Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе своей жизнедеятельности личность часто переживает так называемые трудные или сложные эмоциональные состояния. Применительно к ситуациям повседневной жизни их можно подразделить на следующие 4 группы:

- психические состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической мобилизацией организма в естественных фазах деятельности. Сюда относятся неблагоприятные формы предрабочих и рабочих состояний, доминантные состояния (навязчивость мыслей, действий и т.п.);

- психические состояния, формирующиеся под влиянием неблагоприятных или непривычных факторов внешней среды биологического, психологического характера (реактивные состояния). Эта группа включает такие весьма разнородные состояния, как утомление, дремотные состояния, (монотония), тревогу, депрессию, аффект, фрустрацию, а так же состояния вызываемые воздействием одиночества (изоляции), ночного периода суток («ночная психика»);

- предневротические фиксации неблагоприятных реакций, появляющихся в результате закрепления отрицательной реакции в памяти («застойный очаг возбуждения») и последующего ее воспроизведения в аналогичных первичному случаю условиях. Проявляются в виде навязчивых страхов (фобий). На основе фобий могут развиться навязчивые действия и навязчивые мысли;

- нарушение в сфере личностной мотивации, куда относятся, например, «кризис мотивации» (разочарование, неоправданные надежды и т.п.) и его разновидности.

Доминантные состояния – разновидность стрессовых состояний, в которых напряженность сознательно или безотчетно смещена в сферу внимания. Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как «предрабочее», а в спортивной физиологии как «предстартовое» состояние.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это, пожалуй, самый распространенный вид трудных состояний, в которых может оказаться человек в своей жизни и деятельности. Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивированного поведения. Для фрустрации характерны разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Особенно трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергнут обществом, лишаясь привычных социальных связей. Возникновение фрустрации, ее выраженность обуславливается не только объективными обстоятельствами, но, и, конечно, особенностями личности, ее толерантностью.


Тревога – состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку. Тревога характеризуется как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же, как ощущения неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога филогенетически оформилась и закрепилась в виде психического предвестника возможной боли, сигнала об опасности, которая еще не наступила. Уровень тревожности в большей степени определяется личными свойствами человека, чем реальной ситуацией. Тревога, несоразмерная с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию адекватного поведения, вызывает функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный дискомфорт – вот переживания, характерные для тревоги. Возникает ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. У человека в таком состоянии складывается впечатление о невозможности избежать угрозы. Ощущение безысходности, неотвратимости, угрозы, чувство надвигающейся катастрофы вызывают повышенную двигательную активность, стремление разрядить атмосферу, панические поиски помощи.

Монотония – состояние, вызванное с пониженным тонусом нервной системы. Это состояние противоположно стрессу, характеризуется сниженным уровнем жизнедеятельности, наступает в результате воздействия разнообразных раздражителей, то есть снижением внешней стимуляции. О монотонии можно говорить применительно к рабочей обстановке, существующей на производстве, но она может быть и результатом индивидуального стиля жизни или же следствием сложившихся обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод» чувств.

Одиночество вызывается внешней стимуляцией физического и социального характера. В человеке, как в существе социальном, исторически развивающемся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными. Поэтому потеря контактов с другими людьми, длительное одиночество предоставляют для него серьезный фрустирующий фактор. Общение человека с самим собой особенно обостряется в условиях одиночества. Различают абсолютное и относительное одиночество. Первое встречается сравнительно редко и, если исключить специальные эксперименты, – чаще всего бывает следствием несчастных случаев. Вне общения с другими людьми, естественно, становится значительно сложнее корректировать свой образ мыслей, поступков, настроения.



Одиночество есть форма социального голода. Как и дозированное физиологическое голодание, может быть и полезно и необходимо человеку как средство лечения души, восстановление себя, средство самосовершенствования. Человеку необходимо периодически оставаться наедине с собой, со своими мыслями и чувствами, со своими сомнениями и тревогами, находить лишь в самом себе слушателя и собеседника, советчика и утешителя.

Ночная психика – этим термином объединяется комплекс психических явлений, характерных для функционирования психики человека в ночное время. В ночные часы само существование природы становится ближе к нам, непосредственнее ощущаются и наши связи с ней, а сами переживания отличаются какой-то особой глубиной и остротой. Ночью усиливается чувство одиночества, человек остается один со своими мыслями, страхами, грозными образами. Темнота вызывает беспокойство, изменяются картины действительности: они делаются таинственными загадочными, а человек может почувствовать себя бессильным, одиноким, непонятым окружающими, оставленным всеми.

