Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 702
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Колледж коммерции, технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 ХИМИЯ
Для студентов специальности СПО
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Составитель: Т.И. Панкова -
преподаватель колледжа коммерции,
технологий и сервиса ФГБОУ ВО
«Курский государственный университет»
Курск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. | 3 |
I. Требования к выполнению лабораторных и практических работ…... | 5 |
II. Химическая лабораторная посуда………………………..…….…….. | 10 |
III. Первая помощь при несчастных случаях……….………………….. | 14 |
IV.Лабораторные работы………………………………………….…… | 15 |
| 15 |
| 19 |
| 22 |
| 26 |
| 29 |
| 30 |
| 33 |
| 37 |
| 40 |
| 42 |
| 46 |
| 50 |
| 55 |
| 56 |
| 59 |
| 62 |
| 67 |
| 73 |
| 77 |
| 78 |
| 80 |
| 81 |
| 81 |
| 85 |
| 89 |
| 93 |
Список литературы и интернет ресурсов ……………………..…..…..…. | 97 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине Химия являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (Базовый уровень подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных работ адресованы студентам 2 курса очнойформы обучения.
При выполнении лабораторных и практических работ студент должен знать:
- основные понятия и законы химии;
- теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;
- понятие химической кинетики и катализа;
- классификацию химических реакций и закономерности их протекания;
- обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;
- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
- гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;
- тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;
- характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;
- свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;
- дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;
- роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;
- основы аналитической химии;
- основные методы классического количественного и физико-химического анализа;
- назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;
- методы и технику выполнения химических анализов;
- приемы безопасной работы в химической лаборатории.
Уметь:
- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;
- использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;
- описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции;
- использовать лабораторную посуду и оборудование;
- выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;
- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
- выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;
- соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
I.ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Для проведения лабораторно-практических работ по химии необходимо оборудовать рабочее место: рабочий стол, лабораторно-учебное оборудование, инструменты и реактивы. Результаты выполнения лабораторных и практических работ заносятся студентами в тетрадь. Оформление отчетов по лабораторным и практическим работам нужно осуществлять в соответствии с требованиями к оформлению аналитического лабораторного журнала. Форма записи экспериментальных данных должна содержать ряд обязательных сведений и быть более-менее унифицированной.
1. В тетради необходимо обязательно указать дату выполнения, тему, цель работы, перечень необходимых материалов и оборудования.
2. Все записи нужно вносить в тетрадь сразу же, не надеясь на память. Не нужно вести черновиков. Рекомендуется ничего не исправлять и не стирать. В случае ошибки или неправильных расчетов справа можно написать: «Неправильный расчет», или «Повторный результат», с указанием причины исправления.
3. Результаты можно сводить в таблицы, в которых отражать все исходные, справочные данные и полученные измерения, применяемые формулы и расчеты. Уравнения химических реакций можно записывать отдельными строками. Графики нужно строить с точным обозначением величин на осях координат и их единиц измерения, при этом можно пользоваться клетками тетради или оформить диаграмму на компьютере в Excel и вклеить ее в тетрадь (эту часть отчета выполняется самостоятельно, как домашнее задание).
4. После оформления лабораторно-практической работы необходимо
сформулировать ответы на контрольные вопросы и общий вывод по работе.
1. Правила выполнения лабораторных и практических работ
1. Студент должен прийти на лабораторное, практическое занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3.После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа или в лабораторных тетрадях. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы, результаты работы указываются в выводах.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи - синим цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной, практической работе студент получает при положительных оценке за отчет, общий зачет - при наличии зачетов по всем лабораторным работам, практическим работам.
2. Правила по технике безопасности при проведении
лабораторных работ
-Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
- Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.
-Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
- Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта, производить опыты в чистой посуде.
-Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (выпаривание, кипячение растворов кислот, содержащих галогены, аммиак, сероводород) проводить только в вытяжном шкафу.
- Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.
- Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
-Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
-Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком.
Не зажигать спиртовку, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку, накрывая ее колпачком.
-В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.
-В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.