Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……..…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие административно-правовых отношений……..……………...6
1.1 Понятие и особенности административно - правовых отношений…..……6
1.2 Основания возникновения, изменения и прекращения административно - правовых отношений…………………………………………………………….11
Глава 2. Виды административно - правовых отношений……………….…….16
2.1 Вертикальные административные правоотношения………………………16
2.2 Горизонтальные административные правоотношения……………...…….22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы………………………………………………………………28
Введение
Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права. Оно имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Основная задача государственного управления– обеспечениесогласованной и упорядоченной деятельности всех частей исполнительной власти.
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Например,управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми – финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда – возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.
Так же административное право тесно связано с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.
Актуальность данной темы состоит в том, что административные правоотношения являются наиболее сложным институтом административного права. А переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени все усложнило. Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, а средств административно-правового регулирования в особенности.
Цель курсовой работы является:
1)Изучить основные особенности административно - правовых отношений
2)Определить основания возникновения, изменения и прекращения административно - правовых отношений
3)Изучить основные виды административно - правовых отношений
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- Раскрывается сущность понятия административно - правовых отношений
- Устанавливаются причины и условия возникновения административно - правовых отношений
- Определяются основные виды административно - правовых отношений и их особенности
Глава 1. Понятие административно - правовых отношений
1.1 Понятие и особенности административно - правовых отношений
Административно-правовые отношения представляют собой разновидностьправовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Под административно-правовым отношением понимаетсяурегулированное административно-правовой нормой управленческое общественноеотношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей иправ, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Налицо выражение одного из существенных качеств административно-правовых отношений, аименно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, ауправленческое, получившее юридическую, в нашем случае административно-правовую окраску.
Особенности административно-правовых отношений заключаются в следующем[1, С 48]:
1. В первую очередь, административные правоотношения отличаются от иных тем, что они основываются на подчинении вышестоящих субъектов нижестоящим, то есть являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение».Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства — предмет регулирования все же по большей части гражданского права.
Необходимо отметить то, что административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон
2. Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти. Соответственно егосознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления.
Характер административно-правовых отношений как властеотношений
предопределяется доминирующим положением одной их стороны – субъекта управления (управляющей стороны) В подобной полярности находит свое прямое выражение властно волевое начало, присущее любому виду социального управления, новыражаемое по-разному. Наиболее юридически отчетливо оно проявляется в сфере государственного управления в его собственном (узком) смысле, т.е. там, где непосредственно реализуются функции исполнительной власти или же в административно-правовых отношениях. Именно поэтому они чаще всего и характеризуются в качестве властеотношений, юридического неравенства сторон.
3.Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. [5, C. 79] Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Административно-правовые отношения, будучи по своей сутиуправленческими, имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения либо прекращения. Это – сфера государственного управления – понятие, границы которого и раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Судить о ней можно, например, руководствуясь ст. 114 Конституции РФ, в которой в самой общей форме определяются основные направления деятельности Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть в РФ, находясь на вершине ее системы. Это – обеспечение и осуществление единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью, мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Следовательно, сфера государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы сотни тысяч различного рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает широчайший простор для административно-правовых отношений, живительной базой для которых является управляемая сфера государственной и общественной жизни.
Сфера государственного управления — поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, выступающих от имени этих органов. Из этого утверждения вытекает полностью подтверждаемый практикой вывод о том, что в границах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые). И в этом нет ничего необычного, так как, во-первых, административно-правовые по своей сути отношения также могут возникать в иных сферах государственной деятельности (например, имущественные отношения, основанные на властной подчиненности) и, во-вторых, что особенно важно, административные правоотношения возникают непосредственно в процессе государ- ственного регулирования или управления финансовыми, земельными и иными природными ресурсами, их охраной, предпринимательством и т.п. Следовательно, для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном
случае - административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление наработу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим
актом администрации и т.п.).
Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо органами государственного управления, либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредствуется само государственноеуправление, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов. Соответственно разнообразные административно-правовые отношения возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать и гражданско-правовые отношения), границы которой весьма широки, но и в связи или по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции.