Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 702

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»
Колледж коммерции, технологий и сервиса


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 ХИМИЯ
Для студентов специальности СПО

43.02.15 Поварское и кондитерское дело




Составитель: Т.И. Панкова -

преподаватель колледжа коммерции,

технологий и сервиса ФГБОУ ВО

«Курский государственный университет»

Курск 2019
СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….


3

I. Требования к выполнению лабораторных и практических работ…...

5

II. Химическая лабораторная посуда………………………..…….……..

10

III. Первая помощь при несчастных случаях……….…………………..

14

IV.Лабораторные работы………………………………………….……

15

  1. Влияние различных факторов на скорость химических реакций и смещение химического равновесия.……………………………………….

15

  1. Приготовление растворов заданной концентрации. Расчеты концентрации растворов.…………………………………..………….….…

19

  1. Диссоциация электролитов в водных растворах.…..……….…..…..

22

  1. Гидролиз солей. Расчеты рН среды ……………….…………..……

26

  1. Получение и свойства комплексных соединений..……...…..…..…..

29

  1. Окислительно-восстановительные реакции.……….….………...…..

30

  1. Окислительные свойства перманганата калия.……..….……..…..…

33

  1. Определение поверхностного натяжения и вязкости жидкостей.…

37

  1. Исследование процессов адсорбции активированным углем….…..

40

  1. Карбоновые кислоты. Углеводы………………….…………..……..

42

  1. Аминокислоты. Белки……………………………..………………….

46

  1. Получение коллоидных растворов…………………….…………….

50

  1. Приготовление эмульсий…………………………….……………….

55

  1. Получение пен и изучение их свойств………………………………

56

  1. Изучение процессов набухания и студнеообразования крахмала, желатина и различных видов зерен……………………..…………..…..…..

59

  1. Частные реакции катионов первой и второй аналитических групп...

62

  1. Частные реакции катионов третьей и четвертой аналитических групп ……………………………………………………………….………..

67

  1. Частные реакции анионов первой, второй и третьей аналитических групп …………………………………………………………………….…...

73

  1. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах…….

77

  1. Приготовление раствора щелочи и стандартного раствора щавелевой кислоты………………………………………………..…….…..

78

  1. Определение нормальности титра раствора щелочи….…...……….

80

  1. V.Практические работы……………………………………….……………

81

  1. Расчеты осмотического давления, температур кипения и замерзания растворов……………………….……………………… …..…..

81

  1. Решение задач на расчет энтальпий химических реакций….……..

85

  1. Вычисление в весовом анализе..…………………………….……….

89

  1. Выполнение расчетов в объемном анализе………………….……..

93

Список литературы и интернет ресурсов ……………………..…..…..….

97



ВВЕДЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине Химия являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (Базовый уровень подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных работ адресованы студентам 2 курса очнойформы обучения.

При выполнении лабораторных и практических работ студент должен знать:

- основные понятия и законы химии;

- теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

- понятие химической кинетики и катализа;

- классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

- гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

- характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;

- свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

- дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;

- роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;

- основы аналитической химии;

- основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

- назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

- методы и технику выполнения химических анализов;

- приемы безопасной работы в химической лаборатории.

Уметь:

- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

- использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;

- описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов;


- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;

- использовать лабораторную посуду и оборудование;

- выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

- выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

- соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

I.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Для проведения лабораторно-практических работ по химии необходимо оборудовать рабочее место: рабочий стол, лабораторно-учебное оборудование, инструменты и реактивы. Результаты выполнения лабораторных и практических работ заносятся студентами в тетрадь. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам нужно осуществлять в соответствии с требованиями к оформлению аналитического лабораторного журнала. Форма записи экспериментальных данных должна содержать ряд обязательных сведений и быть более-менее унифицированной.

1. В тетради необходимо обязательно указать дату выполнения, тему, цель работы, перечень необходимых материалов и оборудования.

2. Все записи нужно вносить в тетрадь сразу же, не надеясь на память. Не нужно вести черновиков. Рекомендуется ничего не исправлять и не стирать. В случае ошибки или неправильных расчетов справа можно написать: «Неправильный расчет», или «Повторный результат», с указанием причины исправления.

3. Результаты можно сводить в таблицы, в которых отражать все исходные, справочные данные и полученные измерения, применяемые формулы и расчеты. Уравнения химических реакций можно записывать отдельными строками. Графики нужно строить с точным обозначением величин на осях координат и их единиц измерения, при этом можно пользоваться клетками тетради или оформить диаграмму на компьютере в Excel и вклеить ее в тетрадь (эту часть отчета выполняется самостоятельно, как домашнее задание).

4. После оформления лабораторно-практической работы необходимо
сформулировать ответы на контрольные вопросы и общий вывод по работе.


1. Правила выполнения лабораторных и практических работ

1. Студент должен прийти на лабораторное, практическое занятие подго­товленным по данной теме.

2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).


3.После проведения работы студент представляет письменный отчет.

4. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа или в лабораторных тет­радях. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы, результаты работы ука­зываются в выводах.

6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи - синим цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюде­ния и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).

7. Зачет по данной лабораторной, практической работе студент получает при положительных оценке за отчет, общий зачет - при наличии зачетов по всем лабораторным работам, практическим работам.

2. Правила по технике безопасности при проведении

лабораторных работ

-Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осто­рожность.

- Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.

-Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.

- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта, производить опыты в чистой посуде.

-Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (выпаривание, кипячение растворов кислот, содержащих галогены, аммиак, сероводород) проводить только в вытяжном шкафу.

- Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.

- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

-Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

-Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя бре­зентом или засыпать песком.

Не зажигать спиртовку, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку, накрывая ее колпачком.

-В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.

-В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать по­страдавшему помощь.