Файл: Устойчивое экономическое развитие как процесс движения взаимодействующих структур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Классификация экономико-экологических концепций.

Нынешняя экономическая система подрывает наше процветание, поскольку разрушает естественные основы экономической деятельности. Поэтому необходим переход к "зеленой" экономике, которая находится в гармонии с природой и окружающей средой. Федеральное агентство по охране окружающей среды работает над внедрением этого руководящего принципа. В ней анализируются многообразные взаимосвязи между охраной окружающей среды и экономическим развитием

Сегодняшняя экономическая система разрушает естественные основы жизни и тем самым подрывает процветание будущих поколений. Яркими примерами такого развития событий являются масштабная вырубка лесов, чрезмерный вылов рыбы в океанах или потеря плодородных пахотных земель. Последовательные затраты только на изменение климата и потерю биоразнообразия могут составить около четверти мирового валового национального продукта к 2050 году. Подход "бизнес как обычно", при котором промышленно развитые страны сохраняют свою ресурсоемкую экономику, а развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком перенимают эту экономику, не является жизнеспособным путем. Поэтому необходим переход к "зеленой" экономике, которая действует в рамках экологических рельсов и сохраняет природный капитал.

Зеленая экономика - это новая модель экономического развития. Она позитивно сочетает экологию и экономику и тем самым повышает социальное благосостояние. Цель - экономика, которая находится в гармонии с природой и окружающей средой. Переход к "зеленой" экономике требует комплексной экологической модернизации всей экономики. В частности, необходимо изменить потребление ресурсов, сокращение выбросов, дизайн продукции и преобразование цепочек создания стоимости. В этом контексте продвижение экологических инноваций имеет центральное значение. АПУ работает над конкретизацией модели "зеленой экономики" и разрабатывает предложения по проектированию процесса трансформации, например, в рамках проекта "Переход к зеленой экономике".

Охрана окружающей среды и экономическое развитие не противоположны, а взаимозависимы. Повышение эффективности использования энергии и материалов, вероятно, станет решающим фактором международной конкурентоспособности в 21 веке. В связи с увеличением численности населения планеты и процессами экономического догоняющего развития в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком, спрос на товары и услуги будет продолжать расти. В условиях ограниченных природных ресурсов этот спрос может быть удовлетворен в долгосрочной перспективе только в том случае, если можно производить "больше", используя "меньше". Это означает развязку между экономическим ростом и использованием природных ресурсов. Поэтому давление в отношении использования и дальнейшего развития технологий охраны окружающей среды и повышения эффективности растет.


Экономические возможности прогрессивной защиты окружающей среды особенно очевидны на ведущих рынках экологических технологий и эффективности использования ресурсов. Центральное место здесь занимают: энергоэффективность, производство экологически чистой энергии, устойчивое управление водными ресурсами и мобильность, эффективность использования материалов, управление отходами и переработка. Согласно оценкам, объем мирового рынка этих центральных "зеленых" рынков будущего увеличится более чем в два раза: с 4,6 триллиона евро в 2020 году до 9,3 триллиона евро в 2030 году. Сегодня Россия является одним из ведущих мировых поставщиков на этих рынках с долей мирового рынка от 7 до 17 процентов - в том числе благодаря своей амбициозной экологической политике.

Однако в последние годы глобальная гонка за "зеленые" рынки будущего значительно усилилась. Во время финансового кризиса многие страны приняли пакеты экономических стимулов с высокой долей мер по защите окружающей среды, например, Южная Корея с "зеленой" долей в 80% и Китай с 38%. Эти программы также направлены на то, чтобы наверстать упущенное в конкурентной борьбе за "зеленые" рынки будущего. Поэтому Росиия сможет отстоять свою ведущую роль на этих рынках только в том случае, если будет продолжать играть передовую роль в области охраны окружающей среды и систематически продвигать экологические инновации.

Несомненно, охрана окружающей среды не дается бесплатно. Однако выгоды обычно превышают затраты. Например, инвестиции в интегрированные технологии защиты окружающей среды и меры по повышению эффективности часто приводят к значительной экономии затрат на операционном уровне - например, за счет снижения потребления материалов и энергии или уменьшения затрат на утилизацию. Кроме того, существует множество других преимуществ охраны окружающей среды на уровне компании, которые трудно оценить количественно: например, повышение имиджа, снижение вероятности инцидентов. Использование систем экологического и энергетического менеджмента дает возможность систематически использовать экономические возможности корпоративной охраны окружающей среды и постоянно улучшать корпоративные экологические показатели.

Кроме того, охрана окружающей среды часто оказывает положительное влияние на экономику в целом, например, за счет снижения материального ущерба или ущерба здоровью, связанного с экологией, и других экологических затрат. И последнее, но не менее важное: высокое качество окружающей среды также является положительным фактором местоположения для экономики, которая может использовать хороший экологический имидж региона для привлечения квалифицированных работников.



