того, чтобы жить с другими, потому что он «существо политическое», гораздо более социальное существо, чем пчелы и все другие живые существа [1].
2.3 ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
Одной из известных на Западе теорий происхождения государства является теория насилия.
Теория насилия, также, как и некоторые другие теории происхождения государства и права, имеет свою, достаточно длительную историю. Зaчaтки данной теории встречаются еще в древности, в действительности, в сочинениях первого и второго поколения софистов[7].
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения[15].
Можно утверждать, что вышеуказанная теория состоит, в свою очередь, из двух гипотез (согласно Рисунку 3):
Рисунок 3 – Виды теории насилия
_________________________
3Составлено автором по: [19]
В качестве основного достоинства обеих разновидностей теории насилия следует отметить основанность их на реальных исторических обстоятельствах. Действительно, завоевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества (комплектование государственного аппарата практически всегда производилось из завоевателей), да и насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства – явление довольно распространенное [11].