ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тренинг по скорочтению
Данное пособие представляет собой тренинг, который состоит из 10 занятий, рассчитанных на обучающихся 10-12 лет с легкой умственной отсталостью.
Предназначено для педагогов и родителей, которые занимаются со своим ребенком дома самостоятельно.
Цель: развитие навыка правильного и быстрого чтения.
Задачи:
-
повышение мотивации к процессу чтения; -
улучшение техники чтения; -
увеличение объема зрительного восприятия, развитие концентрации и переключаемости внимания, когнитивного мышления, межполушарного взаимодействия.
Занятия построены так, что чтение текста чередуется с упражнениями, направленными на развитие ВПФ. Такое чередование позволяет мобилизировать познавательные процессы на достижение основной цели, а также сохранить интерес к выполнению сложных упражнений.
Каждое занятие включает в себя по 10 упражнений, выполнение которых должно проходить динамично, соблюдая высокий темп. На первом занятии необходимо проверить начальную технику чтения, а на десятом – конечную (тексты прилагаются) и зафиксировать результат (количество слов в минуту).
Тренинг включает в себя:упражнениянаразвитиевнимания.
«Струп-тест»
Обучающимся предлагается прочитать про себя слова, обозначающие цвет. А вслух назвать цвет, которым они написаны. Упражнение развивает не только внимание, но и гибкость когнитивного мышления.
«Лабиринт».
Обучающимся необходимо найти выход из лабиринта при помощи глаз, не помогая себе пальцем или указкой. Лабиринты можно проходить как в прямом, так и в обратном порядке.
«Большие и малые числа».
Представляет собой таблицу, где все числа разного размера, написаны разным шрифтом, не по порядку. Обучающимся предлагается найти как можно быстрее цифры заданного диапазона (от 1 до 20, от 30 до 15 и т.д.).
«Разноцветные числа».
Это таблица, где числа от 1 до 25 написанные двумя разными цветами. Необходимо найти числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое, 1 цветное; 2 белое, 2 цветное и т.д.
«Анаграммы».
Нужно составить слово, поменяв буквы местами.
Данное упражнение развивает внимание, тренирует ум, абстрактно-логическое мышление и память мозга.
Упражнениянаразвитиеполя зрения.
«Таблица Шульте».
Это квадратная таблица 3х3, 4х4, 5х5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице. Так обучающиеся расширяют угол зрения, тренируют внимание и учатся быстрее воспринимать информацию.
«Клиновидные таблицы».
Глядя на центральную линию, пытаться увидеть цифры, буквы, слоги по краям. При допущении ошибки необходимо вернуться на два шага назад.
Упражнениянасинхронизациюобоихполушарийголовногомозга.
«Рисование двумя руками».
Обучающимся предлагается нарисовать или обвести рисунок одновременно обеими руками.
«Алфавит».
Обучающимся необходимо назвать верхнюю букву и одновременно поднять вверх правую руку, если нижняя буква-П, левую руку, если нижняя буква- Л, обе руки, если нижняя буква- О.
«Стоп. Глаза».
Ученик начинает читать текст. По команде «Стоп. Глаза» он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы на несколько секунд, а потом должен быстро найти место, на котором он остановился и продолжить читать.
«Чтение с указкой».
Необходимо читать текст, ведя указкой (пальцем или карандашом), избегая возвратных движений. Важно вести указку непрерывно, не останавливаясь и ускоряя движения.
«Чтение с линейкой».
Прикрыть линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задание-прочитать текст, видя только верхушки букв. Данное упражнение способствует повышению техники чтения.
«Чтение перевернутого текста».
Необходимо читать текст, постепенно переворачивая его по часовой стрелке на 90 градусов.
«Чтение с решеткой».
Обучающимся предлагается прочитать «зашумленный» текст. Для предупреждения
сложностей и возможных отказов, обучающихся от чтения, данное упражнение рекомендуется проводить после знакомства с текстом.
Данные упражнения можно использовать как в комплексе, так и отдельно.
Важно:
-
донести цель занятий до обучающихся; -
не критиковать, не указывать на неудачи; -
оказывать помощь и поддержку.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
-
Проверка стартовой скорости чтения. -
Шульте 3х3 – подряд 2 таблицы. -
Чтение с указкой – 1 мин. -
Лабиринты – 2 любых. -
Чтение с решеткой – 2 минуты. -
Струп-тест – 1 блок. -
Шульте 3х3 – подряд 2 таблицы. -
Чтение с пропуском – 1 минута. -
Разноцветные числа, прямой порядок – 1 минута. -
Рисование двумя руками – 1 картинка-
Проверка стартовой скорости чтения
-
Рыжик.
У Веры был премилый бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, взбирался на абажур, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.
На Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орешки, конфеты и вышла принести свечки. Малыш приблизился к ёлке, схватил один орех, спрятал его. Второй орех положил под подушку, третий орех тут же разгрыз.
С этого дня зверёк с утра до вечера делал запасы. Увидит кусочек хлеба - припрячет, увидит семечки - набьёт полные щёки.
Приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в сибирской тайге не уродились кедровые орешки: птицы и белки переселились за горные хребты.
Но как Рыжик узнал об этом? (106 слов) Г.Снегирев.
Вопросы:
-
Кто такой Рыжик? -
Чем он любил заниматься? -
Что сделал Рыжик в отсутствие Веры? -
Что рассказал папин знакомый?-
Шульте 3х3
-
2а. Шульте 3х3
-
Чтение с указкой
Осколки доброты
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали
, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
(101 слов). Автор неизвестен.
Вопросы:
-
Чему посвятила свою жизнь старушка? -
Для чего она это делала? -
Как люди относились к старушке, когда видели её? -
Почему родители велели детям держаться от неё подальше?-
Лабиринты
-
4а. Лабиринты
-
Чтение с решеткой
Осколки доброты
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-
Струп-тест
-
Шульте 3х3
7а. Шульте 3х3