Файл: Устойчивое экономическое развитие как процесс движения взаимодействующих структур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Создание рынков для масштабного внедрения этих технологий зачастую не происходит. Например, Африка может похвастаться 60 процентами лучших в мире солнечных ресурсов, но только 1 процентом установленных солнечных фотоэлектрических (PV) мощностей. Комплексные планы перехода к энергетике могут помочь решить эту проблему.

Международные партнеры также должны сотрудничать со странами с низким уровнем дохода, чтобы разблокировать направление климатического финансирования в наиболее климатически уязвимые страны. Для снижения риска инвестиционного ландшафта в странах с низким уровнем доходов необходимы новые механизмы и инструменты для создания сильных местных технологических экосистем, наращивания местного потенциала и ускорения более широких целей экономического развития.

Индонезия: разрыв связи между потреблением и выбросами

Будучи страной со средним уровнем дохода и растущим населением, Индонезия стремится к значительному экономическому росту. Это неизбежно повлечет за собой рост потребления энергии. Страна ищет способы разорвать связь между ростом потребления и увеличением выбросов CO2, работая над декарбонизацией своей энергосистемы и энергоемких секторов.

Одна из основных проблем декарбонизации энергосистемы, работающей на угле, заключается в том, что старая инфраструктура, работающая на ископаемом топливе и обеспечивающая избыток электроэнергии в некоторых районах, должна быть выведена из эксплуатации до того, как будут построены новые системы возобновляемой энергетики. Индонезия запустила инициативы для решения этой проблемы, включая Страновую платформу Механизма энергетического перехода (МЭП), которая использует смешанное финансирование для ускорения вывода из эксплуатации угольных электростанций. Команда Института Тони Блэра внесла свой вклад в эти усилия, предоставив анализ потенциальных механизмов финансирования для этой инициативы.

Мозамбик: Высвобождение энергии гидроэлектростанций

Хотя только 45% населения имеет доступ к электричеству, а выбросы CO2 на душу населения составляют менее 5% от среднемирового уровня, Мозамбик может внести огромный вклад в глобальную борьбу с изменением климата. Страна уже является крупнейшим экспортером экологически чистой электроэнергии в Южной Африке благодаря плотине Кахора-Басса, 50 процентов энергии с которой экспортируется в Южную Африку. Но полное использование этого богатого ресурса еще больше раскроет потенциал и поможет декарбонизации Южноафриканского энергетического пула, одной из самых углеродоемких энергосистем на планете.


Правительство нацелено на развитие дополнительных пяти гигаватт гидроэнергетических мощностей, которые могут вытеснить необходимость производства электроэнергии на угле в Южной Африке и послужить надежным источником энергии, необходимым для ввода в строй еще пяти гигаватт ветровой и солнечной энергии. Объем выбросов, которых удастся избежать, может составить 40 миллионов тонн в год - больше, чем годовой объем выбросов Португалии. Кроме того, произведенная энергия могла бы стать основой "зеленой" индустриализации и принести доход, способствующий более широким амбициям страны в области экономического развития.

Институт Тони Блэра поддерживает эту инициативу, работая с президентом и министерствами финансов над стратегией и реализацией в таких областях, как работа с инвесторами, создание рынка сертификации зеленой энергии и международные партнерства. Эта инициатива основывается на семилетней поддержке правительства президента Филипе Нюси в отношении энергетического сектора Мозамбика.

Нигерия: Координация реформ и переходного периода из центра

Под президентством Мухаммаду Бухари Координационная рабочая группа по реформе энергетического сектора объединила руководителей агентств, представителей государственных органов и советников, а возглавил ее вице-президент Нигерии Йеми Осинбаджо. Институт Тони Блэра поддерживает рабочую группу с момента ее создания, которая менее чем за три года добилась реформ, эквивалентных 4 миллиардам долларов США в виде избежания субсидий.

Сейчас правительство стремится повторить успех координационной рабочей группы по реформированию энергетического сектора для реализации плана перехода Нигерии к энергетике, который направлен на использование чистых источников энергии для создания рабочих мест и развития экономики.

В стране применяется инновационный подход "проектирование, пилотирование, масштабирование" к ускоренному внедрению возобновляемых источников энергии. Президент утвердил 14 независимых производителей солнечной энергии (IPPs), работающих в сетях, что позволит привлечь 1 миллиард долларов инвестиций. Действительно, доверие инвесторов к энергетическому сектору Нигерии растет: недавно было привлечено финансирование частного сектора, чтобы помочь поставить 150 000 солнечных домашних систем и несколько возобновляемых мини-электросетей.

Более века сжигание ископаемого топлива обеспечивало экономическое развитие, при этом ВВП и потребление росли синхронно. Однако это развитие - и, соответственно, использование ископаемого топлива - не было равномерно распределено по всему миру. Сегодня выбросы на душу населения в Мозамбике составляют около четверти тонны на человека, что соответствует уровню США 1840 года. Прошло почти два столетия, а выбросы в США почти в 50 раз выше, чем в Мозамбике, при том, что ВВП на душу населения почти в 100 раз больше.



Несмотря на богатые энергетические ресурсы, Мозамбик еще не создал современной системы, необходимой для экономического роста. Все население страны, насчитывающее 30 миллионов человек, ежегодно потребляет меньше электроэнергии, чем домохозяйства Великобритании для работы своих стиральных машин.

В развитых странах, включая Великобританию, где, согласно нашим исследованиям, политики часто отстают от общественности в понимании срочной необходимости декарбонизации, энергетический переход - это в основном проблема инвестиций и доставки. Для многих стран с низким уровнем дохода проблема более фундаментальна. Например, развитие современной энергетической системы было одним из главных приоритетов президентов и правительств во многих частях Африки на протяжении более чем одного поколения, однако прогресс был незначительным, часто по схожим причинам:
Большинство стран имеют инвестиционные планы, но многие не следуют им, что приводит к неопределенности, повышенным рискам для инвесторов и энергетическому сектору, который ограничивает, а не обеспечивает экономический рост - либо из-за недостатка электроэнергии, либо из-за необходимости субсидирования избытка.

Большинство инвестиций по-прежнему обеспечивается путем двусторонних переговоров, а не конкурентных тендеров. В лучшем случае это приводит к задержкам и повышению цен, но чаще это означает, что усилия правительства тратятся на проекты, которые просто не продвигаются.

В большинстве секторов энергетики затраты превышают доходы, что приводит к регрессивным государственным субсидиям (часто в пользу самых крупных потребителей энергии), а также к неуверенности инвесторов в том, что они получат деньги.

Эти проблемы почти всегда носят политический характер. В качестве одного из условий привлечения инвестиций в энергетические преобразования для выполнения планов и проведения конкурсных закупок необходимы сильные институты и стабильное правительство. Стоимость электроэнергии часто сильно политизирована, а корректировки считаются спорными среди избирателей.

Попытки западных доноров решить эти вопросы дали неоднозначные результаты. Несмотря на то, что это одно из наиболее значимых политических условий, предъявляемых африканским странам многосторонними банками, только в двух странах континента тарифы на электроэнергию покрывают расходы сектора. Полагаться на тот же неудачный подход, при котором международные консультанты и институты диктуют, что нужно сделать, при минимальном участии или вовлечении стран с низким уровнем дохода, пагубно. Более того, это ставит под угрозу как экономическое развитие стран с низким уровнем доходов, так и глобальную борьбу с изменением климата.

Существует множество причин для создания низкоуглеродных энергетических систем в странах с низким уровнем выбросов углерода:

создать механизм привлечения инвестиций;

отвязаться от все более нестабильных рынков ископаемого топлива;

стимулировать "зеленую" индустриализацию;

и продемонстрировать климатическое лидерство.

Для стран с низким уровнем доходов крайне важно сформулировать мотивы плана перехода к энергетике таким образом, чтобы он стал приоритетом как для правительства, так и для избирателей. Разработка такого плана должна рассматриваться как ступенька к достижению национальных целей более высокого уровня, в противном случае он рискует отойти на второй план из-за событий или смены правительства.

Для международных партнеров важно расширить масштабы поддержки на двустороннем и многостороннем уровнях. На двустороннем уровне важно установить связь между поддержкой энергетических преобразований и всеобъемлющими внутренними целями. Например, путем обеспечения того, чтобы домашние работники и местные предприятия получали выгоду от перехода. Помимо очевидных краткосрочных выгод, такой подход обеспечивает создание подходящей национальной экосистемы и поддержание импульса перехода благодаря жизненно важным лоббистским усилиям (примером такого подхода является Южная Африка). Кроме того, поддерживая не только развитие низкоуглеродной энергетики, но и цепочки создания стоимости, которые будут использовать эту энергию, можно также стимулировать промышленное развитие.

На многостороннем уровне создание стимулов, побуждающих страны с низким уровнем доходов к переходу к низкоуглеродной энергетической системе, будет гораздо эффективнее, чем ограничение их инвестиционного выбора. Например, недавнее постепенное сокращение финансирования проектов, связанных с ископаемым топливом, не привело к значительному увеличению числа новых проектов в области возобновляемых источников энергии, поскольку не было стимулов для правительств стран с низким уровнем дохода к решению фундаментальных отраслевых барьеров, таких как прозрачность и финансовая устойчивость. Напротив, это лишь способствовало росту чувства недовольства лицемерием Запада.

Механизм пограничной корректировки углерода (CBAM) Европейского союза является примером инструмента, который, при правильной калибровке, может стимулировать производство экологически чистых товаров и продуктов в странах с низким уровнем доходов. Этот механизм был создан для того, чтобы продукция, произведенная более экологически вредным способом за пределами блока, не уступала по цене продукции, произведенной в его пределах, путем взимания дополнительного налога на углеродоемкие товары, включая цемент, сталь, алюминий и удобрения. Это представляет собой как возможность, так и угрозу для стран с низким уровнем дохода. Те, кто может производить алюминий или удобрения низкоуглеродным способом с использованием возобновляемых источников энергии, вероятно, смогут получить премию в результате снижения налогов, которые будут применяться при импорте этих материалов в ЕС. Те, кто продолжает полагаться на ископаемое топливо, рискуют тем, что их продукция упадет в цене.


Хотя CBAM и подобные инициативы открывают новые возможности, странам с низким уровнем дохода предстоит проделать большую работу, чтобы обеспечить соблюдение стандартов ЕС по мониторингу, проверке и отчетности.

Международные партнеры могут финансировать консультантов для выработки рекомендаций по реформам и инвестициям, которые потребуются странам с низким уровнем дохода, но эти рекомендации служат в качестве списка дел, а не плана. Они также могут поделиться уроками того, как подобные планы были реализованы в других странах. Тем не менее, только внутренние политики страны могут наметить путь вперед, обсуждая политически сложные вопросы, такие как баланс между стремлением к низким тарифам и коммерческой необходимостью обеспечить, чтобы доходы покрывали расходы на энергетический сектор.

Те, кто реализует план, должны быть полностью вовлечены в процесс определения первопричины существующих узких мест, изучения возможных решений и помощи в составлении четких планов работы с четко определенными результатами. Государственные служащие и технократы в странах с низким уровнем доходов ограничены во времени и ресурсах. Одним из лучших методов обеспечения прогресса являются "Лаборатории доставки", которые были реализованы по всему миру и более подробно описаны в контексте работы Института Тони Блэра в Малави.

Когда страны с низким уровнем дохода ищут международных партнеров для развития низкоуглеродных технологий, следующие соображения будут способствовать более продуктивному пакету поддержки:

Дополнительность: Международные партнеры должны понимать, что они предоставляют то, что иначе не было бы доступно на коммерческой основе в странах с низким уровнем дохода или, в случае получения на коммерческих условиях, сделало бы инвестиции в низкоуглеродную альтернативу нежизнеспособными.

Кредитное плечо: Объем доступного льготного финансирования ниже того, который необходим для полного финансирования энергетического перехода. Международные партнеры должны понимать, что их ограниченное финансирование используется для "привлечения" финансирования частного сектора, что часто снижает риски.

Изложение и обоснование: Очень важно четко сформулировать, почему требуется поддержка. Наряду с разработкой внутреннего описания переходного периода, крайне важно разработать отдельное описание для международных партнеров. При изложении причин, по которым требуется поддержка, потребности должны быть выражены в терминах их приоритетов, таких как снижение выбросов, региональная интеграция, экономическое развитие и расширение прав и возможностей сельских жителей. Цифры также важны для демонстрации, например, экономии CO2, которую обеспечит поддержка.