Скука – это эмоциональное состояние по своим внешним проявлениям схоже с состоянием монотонии, но значительно более сложной природы. Скука появляется там, где теряется смысл в работе или, еще шире, – в жизни. Тягостное состояние безделья и бессмысленного отдыха оказались настолько распространенным, что зарубежные психиатры даже выделили новую форму провоцируемого им заболевания, получившего название «воскресного невроза». В первую очередь страдает от этих явлений молодежь, расходующая свое жизненное время на поиски заменителей подлинных человеческих ценностей и увлечений. Именно с этим связан рост алкоголизма, юношеской преступности, сексуальных извращений во всем мире.

Однако скука может вызвать и полезное действие – «приводить в движение сознание» для рефлексивных процессов, посредством которых производится оценка сложившихся обстоятельств, дается начальный толчок для поиска путей выхода из этого тягостного положения.

Пытаясь сохранить свои кадры, зарубежные корпорации сделали ставку на коррекцию эмоционального состояния сотрудников. Их обучают методам профилактики стрессовых состояний. Разворачиваются широкие программы «хорошего самочувствия». Обычно они состоят из кратких лекций, которые читаются в обеденный перерыв и из которых сотрудники узнают, как лучше питаться, более эффективно распределять свое время, как бросить курить, как изменить себя и т.д. Наибольшую эффективность показывают программы, предусматривающие выявление конкретных источников стресса, разработку разнообразных подходов к их устранению или снижению действия. Компании затрачивают немалые средства на разработку психологических проблем, выявление стресс-факторов, их устранение, на восстановление у своих работников душевного равновесия. Затраты оправданы снижением уровня заболеваемости, повышением работоспособности, хорошим настроением сотрудников.


Медицина утверждает, что физические тренировки, проводимые систематически, значительно повышают стрессоустойчивость. Снижают психическое напряжение и занятия любым видом искусства, пребывание на природе, общение с домашними животными. Веселье, радость и смех также являются действенным средством борьбы со стрессом. Предполагается, что задача современного человека не в борьбе со стрессом, а в изменении отношения к нему. В противном случае возможны случаи неврологических заболеваний (депрессия).

Переживаемые эмоции и эмоциональные состояния при внимательном отношении друг к другу можно прочитать по лицу. Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека стала важнейшим инструментом общения.

Выразительные проявления являются как врожденными, так и развиваются социально, путем подражания. Одно из доказательств врожденности состоит в том, что у маленьких детей – слепых и зрячих – мимика одинакова. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, а у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о социальной регуляции.

Известно, что человек может контролировать свои эмоции и выразительные движения. Особенно ярко это заметно в процессе общения. Владение выразительностью мимики позволяет как убеждать, так и скрывать истинные эмоции.

Люди с разным типом темперамента, характера, представители различных национальностей, социальных слоев и культур контролируют свои эмоции в разной степени. Большое значение в управлении эмоциями имеет уровень волевого развития личности.

Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия, нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы Воля проявляется не только в умении активизировать себя на достижение цели, но и в умении воздержаться от чего-либо.


Волевое усилие – это сознательное саморегулирование в затрудненных условиях. Человек осуществляет деятельность с помощью волевых усилий, направленных на определение цели и плана предпринимаемого действия и на его исполнение. В процессе исполнения волевое регулирование проявляется в сознательном пуске действия, усилении или ослаблении этого действия, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении, остановке, переключении активности и другие действия.

Достижение целей личности связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия подразделяются на два вида – внешние и внутренние. Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и так далее. Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинить свою деятельность определенным задачам.

В основе волевого процесса лежат механизмы саморегуляции организма, имеющие рефлекторную природу. В процессе деятельности мозг человека получает информацию не только о результатах уже завершенного действия, но и о каждом этапе его выполнения, что обеспечивает постоянную корректировку поведения в соответствии с поставленной целью. Если при решении привычной задачи возникает трудность больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения, то происходит сознательная мобилизация; малоосознанные привычные усилия переходят в осознаваемые, волевые.

Волевое усилие тесно связано с мотивом действия. Без мотивации нет действия. С увеличением значимости мотива возрастают и возможности личности в мобилизации волевых усилий. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной подготовке к деятельности (выбор цели, принятие решения) и особенно в процессе исполнения.

Волевое усилие – одно из средств реализации мотива и цели.

Волевое усилие проявляется каждый раз, когда человек обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствии с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха.