Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3COOH), серной кислоты (H2SO4), тиосульфата натрия (Na2S2О3), перекиси водорода, концентрированная соляная кислота (НСl) (d = 1,19 г/см3), насыщенные растворы хлорида железа (III) (FeCl3), роданида аммония (NH4SCN), кристаллические NH4CI, оксид марганца (IV).
Теоретическая часть

Скорость химической реакции (υ)- определяется изменением концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени: υ =   

Гомогенные системы - реакции, компоненты которых находятся в одинаковом физическом состоянии - в газообразном или растворенном :

аАгаз + вВгаз→сСгаз +dDгаз

По закону действующих масс:

Скорость прямой реакции равна: υ пр. = Кпр. СА а СВ в

Скорость обратной реакции равна: υ обр.= Кобр.. СС с СD d.

К - константа скорости, величина постоянная;

С - молярные концентрации (давление) реагентов

Гетерогенные системы - реакции, компоненты которых находятся в разных физических состояниях - в газообразном, в растворенном, в твердом.

Скорость реакции изменяется только в зависимости от концентрации газов и растворенных веществ: аАтверд.. + вВгаз→ сСжидк.

Скорость прямой реакции равна: υ пр. = Кпр.СВ в

Скорость обратной реакции равна: υ обр.= Кобр.. СС с

Факторы, влияющие на скорость реакции

  1. Природа реагирующих веществ

  2. Концентрация реагирующих веществ. Чем выше концентрация веществ, тем больше скорость, протекающей реакции.

  3. Т
    емпература - зависимость скорости реакции от температуры выражается правилом Вант-Гоффа: при повышении температуры на 10 градусов скорость химической реакции увеличивается в 2-4 раза,


где V2 и V1 - скорости реакций при температурах t2 и t1; γ - температурный коэффициент скорости реакции.

  1. Поверхность реагирующих веществ.

  2. Ингибитор, катализатор. Изменение скорости реакции под действием катализаторов называют - катализом.




Экспериментальная часть


Ознакомьтесь с правилами по технике безопасности при работе в химической лаборатории и распишитесь в журнале по ТБ.
Ход работы

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ на скорость реакции

1) Взять три пробирки и налить по 1 мл раствором кислот одинаковой концентрации: в первую – уксусной, во вторую – хлороводородной, в третью – серной. Во все пробирки внести по одинаковому кусочку гранулированного цинка. Отметить различную интенсивность выделения водорода.

Написать уравнения реакций цинка с уксусной, хлоро­водородной и серной кислотами. Сделать вывод о влиянии природы реагирующих веществ на скорость реакции.

2) Налейте в три пробирки по 5 мл раствора соляной кислоты и одновременно в одну бросьте гранулу алюминия, в другую - цинка, в третью гранулу меди. В какой из пробирок реакция пошла и почему? Составьте уравнения реакций взаимодействия металлов с соляной кислотой. Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от природы реагирующих веществ.

Опыт 2. Влияние степени измельчения на скорость реакции в гетерогенной системе

Взять два кусочка мела (карбонат кальция) приблизительно одинакового размера. Один из кусочков поместить в пробирку, а другой из­мельчить и порошок перенести в другую пробирку. В обе про­бирки внести одновременно по 1 мл концентрированной хлороводородной кислоты. Сравнить время растворения мела в каж­дом случае.

Составить уравнение реакции между карбонатом каль­ция и хлороводородной кислотой. Сделать вывод о влиянии степени измельчения твердых веществ на скорость реакции.
Опыт 3. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции в гомогенной системе (взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой)

Провести вначале качественный опыт. Для этого в про­бирку внести 5-10капель раствора тиосульфата натрия и 3-5 капель раствора серной кислоты. Наблюдать появление слабой опалесценции и дальнейшее помутнение раствора от выпавшей свободной серы.

Приготовить три раствора тиосульфата натрия различ­ной концентрации. Для этого в три сухие пробирки внести:

в первую - 4 капли раствора тиосульфата натрия и 8 капель во­ды,

во вторую - 8 капель раствора тиосульфата натрия и 4 кап­ли воды;

в третью - 12 капель раствора тиосульфата натрия. Содержимое первых двух пробирок осторожным встряхивани­ем перемешать.

В первую пробирку внести одну каплю раствора серной кислоты. По секундомеру измерить время от момента добавле­ния кислоты до появления в растворе заметной опалесценции. Аналогично определить время течения реакции во второй и третьей пробирках.



Вычислить скорость реакции в каждом опыте как вели­чину, обратную времени протекания реакции. Результаты опыта занести в таблицу 1 по форме.

Таблица 1



про­-

бирки

Число капель

раствора

Na2S2О3

Число

капель

воды

С(Na2S2О3),

моль/л

Время

реакции

t, с

Условная

скорость

реакции. v, c-1

1

4

8

1/3







2

8

4

1/2







3

12

0

1







Построить график зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ и сделать вывод о харак­тере этой зависимости.

Реакция тиосульфата натрия с серной кислотой протека­ет по уравнению:

Na2S2О3 + H2SO4 → Na24 + S + SО2 +H2О.
Опыт 4.Влияние температуры на скорость реакции

В три пробирки налить по 3 мл раствора серной кислоты (одинаковой концентрации). В каждую пробирку поместить навеску порошка оксида меди (II). Первую пробирку оставить в штативе; вторую – опустить в стакан с горячей водой; третью – нагреть в пламени спиртовки.

Составить уравнение реакции между оксидом меди (II) и серной кислотой. Сделать вывод о зависимости скорости реакции от температуры.
Опыт 5. Влияние катализатора на скорость реакции

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора перекиси водорода (Н2О2). Поднесите тлеющую лучинку. Добавьте к перекиси водорода немного оксида марганца (IV). Отметьте, что произошло со скоростью реакции. Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Оксид марганца (IV) (а также железо, хром, свинец, серебро, марганец и их соли) является в данной реакции катализатором - веществом, ускоряющим реакцию, но само при этом не расхо­дующееся.


Запишите наблюдения и соответствующее уравнение реакции.
Опыт 6. Влияние концентрации реагирующих и образующихся веществ на химическое равновесие

При взаимодействии хлорида железа (III) с роданидом аммония протекает обратимая реакция с образованием малодиссоциированного роданида железа (III), имеющего яркую кроваво- красную окраску:

FeCl3 + 3 NH4SCN ↔ Fe(SCN)3 + 3NH4Сl

Смещение равновесия легко наблюдать по изменению интенсивности окраски раствора.

В стаканчик налить 20 мл воды и внести по 1-2 капли насыщенных растворов хлорида железа (III) и роданида аммония. Окрашенный раствор разлить поровну в четыре пробирки. В одну пробирку добавить 2-3 капли насыщенного раствора хло­рида железа (III), во вторую - 2-3 капли насыщенного раствора роданида аммония, в третью внести шпателем немного кристалли­ческого хлорида аммония.

Сравнить окраску растворов в этих пробирках с окраской рас­твора в четвертой пробирке. Во 2-ой и 3-й пробирках окраска раствора усиливается.

В четвертую пробирку прибавить сухую соль хлористого аммония и энергично перемещать стеклянной палочкой. Окраска раствора по мере растворения NH4CI заметно ослабляется. Данные опыта занести в таблицу 2.

Таблица 2




про­-

бирки

Концентрация какого компонента равно­весной системы уве­личена

Изменение

ин­тенсивности окраски

Направление смещения

рав­новесия

1

FeCl3







2

NH4SCN







3

NH4 CI







По изменению интенсивности окраски определить направление смещения равновесия. На основании принципа Ле-Шателье, пользуясь выражением константы химического равновесия

K , объяснить изменение окраски растворов по 2-ой, 3-й и 4-й пробирках и влияние концентрации веществ на химическое равновесие.

Оформите результаты лабораторной работы в тетради.


Сделайте выводы.

Контрольные вопросы

  1. Как называется раздел химии, изучающий скорость и механизм химических реакций?

  2. Что такое скорость химической реакции и в каких единицах она измеряется?

  3. От каких факторов зависит скорость химической реакции?

  4. Какие системы называются гомогенными и гетеро­генными? Дать определение скорости химической реакции.

  5. Сформулировать закон действия масс. Каков физиче­ский смысл константы скорости химической реакции и от ка­ких факторов зависит се величина.

  6. Сформулировать правило Вант-Гоффа.

  7. Какие химические процессы называются обратимыми и необратимыми? Привести примеры практически обратимых и совершенно необратимых процессов.

  8. Определить понятие химическое равновесие. Сфор­мулировать принцип Ле - Шателье. Действием каких факторов можно сместить равновесие указанных реакций вправо?

а) С + Н2О(пар) ↔ СО +Н2; ∆Н = 129,89 кДж

б) N2 + 3Н2 ↔ 2NН3; ∆Н = -92,18 кДж

  1. От каких факторов зависит константа равновесия? Написать выражение константы равновесия для реакций:

а) Ре3О4(К) + 4СО(Г) ↔ 3Fе(К) + 4СО2(Г)

б) 2SO2(Г) + 02(Г) 2SO3(Г)

в) РС15(Г) РСl3(Г) + С12(Г)

  1. Как зависит скорость химической реакции от концентрации реагирующих веществ? Напишите математические выражения закона действующих масс для скоростей реакций, протекающих по уравнениям:

а) 4 NH3 + 5 O2 = 4 NO + 6 H2O

б) 2 H2S + SO2 = 3 S + 2 H2O


Лабораторная работа № 2

Приготовление растворов заданной концентрации.

Расчеты концентрации растворов
Цель: приобрести навыки приготовления растворов различной концентрации, проверить на практике действенность теоретических знаний о способах выражения концентрации веществ в растворе

Оборудование и реактивы: весы, разновесы, мерные колбы объёмом 200, 500 мл, пипетки, конические колбы, мерные цилиндры, воронки, ложка-шпатель, химические стаканы, стеклянные палочки, кристаллический хлорид натрия, 20 % раствор соляной кислоты, дистиллированная вода,


Теоретическая часть

Концентрацией раствора называется весовое содержание растворённого вещества в определённом весовом количестве или в определённом объёме раствора.

В химии применяют следующие способы выражения концентрации раствора: процентная, молярная, моляльная и нормальная.