Защита окружающей среды создает рабочие места

Эффект охраны окружающей среды для занятости также положителен для экономики в целом. В последние годы число сотрудников, занимающихся охраной окружающей среды, постоянно растет. В 2017 году почти 2,8 млн человек работали в сфере охраны окружающей среды. Поскольку меры по охране окружающей среды часто способствуют развитию трудоемких секторов и замещению импорта отечественной добавленной стоимостью, чистый эффект охраны окружающей среды на занятость также часто бывает положительным. Различные исследования показывают: Амбициозные цели по защите климата могут создать дополнительные рабочие места, например, за счет расширения использования возобновляемых источников энергии или повышения энергоэффективности. Меры по повышению эффективности использования сырья и материалов также могут вызвать значительный положительный эффект в сфере занятости.

Экологическое бремя приводит к высоким общественным издержкам, например, в виде связанного с окружающей средой ущерба здоровью и материального ущерба, неурожая или издержек, связанных с изменением климата. Амбициозная экологическая политика снижает их.

В принципе, экологические затраты должны быть интернализированы, т.е. отнесены на счет загрязнителей. До сих пор это не было сделано должным образом. В результате предприятия-загрязнители не получают достаточных экономических стимулов для снижения уровня загрязнения окружающей среды. Более того, без полной интернализации экологических издержек цены не говорят экологической правды. Это искажает конкуренцию и препятствует развитию и распространению на рынке экологически чистых технологий и продуктов. Особенно в очень экологически интенсивных отраслях, таких как энергетика и транспорт, важно взимать большую плату за понесенные экологические затраты. Это будет способствовать расширению использования возобновляемых источников энергии, повышению энергоэффективности и внесет значительный вклад в обеспечение устойчивой мобильности.

Для оценки экологических затрат Федеральное агентство по охране окружающей среды регулярно публикует Методическую конвенцию. В нем, в частности, приведены нормы затрат на выбросы парниковых газов, загрязняющих воздух веществ и шума, а также даны методические рекомендации по определению экологических затрат.

Важной областью применения экологических затрат является оценка регулирующего воздействия. Федеральное агентство по охране окружающей среды предоставляет инструмент для поддержки научно обоснованной оценки регулирующего воздействия. Он может помочь федеральным министерствам провести комплексную и сбалансированную оценку регулирующего воздействия, как рекомендует Федеральное агентство по охране окружающей среды в своем позиционном документе.

    1.   1   2   3   4   5


Основные предпосылки предупреждения отрицательных внешних эффектов.

В экономике внешние эффекты, также известные как экстерналии, являются одной из форм неэффективности рынка. Внешние эффекты относятся к затратам или выгодам, которые затрагивают не причинителя вреда, а непричастных лиц. Эти внешние эффекты возникают при потреблении или производстве товара и не включаются в рыночную цену.

Многие теоретические модели часто предполагают наличие совершенного рынка. Если это предположение не выполняется и имеет место провал рынка. Для этого мы вспоминаем о правах распоряжения. В оптимальной модели мы предполагаем, что потребление блага всегда является исключительным, т.е. все затраты и выгоды достаются только его владельцу.

Отрицательный внешний эффект возникает, когда затраты, возникающие при производстве или потреблении, не включаются в рыночную цену. Таким образом, цена на товар занижена, т.е. слишком дешевая, а вред, наносимый третьим лицам, не становится частью ценового механизма. Это приводит к перепроизводству товара или его слишком дешевому предоставлению. Для достижения оптимума благосостояния и эффективного распределения ресурсов важно позволить этим эффектам стать частью рыночной деятельности.

В случае с производством стали мы предполагаем нагрузку на окружающую среду в виде выбросов различных загрязняющих веществ. Это означает, что условие исключительности больше не действует, поскольку загрязняющие вещества создают затраты для непричастных третьих сторон. Эти затраты не всегда следует понимать непосредственно как деньги; это может быть также ваше здоровье или просто разрушение природы. Затем их можно монетизировать с помощью различных методов, таким образом, ущерб выражается в денежных единицах.

Следует помнить, что кривая предложения представляет множество различных поставщиков. Теперь каждый поставщик должен добавить дополнительную стоимость нанесенного ущерба к своей старой цене. Это, в свою очередь, приводит к смещению кривой спроса.

Положительный внешний эффект возникает, когда выгода, возникающая в результате производства или потребления товара, не включается в рыночную цену. Таким образом, цена на товар завышена, т.е. слишком дорога, а выгода третьих лиц не становится частью ценового механизма. Это приводит к недопроизводству товара или к тому, что его предоставление обходится слишком дорого.